Креативная экономика на протяжении нескольких лет активно растёт, обгоняя по темпам роста многие традиционные сферы бизнеса. Из-за всеобщей диджитализации мир меняется очень быстро, и у представителей креативного класса появляется больше возможностей для личностного, творческого и финансового роста. О том, что происходит с рынком креативных индустрий и какие ниши и профессии в скором времени окажутся очень востребованными, в своей авторской колонке для портала Biz360.ru рассказала CEO платформы Timepad Варвара Семенихина.
Варвара Семенихина – CEO эко-системы для организации ивентов и продажи электронных билетов
Timepad. Опыт работы в IT-индустрии и digital-маркетинге – свыше 10 лет. Возглавляла отделы маркетинга компаний «Яндекс.Медиасервисы», «Сбер.Звук», Zvooq и KidSquare. Эксперт по менеджменту и коучингу.
Креативная экономика и креативные индустрии – это довольно широкие понятия, и у многих экспертов в сфере экономики и бизнеса есть разные мнения на их счёт.
Так, член Консультационного совета по креативной экономике ООН и директор компании BOP Consultants Джон Хокинс в 2001 году составил список из 15 индустрий, которые производят креативные продукты или предлагают творческие услуги, и поэтому имеют экономическую ценность. Все эти индустрии – программирование, наука, кино, музыка и другие – вносят свой вклад в развитие креативной экономики.
Ричард Флорида, экономист, профессор университета Джорджа Мейсона в Америке и автор книги The Rise of Creative Class («Подъём креативного класса»), считает, что креативная экономика создаётся людьми, которые производят креативный контент или работают в творческих индустриях. Их он называет креативным классом. Внести вклад в развитие креативной экономики, по мнению Ричарда, может любой человек, обладающий творческим мышлением.
Юрген Саленбахер, создавший личный бренд для многих известных людей (например, для Пауло Коэльо), в своей книге Creative Personal Branding («Креативный персональный брендинг») отмечает, что креативная экономика – это то, что связывает культуру и общество, технологии и экономику на макро- и микроуровнях.
Благодаря Джозефу Пайну, американскому писателю и исследователю в области маркетинга, популярность получил термин «экономика впечатлений», которая тоже является составляющей креативной экономики. В одноимённом бестселлере Джозеф Пайн объясняет, что в наше время по-настоящему успешными становятся бренды, способные продать клиенту не только продукт или услугу, но и эмоцию.
Например, уникальную атмосферу для посетителей своих магазинов сумели создать IKEA, Apple, Starbucks, LUSH. В России пионером в этой сфере стала сеть антикафе «Циферблат», воссоздавшая внутри уютную обстановку советских квартир. Посетители здесь платят не за чашку кофе, а за проведённое время – то есть за полученные впечатления.
Эффективность экономики впечатлений подтверждена исследованиями: по данным Eventbrite и Harris, 78% миллениалов с большей вероятностью потратят деньги на получение нового опыта, чем на вещи.
При этом все мировые эксперты сходятся в одном: в современном мире креативность – необходимая составляющая любого бизнеса.
Мы живём в период трансформации и изменений, которые затронут все бизнесы и индустрии – креативные в первую очередь. Пандемия только ускорила переход к новой нормальности: весь мир оказался в ситуации нестабильности и неопределённости. Это явление даже получило название VUCA-мир: аббревиатура от производных Volatility (непостоянство), Uncertainty (неопределённость), Complexity (сложность) и Ambiguity (неоднозначность). И хотя этот акроним появился во время экономического кризиса в 2008 году, сейчас о нём заговорили в совершенно новом контексте.
В 2020 году каждый человек осознал, что есть явления и события, на которые он никак не может повлиять. В то же время креативным индустриям и предпринимателям пришлось срочно перестраиваться под новые реалии, осваивать новые профессии и навыки.
В VUCA-мире могут выжить и начать зарабатывать те специалисты, которые способны с лёгкостью переключаться с одной сферы деятельности на другую – Slash People. Такой термин появился потому, что в резюме таких людей можно часто увидеть знак «/» (слэш). Например, «Писатель/Иллюстратор/Консультант». Slash People также называют художников, дизайнеров и любых других творческих людей, которые, чтобы привлечь внимание к своему контенту, освоили навыки SMM.
Пандемия подтолкнула увеличение онлайн-потребления, поэтому в будущем самыми востребованными окажутся те креаторы, которые смогут адаптироваться под новую цифровую реальность. Более высоких результатов будут добиваться Slash People, обладающие смежными навыками в разных сферах:
Цифровые или NFT-художники (художники, продающие свои цифровые работы в диджитал-пространстве). Так, российский художник Евгений Зубков продал свою цифровую картину PANDORA’S BOX за 5,4 ETH (обозначение крипто-валюты эфириума) или $10 488.
Fashion Tech (дизайнеры и разработчики инновационных мобильных приложений или онлайн-сервисов). Тренд на экологичность и sustainable fashion мотивирует дизайнеров со всего мира переходить в онлайн. Например, модель Саша Паника создала своего виртуального инста-двойника Асю Страйк, а «Яндекс» разработал приложение Sloy, в котором есть функции распознавания одежды (можно узнать, что носят звёзды кино по их фотографиям) и виртуальной примерочной.
