Более половины компаний микро-, малого и среднего бизнеса сократили свои рекламные бюджеты в прошлом году. Из-за запрета самых популярных соцсетей в России и ухода иностранных сервисов рекламодатели вынуждены искать новые площадки и способы, как вложения в маркетинг сделать более эффективными. О том, как меняется рекламный рынок и как российские компании работают в новых условиях, рассказал Артур Саркисян, коммерческий директор маркетинговой платформы Calltouch.
Артур Саркисян – коммерческий директор маркетинговой платформы Calltouch. Эксперт в области интернет-маркетинга. Работал в команде «Яндекса», где возглавлял группу по работе с ключевыми клиентами в автоиндустрии. В компании Calltouch с 2019 года, коммерческий директор – с 2021 года.
В нестабильные времена больше всего страдают инвестиции в маркетинг. Когда компания начинает «сушиться», она меньше вкладывается в рекламу и связанных с нею специалистов. Это подтвердило исследование «Индекс здоровья российского бизнеса», которое мы провели вместе с платформой онлайн-рекрутинга hh.ru и банком «Точка». 52% компаний микро-, малого и среднего бизнеса сократили свои рекламные бюджеты с прошлого года.
На рынок маркетинга в России повлияли следующие факторы:
-
Стремительный переход бизнеса из офлайна в онлайн. Пандемия первой доказала, что бизнесу нужно быстро адаптироваться и делать так, чтобы все процессы происходили в онлайне. Последующие события только укрепили эту тенденцию.
-
Рост и падение в целом покупательского спроса. Были моменты, когда спрос становился максимально низким – тогда люди не понимали, что им вообще нужно делать. И им было, мягко говоря, не до покупок. Когда они адаптировались к новым условиям, то стали больше интересоваться определёнными товарами и услугами.
-
Запрет в России наиболее крупных по объёмам трафика социальных сетей – Facebook и Instagram (принадлежат компании Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена). Большое количество рекламодателей, которые привлекали клиентов через эти соцсети, не могут пользоваться данными площадками.
-
Отключение монетизации в Google. Здесь речь не только про YouTube, но и про поисковую систему Google. Сейчас невозможно настроить рекламу в данном поисковике, чтобы в ответ на запрос показывались объявления рекламодателей. При этом аудитория площадки никуда не делась. Кто пользовался поисковой системой Google, тот так и продолжает это делать. Самый главный вопрос – как рекламодателям теперь дотянуться до аудитории?
Сокращение маркетинговых бюджетов. Объяснимое явление в ситуации экономической неопределённости. Желая сэкономить, компании сокращают часть расходов. И первыми страдают, как правило, маркетинговые бюджеты.
Рост стоимости привлечения клиентов. Так как невозможно разместить рекламу в сервисах Google, а часть соцсетей недоступна, происходит сокращение количества рекламных площадок. Это можно проиллюстрировать таким примером. Есть тридцать рекламодателей. Раньше они были разбросаны по разным площадкам, а сейчас собраны на одной. И получается, что раньше 10 рекламодателей боролись за клиентов на одной площадке, а сейчас на одной же площадке их стало 30. Конечно, стоимость привлечения клиентов при таких вводных увеличивается.
Закупка инвентаря, который позволяет присутствовать на разных площадках. Многие компании сокращают свои расходы на маркетинг в пользу технологических решений.
Использование и развитие мессенджеров. Этому способствует то, что в конце прошлого года на 11% увеличилось количество людей, совершавших покупки в мессенджерах, по сравнению с началом 2022 года.
Более активное использование российских соцсетей и сервисов. После февраля 2022 года в России стали недоступны некоторые иностранные сервисы, связанные с настройкой и аналитикой маркетинговых активностей. 16% отечественных компаний нашли замену заблокированным соцсетям, а 60% – недоступным сервисам. Большое количество рекламодателей пошли в VK, где пытаются найти свою аудиторию. Тем более что сервис VK очень сильно развивается с точки зрения появления нового инвентаря и визуализации всего контента.
Активная работа с собственной клиентской базой. Когда привлечение новых клиентов становится очень дорогим, компании обращают внимание на собственную клиентскую базу. Текущим клиентам начинают отправлять SMS и письма, звонить. Не очень популярная пока тема – автоматизация работы с клиентской базой. Но это стоило бы сделать, чтобы постоянно напоминать о себе, а не разово и в ручном режиме.
На рынок маркетинга в России будут влиять события, происходящие в отечественной экономике. Мы наблюдаем следующие тренды:
-
Маркировка рекламы. Рекламодатели должны предоставлять свои данные, чтобы государство могло оцифровать всё то, что происходит в стране в рамках рекламных инвестиций. То есть рынок становится более прозрачным.
-
Фокус на аналитике. Многие компании хотят анализировать пользовательский путь. Условно говоря, чтобы привлечь одного клиента, раньше нужно было показаться ему 30 раз. То есть именно столько раз он должен был увидеть рекламу или упоминание бренда, чтобы совершить покупку. Сейчас компании задумываются, можно ли сократить этот цикл и показаться для достижения результата не 30 раз, а только 10? Все стремятся к сокращению цикла от момента изучения до обращения в компанию.
-
Кастомизация аналитических решений. Они будут учитывать специфику реальной компании или агентства.
-
Автоматизация рекламы. Активное использование сервисов, где для настройки рекламной кампании требуется нажать буквально пару кнопок. Работа с такими решениями требует меньшую экспертизу в рамках маркетинга и позволяет привлекать меньше сотрудников.
-
Развитие рынка маркетинговых и рекламных агентств происходит за счёт появления новых брендов и марок. Им требуется реклама, а значит, у агентств появляется больше работы.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».