Лучшая защита – нападение: как и зачем бизнесу оформлять авторские права на свой продукт

Прочтёте за 5 мин.

Рекомендации основателя компании STAVROS Андрея Рагозина

IT-инструменты, которые использует Андрей Рагозин

  • IREG.pro
  • Гарант
  • Telegram
  • 2ГИС

Каждый предприниматель, производящий уникальный товар, хочет защитить себя и свой продукт от потенциального копирования. Для этого необходимо защитить авторские права на этот продукт. О том, как полноценно оформить авторские права и каким образом защита интеллектуальной собственности помогает развитию бизнеса, порталу Biz360.ru рассказал основатель мебельной компании STAVROS Андрей Рагозин. Думаем, что его рекомендации будут полезны и компаниям из других сфер бизнеса.

Досье

Андрей Рагозин – предприниматель из Санкт-Петербурга, основатель и генеральный директор компании по производству мебели, декора и фурнитуры STAVROS. Окончил Ставропольское художественное училище, в 2002 году переехал в Санкт-Петербург, где на съёмной квартире изготовлял деревянный декор, а спустя год открыл небольшую мастерскую в центре города. В 2007 году мастерская превратилась в полноценное производство по изготовлению мебели и изделий из дерева. В 2019 году оформил первый патент на изделие своей компании. Сейчас авторское право на изделия STAVROS подтверждено в 179 странах мира.

Андрей Рагозин

Зачем авторское право мебельщикам и другим производителям

Авторское право – это право человека или компании на объект или изделие, которое он или они создали. Например, если человек написал книгу, нарисовал картину или разработал компьютерную программу, то ему автоматически присваивается авторское право на эти объекты. Таким объектом человек может распоряжаться по своему усмотрению: может его производить, копировать, публиковать, продавать, передавать и т.д. 

Авторское право распространяется не на сами идеи, а только на результат этих идей конечный продукт. В мебельной индустрии конечным продуктом может быть, например, изделие из дерева, декор или чертёж прикроватной тумбочки с уникальным дизайном. В этой сфере защита интеллектуальной собственности нужна не только крупным производствам, но даже и начинающим мастерам. И вот почему. 

1. Отстройка от конкурентов 

Бренд или отдельный исполнитель, привлекая внимание потребителя новизной, инновационным дизайном или необычными функциями своего продукта, выделяется среди конкурентов. В бизнесе это считается эффективным показателем конкурентоспособности, который влияет на репутацию и повышает доверие со стороны клиентов и мебельной индустрии. 

2. Защита идей государством 

В соответствии со статьёй 1255 Гражданского кодекса РФ, автор произведения имеет право: на авторство, имя, неприкосновенность произведения и его обнародование. То есть, после прохождения нужных процедур и получения подтверждающих документов ваша продукция будет охраняться законом. 

3. Судебное преследование плагиаторов 

Если вы используете продукт в коммерческих целях (например, производите и продаёте придуманный вами стол), то можете столкнуться с прямым или скрытым воровством идей. А иногда и с открытым контрафактом и кражей (копированием) ваших изделий. В этом случае документы, подтверждающие авторское право на производимый товар, станут весомым доказательством в суде. И для нарушителя может наступить гражданско-правовая (компенсация до 5 млн рублей), административная (штраф до 20 тысяч рублей для ИП и малых предприятий и до 40 тысяч рублей для средних и крупных компаний) или уголовная (от штрафа до 200 тысяч рублей до лишения свободы до 6 лет) ответственность. 

Например, компания STAVROS разрабатывает много новых изделий, зачастую инновационных в своей отрасли, поэтому их часто копируют и выкладывают копии наших моделей на своих интернет-площадках конкуренты. Мы постоянно отслеживаем, что происходит на нашем рынке, мониторим социальные сети и сайты производителей. После выявления нарушений пишем досудебную претензию. В большинстве случаев после этого плагиат удаляют из интернета. Однако есть те, кто не реагирует на наши обращения. С ними мы судимся. Что для этого нужно? 

Первым делом нарушения заверяет нотариус, который осматривает интернет-площадки плагиаторов и делает скриншоты. Затем мы оплачиваем госпошлины, собираем всю доказательную базу (свидетельства о депонировании, патенты, фотоархив разработки, каталоги и товарные накладные, подтверждающие производство и продажу изделий). Далее делаем контрольную закупку копий наших изделий и видео получения товара с закрывающими документами нарушителя. В итоге с этим набором обращаемся в суд, выигрываем и получаем финансовые компенсации и возмещение судебных расходов. 

4. Дополнительная ценность 

Оригинальный дизайн, отличающийся от конкурентов, поможет начинающему мастеру или мебельной фабрике продавать свои изделия дороже. Что напрямую влияет на прибыль бизнеса. 

Если вы придумали оригинальный дизайн продукта (например, декор), он нравится покупателям, юридически защищён и при этом его производите только вы можно смело выставлять стоимость изделия выше рынка. 

Два способа оформить авторское право на идеи мебельного продукта 

Вообще, этих способов четыре: депонирование, патентование, копия работ у нотариуса и оформление авторского права от исполнителя по договору. Но в мебельной индустрии обычно выбирают первые два способа, так как остальные можно применить только к текстовому контенту. 

1. Депонирование 

Депонирование – самый распространённый способ защиты авторского права в мебельной индустрии. Копии произведения – чертежи, изображения, 3D-модели или описания товара – загружаются на специальные платформы организации, которая занимается депонированием. Например, Российское авторское общество. После выгрузки данных произведению присваивается автор, а также указывается дата подачи материалов и выдаётся свидетельство на произведение искусства или промышленный образец. 