Event Tech и VR (перфомеры и режиссёры, способные перенести спектакли в виртуальную реальность). Театры стали активно осваивать эту сферу во время пандемии. Например, БДТ поставил сокращённую версию «Вишнёвого сада» в Minecraft. По прогнозу Universal University, российский VR-рынок будет расти в среднем на 31% в год, уступая только китайскому (36% в год).
Новые медиа (журналисты/блогеры). Традиционные печатные СМИ стремительно уступают место новым медиа – онлайн-изданиям, Telegram-каналам, блогерам, инфлюенсерам, мобильным приложениям и стриминговым платформам. В 2020 году в России даже был запущен проект SRSLY, главной темой которого стал образ жизни известных инфлюенсеров. Его аудитория активно растёт.
Последние 20 лет креативная экономика стабильно растёт во многих странах. Так, по данным ООН, её объем с 2002 по 2015 годы вырос более, чем в два раза: с $208 миллиардов до $509 миллиардов. Вклад креативной экономики в мировой ВВП составляет более 6,1%.
Что касается финансирования, по уровню инвестирования в креативные индустрии в десятку городов-лидеров вошли: Стокгольм, Шанхай, Шэньджэнь, Париж, Брюссель, Амстердам, Сидней, Москва, Сеул и Торонто. Важность роли городов в формировании креативного предпринимательства подчеркнул Ричард Флорида в своей книге The Rise of Creative Class, отметив, что креативные коммьюнити во многом формируются за счёт благоприятной социально-бытовой инфраструктуры.
В России центром креативной индустрии является Москва. Именно здесь расположены самые известные структуры и агломерации для творческих людей, которые помогают освоить креативные профессии и приобрести единомышленников.
Например, Агентство креативный индустрий запустило в этом году акселератор – программу мастер-классов и мероприятий для кинопродюсеров, а также специалистов в сфере искусства, архитектуры, музыки, новых медиа, моды и дизайна. Благодаря давно существующим креативным кластерам, таким, как Artplay, «Флакон», «Винзавод» и «Музей Гараж», художники, перформеры, дизайнеры, организаторы мероприятий и многие другие могут найти творческое пространство для реализации и продажи своих работ.
Получить соответствующее образование креаторы могут в московских независимых институтах:
-
Университет креативных индустрий Universal University (обучение проходит на английском);
-
Московская высшая школа социальных и экономических наук (более известная как Шанинка);
Правда, обучение в этих институтах дорогостоящее. Поэтому ещё до поступления современным креаторам приходится думать о том, как заработать на своём творчестве, чтобы накопить средства на обучение.
Чтобы стать успешным креативным предпринимателем сегодня, нужно не только создавать контент, но и уметь монетизировать его. Существует несколько крупных платформ и инструментов, которые помогают креаторам зарабатывать на контенте.
-
Patreon. Эта платформа позволяет креаторам строить вокруг своего контента лояльное сообщество, которое регулярно оказывает им финансовую поддержку.
-
Kickstarter и Planeta.ru. Краудфандинговые платформы, позволяющие собрать средства на реализацию творческого проекта. Например, на запуск видеоигры, запись музыкального альбома, съёмку фильма или публикации книги.
-
Литрес и Ridero. Сервисы для публикации электронных книг, которые помогают современным писателям легко публиковать цифровые книги и продавать их. Комиссия от продаж у этих сервисов намного меньше, чем у традиционных издательств.
-
Timepad. Сервис, который уже 12 лет является стейкхолдером креативной индустрии в России, сегодня диктует многие тренды в этой сфере. Теперь на платформе можно не только создавать страницы для продажи билетов, но и выкладывать любой креативный контент – онлайн-курсы, вебинары, товары для мерча, VR-ивенты и тому подобное – и зарабатывать на нём.
-
NFT-площадки. С помощью таких платформ, как OpenSea и Rarible, художники и графические дизайнеры могут продавать свои цифровые работы.
-
Коллаборации с брендами. Передовые fashion и beauty-бренды активно сотрудничают с цифровыми художниками и инфлюенсерами. Так, художник-каллиграф Покрас Лампас в 2018 году создал новую спортивную коллекцию в коллаборации с Reebok.
Российское государство пока что поддерживает креативные индустрии не так активно, как США или Великобритания. Но есть независимые финансовые фонды, например, московский фонд современного искусства V-A-C, оказывающий поддержку российским художникам, кураторам и исследователям. А фонд «Кинопрайм» помогает российским кинематографистам привлечь инвесторов и покрыть до 50% производственных расходов.
-
Освойте навыки SMM и заведите страницы-портфолио в социальных сетях.
-
Выберите подходящую для монетизации вашего контента онлайн-платформу.
-
Соберите вокруг своего творчества лояльное сообщество, готовое вас финансово поддержать.
-
Если у вас есть амбициозный творческий проект, обратитесь в известные фонды для креативных предпринимателей.
-
Будьте в центре событий: знакомьтесь и сотрудничайте с крупными арт-площадками и известными брендами.
-
Если у вас есть желание и средства, пройдите обучение в ведущих креативных институтах страны.
Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в Facebook и канал на «Яндекс.Дзен».