В условиях конкуренции любому производителю важно соответствовать ожиданиям потенциальных покупателей. А их всегда интересует соотношение «цена-качество». Бизнесу приходится пристально анализировать собственные финансовые показатели, чтобы не работать в убыток, но и не выставлять неконкурентную стоимость на свои товары. О том, из чего складывается себестоимость продукции и как можно снизить прямые затраты, порталу Biz360.ru рассказывает вице-президент по корпоративным продажам Inventive Retail Group Илья Лавренов.
Илья Лавренов – вице-президент по корпоративным продажам Inventive Retail Group. Получил высшее техническое образование в Ярославском государственном техническом университете. На руководящих должностях работает с 2000 года. Более 20 лет занимается продажами.
Под термином «стоимость товара» подразумевают средства, которые были затрачены на его создание. В экономике стоимость товара и его цена – не синонимы. Для бизнеса цена – это предвестник дохода, который будет получен после продажи товара, тогда как стоимость отражает прошлые расходы. В этом случае правильнее говорить о себестоимости.
Может показаться, что расчёт себестоимости не несёт практической выгоды. Контрагенты или покупатели в любом случае приобретут товар по той цене, которую установит производитель. Однако смысл в расчёте себестоимости имеется. Есть как минимум две причины рассчитывать этот финансовый показатель:
-
Планируя запуск новой продукции, важно оценить предварительные расходы и понять, будет ли этот шаг экономически оправдан.
-
Имея полный расчёт себестоимости, можно перейти к следующему этапу: разработать комплекс мер для её снижения и, как итог, установить конкурентную торговую наценку на товар.
К тому же, анализируя точные данные о себестоимости товара, компания сможет осуществлять взвешенное налоговое планирование. Если необоснованно увеличится себестоимость, то снизится база для расчёта налога на прибыль. Это может вызвать вопросы у налоговой.
Предоставление предварительной калькуляции себестоимости часто требуется при получении банковской гарантии. Банк таким образом оценивает эффективность производственных процессов. Крупные заказчики также могут запросить прекалькуляцию при выборе надёжного контрагента.
Поскольку себестоимость – это сумма всех издержек, которые понесла фирма в процессе производства и продажи продукта или создания услуги, статьи расходов зависят от специфики и масштабов бизнеса. Затраты компании, которая занимается добычей и переработкой полезных ископаемых, будут существенно отличаться от расходов пекарни.
Все издержки принято подразделять на производственные затраты, коммерческие и накладные расходы. При этом прямые – производственные – затраты формируют себестоимость определённого товара полностью. А накладные и коммерческие разделяются между всеми товарами, которые производит компания.
Рассмотрим, что относится к разным типам издержек.
Производственные затраты, то есть средства, которые напрямую связаны с производством:
-
материально-производственные запасы – исходные материалы, товары и услуги сторонних предприятий;
-
оплата востребованных при производстве ресурсов;
-
доработка товаров или изготовление продукции;
-
пробный выпуск продукции с последующей наладкой оборудования;
-
затраты на контроль качества, сопровождение и гарантийный надзор продукции, устранение недостатков и потери от брака;
-
зарплата персонала, а также выплата авторских вознаграждений;
-
уплата страховых взносов за персонал;
-
налоги, сборы и платежи в бюджет.
Накладные расходы, то есть затраты на управление и обслуживание:
- амортизация, а также содержание и эксплуатация производственных помещений, оборудования и техники;
- управление и организация работы компании в целом – зарплата администрации, бухгалтерии, аудиторские услуги;
- обслуживание производства – зарплата технического персонала;
- непроизводительные расходы – потери из-за простоев или порчи материальных ресурсов;
- расходы на связь, интернет, ПО;
- командировочные и представительские расходы, приобретение имущества в служебных целях;
- уплата страховых взносов за управленческий и обслуживающий персонал;
- оплата аренды, ремонта и коммунальных услуг.
Коммерческие расходы, то есть затраты на логистику и реализацию товара:
-
упаковка и хранение, включая приобретение тары;
-
погрузка и доставка до места, указанного в договоре (самостоятельно или силами транспортной компании);
-
расходы на рекламу;
-
содержание собственных складов или магазинов;
-
комиссионные сборы и отчисления;
-
прочие расходы по реализации.
В мировой практике для снижения себестоимости бизнес часто прибегает к услугам контрактного производства, выбирая производственные площадки на аутсорсе, например, в Китае. У такого варианта есть свои плюсы, но и минусы существенны – потребуются усиленные меры по отбору поставщика и контроль за соблюдением технологического процесса.
В качестве примера расскажу о работе над коллекцией конструкторов «Сказки», которую мы запустили в продажу в ноябре 2023 года. Мы провели предварительную калькуляцию себестоимости и решили, что на данный момент создавать производство в России с нуля нецелесообразно. Потребуются огромные капиталовложения на покупку сложного оборудования по изготовлению пресс-форм и работе с тонким ABS-пластиком. Кроме того, пришлось бы тратить значительные средства на приобретение импортных красителей. Было принято решение выпускать наш конструктор на китайском предприятии.
В нашем случае себестоимость формировалась из следующих факторов:
-
Выплаты, связанные с использованием интеллектуальной собственности.
-
Зарплата дизайнеров и архитекторов команды Brick Labs, которые разработали реалистичные фигурки, одежду, древнерусские предметы быта и аксессуары. А ещё проработали разные конструкторские решения, чтобы детский конструктор быстро собирался и разбирался, был устойчивым и понятным.
-
Расходы по поиску подрядчика в Китае, который согласился бы работать с заказами на полностью оригинальный конструктор в нужном нам объёме и тщательно выдерживал бы качество.
-
Затраты на изготовление пробных наборов, в том числе на выявление проблем и их устранение, которое требовало значительных временных интервалов.
-
Расчёты с подрядчиком за материалы, полуфабрикаты, зарплату рабочих и прочие прямые затраты, которые были зафиксированы в виде контрактной цены.
-
Затраты на логистику и таможенные сборы.
-
Расходы на рекламу.
Практика показывает, что изменения, которые происходят в цепочке себестоимости при переносе производства на иностранную площадку, приводят к снижению прямых затрат.
В то же время растут накладные расходы на логистику, управление и организацию – на обсуждения, согласования с подрядчиком, пересылку и утверждение образцов. А поскольку каждый из образцов проходит растаможку, таможенные сборы тоже множатся. При этом усиливается роль руководящего звена – соответственно, необходимо привлекать высокооплачиваемых сотрудников с опытом и деловым чутьем.
Важно просчитать все факторы и принимать взвешенное решение, чтобы выставить такую наценку на себестоимость, при которой цена товара будет выгодна для бизнеса и комфортна для покупателя.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».