Депонирование

Услуга стоит порядка 1500 рублей за один объект. Обычно депонированием занимаются частные организации. Мы используем онлайн-платформу по защите интеллектуальной собственности IREG. Если дело дошло до судебного конфликта, то такие организации могут предоставить выписку из своего реестра с указанием авторства и даты, что станет неоспоримым доказательством в суде. 

2. Патентование 

Если вы действительно верите в созданный продукт и в его серьёзный потенциал на рынке, то на него целесообразно делать патент. Это государственный охранный документ, который даёт автору исключительное право на использование придуманного товара – полезной модели или промышленного образца. 

Полезная модель – это новое техническое усовершенствование любого устройства. Например, инновационная насадка на сверло. Промышленный образец – это новое решение внешнего вида изделия. Новой может быть форма, сочетание цветов или контуров, декор, текстура или фактура материала. 

Патент на декор

Есть два способа получить патент: подать заявку самостоятельно через Роспатент или обратиться к патентному поверенному. Разберём каждый способ по отдельности. 

1. Самостоятельно. Для государственной регистрации изобретения в Роспатенте автор должен предоставить следующий перечень документов:

  • заявление;

  • описание изобретения (его функции и возможности) и чертежи;

  • согласие на обработку персональных данных;

  • квитанция об уплате госпошлины 5000 рублей. 

Без учёта государственной пошлины патент может стоить от 45 000 рублей. В эту сумму входит онлайн-оформление и подача заявки. 

Официальный срок регистрации патента на промышленный образец – 20 месяцев и 2 недели. Как правило, Роспатент проводит проверки быстрее, примерно за полгода. За дополнительную плату можно ускорить регистрацию до 3 месяцев. 

2. С помощью патентного поверенного. Я рекомендую обратиться к проверенному патентному поверенному – специалисту, который может проконсультировать и проведёт исследования на новизну вашего продукта, а также имеет опыт ведения дел с федеральным органом по интеллектуальной собственности. Специалист должен проверить, что изобретение не существовало ранее и подать заявку на регистрацию в Роспатенте. От подачи заявки до получения патента может пройти 11-12 месяцев. 

Если говорить о нашем производстве, то для защиты изделий мы используем и депонирование, и патентование. Делать патент на 20 тысяч артикулов очень дорого, поэтому мы чаще депонируем изделия, а патент регистрируем только для самых значимых товаров. Например, такую резную накладку мы задепонировали. А на такой комплект декора – сделали патент. 

Как защита авторского права помогает в развитии и продвижении бизнеса

Про судебное преследование плагиаторов и воров, отстройку от конкурентов и увеличение стоимости изделий написано выше. Это важные моменты для любого бизнеса, не только мебельного. 

А вот дополнительные преимущества для мебельщиков: 

1. Монетизация 

Если мебельное предприятие обладает патентами на свою продукцию или любой другой интеллектуальной собственностью, то оно может выдать лицензии на пользование этими патентами другим компаниям и получать с этого дополнительный доход. Другой вариант – зарегистрированную интеллектуальную собственность можно продать или передать по договору франшизы. 

2. Защита идей на мировом рынке 

Если на товар получен патент на промышленный образец или полезную модель, то интеллектуальная собственность компании защищена на мировом уровне. Что позволяет ей смело выходить с продукцией на глобальный рынок. 

Российский патент может действовать и за границей. Согласно п.1 ст.1395 Гражданского кодекса РФ, заявка на выдачу патента на изобретение или полезную модель, созданные в России, может быть подана в иностранном государстве или в международную организацию по истечении 6 месяцев со дня подачи соответствующей заявки в Роспатент. 

Также можно обратиться в национальные патентные ведомства иностранных государств или подать международную заявку в Роспатент в соответствии с договором о патентной кооперации (РСТ). 

Кроме того, можно получить региональный патент (например, евразийский или европейский), который действует в любой из стран-участниц регионального патентного ведомства при условии уплаты годовых пошлин за поддержание патента в силе. 

3. Интеллектуальная собственность как нематериальный актив 

Зарегистрированные в качестве интеллектуальной собственности изделия учитываются как нематериальные активы предприятия. Все разработки принадлежат компании, поэтому можно без боязни вкладывать деньги в свои продукты. 

4. Привлечение инвестиций 

Компания STAVROS обходится без привлечения инвесторов. Мы растём исключительно за счёт собственных средств. И советуем предпринимателям рассчитывать только на свои силы. Но не у всех есть такая возможность.

Наличие интеллектуальной собственности позволяет некоторым владельцам привлечь инвестиции в мебельный бизнес. Обычно инвесторы тщательно анализируют компанию, прежде чем в неё вкладываться. Веской причиной для положительного решения с их стороны может стать документально подтверждённая интеллектуальная собственность, отражённая на балансе предприятия. Например, один из вариантов получения инвестиций – под залог интеллектуальных прав на продукт. 

Не только защита, но и развитие

Подведём итог. Подтверждённое авторское право на изделия в мебельной индустрии не только защищает автора изделия от копирования и контрафакта, но и даёт ему весомые преимущества в развитии бизнеса. Даже если это небольшая мастерская. Главное – верить в себя, в свой продукт и идти вперёд.

Defence

Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-каналстраницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».

20 марта 2025

Комментарии

1
  • Николай 20.03.2025 14:54

    Интересный материал. Возьмем на вооружение))

Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов