Подкаст – это аудиоблог или аудиошоу. По сути, это радиопередача, которая записана заранее и её можно слушать онлайн или скачать и слушать в удобный момент. Если изначально подкасты записывали блогеры и эксперты, то сегодня и бизнес обратил внимание на этот инструмент. И вот уже компании становятся спонсорами чужих выпусков или записывают свои собственные. О том, какие цели может решить бизнес с помощью подкаста, в своей авторской колонке для портала Biz360.ru рассказала Ирина Подрез, предприниматель и автор подкаста «Шире чек».
Ирина Подрез – 27 лет, предприниматель из Санкт-Петербурга, автор подкастов
«Шире чек» и «Что тебе ещё надо?». Окончила экономфак Санкт-Петербургского госуниверситета. В сфере маркетинга работает с 20 лет. В 23 года открыла собственный бизнес, связанный с производством женской одежды. Затем создала маркетинговое агентство полного цикла по монетизации в Instagram. Подкаст «Шире чек» начала делать в 2020 году. За год у него более 600 000 прослушиваний.
Подкасты во всём мире стали набирать популярность довольно давно: как отдельная индустрия они существуют более десяти лет. В России они стали находить свою аудиторию в последние два-три года. Популярность подкастов можно объяснить удобством для пользователей – их можно слушать за рулём, дома во время бытовых дел или на тренировке.
Я сама пришла к производству подкастов довольно неожиданно. На одной из деловых конференций я познакомилась с девушкой, у которой около года был свой подкаст. И она предложила сделать мне свой. Честно говоря, когда я соглашалась на это, то ничего особенного не ожидала. Я очень люблю говорить и делиться своими мыслями с окружающими. Мне понравилась идея, что можно записать развёрнутое аудио, в котором я могу спокойно и аргументировано донести свою точку зрения.
Тема была понятна сразу – продажи. Во-первых, это моя основная тема, на которую я готова говорить часами, а во-вторых, такой темы в подкастах ещё не было. Так и появился проект «Шире чек».
У меня есть продюсер со своим продакшеном. Один-два раза в месяц я приезжаю в студию, сажусь и записываю сразу несколько выпусков. У меня нет никаких сценариев, пишу экспромтом с первого дубля. Я рассуждаю на темы, которые интересны моей аудитории – в первую очередь, моим подписчикам в Instagram, и отвечаю на вопросы, которые заранее получаю от слушателей. Дальше материал уходит в монтаж.
Так как я говорю довольно чисто, то и монтаж занимает не так много времени, и, соответственно, не так дорого стоит. Поэтому у меня и есть возможность выпускать подкаст два раза в неделю: всё проходит оперативно.
Если это подкаст с приглашённым спикером – то я также получаю вопросы от аудитории, и мы просто беседуем с этим человеком. Темп спокойный, совершенно не напрягающий какую-либо из сторон.
Чтобы не вводить в заблуждение, что всё с подкастом так легко и дешёво, скажу – нет, это не так. Просто подкаст – дешевле, чем многие другие инструменты маркетинга. На данный момент средняя стоимость записи одного подкаста – от 30 000 до 60 000 рублей. И конечно, чтобы записывать всё экспромтом, нужно особое мышление. В противном случае может понадобиться сценарий, а это дополнительное время и траты на его написание.
Конечно, нужно заниматься продвижением своего подкаста. Даже если у вас нет задачи его монетизировать, он без дополнительных усилий не начнёт набирать прослушивания. У меня первыми слушателями стали подписчики моего блога в Instagram – именно там я рассказывала о своём новом проекте «Шире чек».
Сейчас мы удерживаем второе место в категории «Маркетинг» в подкастах «Яндекс.Музыки» и регулярно попадаем в топ других площадок. Я не прикладываю для этого дополнительных усилий. Сама площадка анализирует рейтинг подкастов и формирует списки лучших из них. Ей выгоден классный контент, потому что он привлекает к ней слушателей на постоянной основе.
Хороший контент продвигает себя сам. Например, ссылку на мой подкаст размещали крупные блогеры, которые после его прослушивания находили для себя что-то новое в теме продаж, также ссылки размещали в Telegram-каналах. Плюс у меня большое органическое продвижение – аудитория регулярно репостит ссылки.
Конечно, подкаст можно монетизировать. Например, в моём инста-блоге вообще нет рекламы, но в подкасте я беру за рекламную интеграцию от 25 000 рублей. И в моём случае подкаст – это воронка на блог и мои информационные продукты. То есть монетизация есть, но не напрямую, а в несколько ином виде.
Свой подкаст «Шире чек» я делала в партнёрстве с банком «Точка». У нас с ним была интеграция на четыре выпуска, за которые я получила оплату. Плюс у банка остаётся право прийти спонсорами всего сезона, когда мы его начнём.
В целом подкаст – это не инструмент для прямых продаж. Он «утепляет» аудиторию, нацелен на подтверждение экспертности ведущего и на развитие бренда, работает на долгосрочную перспективу. Например, кто-то слушает мой подкаст несколько месяцев и только потом приходит за моими консультациями или инфопродуктами.
В подкасте нет прямых ссылок на продукт, слушатели, если их заинтересует мой рассказ, переходят на мой аккаунт в Instagram. И смотрят там, есть ли у меня продажи или нет. А они, кстати, открыты не всегда, и в конкретный момент их может просто не быть.
Подкаст пока – очень неизбитый маркетинговый инструмент, и только некоторые компании его используют. Это довольно бюджетный инструмент – несмотря на продакшн, это дешевле чем YouTube и онлайн-реклама. При этом здесь совершенно другой контакт с аудиторией.
Не секрет, что реклама в таргете это про «баннерную слепоту», и нет возможности долго взаимодействовать с аудиторией – есть всего несколько секунд внимания, чтобы увлечь потенциального клиента. В подкасте куда больше времени на донесение своей мысли. Ни в одном другом маркетинговым инструменте это сделать невозможно.
Самое важное – определиться с темой. Можно идти от запроса и интереса аудитории. Можно посмотреть на конкурентов, изучить рейтинги и отклики слушателей. В любой нише можно сделать что-то интересное, но всё зависит от формата: длительность записи, присутствие гостей, рубрикатор и так далее.
Производство подкастов можно передать на аутсорс. Я знаю компании, где всё происходит именно так. Но есть и подкасты, для которых компании или предприниматели придумывают всё сами – пишут сценарий, ищут спикеров, занимаются монтажом. Здесь всё зависит от цели и имеющегося бюджета.
Основная сложность в подкасте – его продакшн. Можно промахнуться в самом начале, выбрав неправильный формат, длительность или тему. Но если вы попали в «яблочко», то дальше всё идет как по маслу.
Для спикера, у которого одно из качеств – сильная харизма, подкаст станет идеальным инструментом продвижения. Текст, который он произносит, и голос способны передать харизму и усилить экспертность в том или ином вопросе.
Подкаст – это идеальный инструмент для личного бренда. С его помощью можно интересно раскрывать миссию компанию, её ценности и особенности. Ни в одном другом инструменте невозможно сделать это так быстро. За год в подкасте можно рассказать буквально обо всём и сделать аудиторию амбассадорами бренда.
Подкаст остаётся в медиапространстве, в отличие от тех же сторис в Instagram – его можно переслушивать и спустя месяцы, а это значит, что продажи будут генерироваться ещё долгое время.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в Facebook, аккаунт в Instagram и канал на «Яндекс.Дзен».