Есть бизнесы вечные, а есть те, которые постепенно исчезают из нашей жизни. Казалось бы, фотопечать относится к последним: времена, когда чуть ли не в каждой булочной была точка фотопечати, прошли, а фото на бумаге оказались вытеснены «цифрой». Но опыт компании «Фотолэнд» показывает, что если следить за трендами, внедрять новые технологии и подстраиваться под новые тенденции, то можно по-прежнему зарабатывать на «старых» продуктах и услугах. О том, как удалось «реанимировать» некогда популярную услугу, рассказал коммерческий директор компании «Фотолэнд» Сергей Ха.
Сергей Ха, 58 лет, коммерческий директор новосибирской компании
«Фотолэнд». Окончил Новосибирский электротехнический институт. В фотобизнесе с 1996 года. Компания «Фотолэнд» основана в 1993 году, сегодня в её структуру входят пять магазинов, фото- и полиграфическое производство, багетная мастерская, региональный оптовый склад и авторизованный сервис центр по ремонту фототехники Canon, Nikon и Fujifilm.
Рынок фотопечати в нашей стране, как и во всём мире, переживает сложную эпоху. До начала 2000-х годов производители фототоваров, так же как и производители, например, принтеров, исповедовали стратегию заработка на расходных материалах: Kodak и Fujifilm зарабатывали на плёнке так же успешно, как НР и Kyocera на картриджах.
Но вывод на массовый рынок цифровых фотоаппаратов «убил» плёнку, а массовое распространение смартфонов с отличными фотокамерами обрушило рынок фотопечати – сегодня все делятся своими фотографиями в соцсетях.
Но оказалось, однако, что фотоизображения могут быть востребованы и в цифровую эпоху – как на бумаге, так и на других носителях. А в сегменте принтеров произошла тем временем не меньшая по значению революция: Epson начал выпускать принтеры без картриджей, себестоимость печати на которых в разы меньше за счёт доступной цены и большого ресурса расходников.
И так же, как для бизнеса ещё не наступила постбумажная эпоха и, несмотря на декларируемый переход к электронному документообороту, все продолжают печатать множество бумажных документов, так и рынок фотопечати хоронить пока рано. По крайней мере, компания Fujifilm (в отличие от Kodak, объявившей о банкротстве в 2012 году), благодаря диверсификации, нашла способ устоять перед цифровым цунами.
И к деятельности нашей компании инновации Fujifilm и Epson имеют прямое отношение.
Наша компания существует с 1993 года. Начинали мы как дистрибьюторы Polaroid, официальные дилеры Nikon, Canon, Kodak, Fujifilm, Olympus, Minolta и других брендов Но в связи с изменениями рынка, описанными выше, мы ушли от этой модели: маржинальность здесь стала очень низкой, да и та техника, что выжила после цифровой революции, сегодня в основном продаётся через интернет-магазины.
Сегодня мы региональная компания по поставкам товаров и материалов для фото- и багетного производства. Фотопечать занимает в нашем бизнесе 30% от общего объёма и подразделяется на несколько сегментов.
Мы печатаем на бумаге и холстах, широкоформатной мокрой печатью и на струйных принтерах, фото для интерьера и на документы. А в 2020 году у нас, вопреки падению спроса на рынке фотопечати в целом из-за пандемии, вырос объём в секторе сувенирной продукции, который мы развиваем в рамках коллаборации с компанией Fujifilm.
Это проект WоnderPhotoShop. Концепция его в том, чтобы заказчик, придя за одной фотографией, получил бы, как говорят у нас, «полный финишинг»: смог бы заказать изображение большого формата, в виде календаря, фотоальбома, плаката, на акриловом стекле (пластификация), на кружке, тарелке, футболке, значке, магните, подушках и других сувенирах.
Как работает большинство тех, кто делает сувенирку на фото? Берётся обычный струйный принтер, туда заливаются сублимационные чернила и заправляется сублимационная бумага, на нёе переносится изображение, а затем в разнообразных термопрессах оно переходит на предмет – кружку, тарелку, футболку и т.д.
Так поступали и мы. Но такая печать зачастую сопровождалась проблемами: качество могло страдать из-за несовпадения целей принтера и печати – не все принтеры хорошо переносят работу на сублимационных чернилах, так как дюзы (отверстия на печатающей головке) в них рассчитаны на чернила обычные.
Когда в августе 2020 года принтер в очередной раз «возмутился» некорректной заправкой сублимационными чернилами и сломался, было принято решение купить Epson SureColor SC-F500 – аппарат, предназначенный именно для сублимационной печати.
Конечно, мы рисковали: кругом падение, а мы вкладываемся в новую технику. Но за счёт использования специально предназначенного для такой печати принтера существенно выросло качество. А возможность печатать не только на форматной бумаге, но и в рулоне позволила экономить, собирая заказы и компонуя изображения по всей ширине бумаги. В итоге сувенирка выросла у нас с сентября по декабрь на 50% в сравнении с аналогичным периодом 2019 года.
Это был единственный сегмент из всей нашей продуктовой линейки, который не упал в пандемию, а, наоборот, «взлетел». Теперь мы печатаем на этом принтере все заказы под сублимацию (ширина рулона 60 см позволяет плотно и экономно размещать их на полотне бумаги), затем изображения вырезаются и поступают каждое в свой термопресс, где происходит перенос на предмет: планшетный термопресс формата А3 печатает с бумаги на наволочки и футболки, а для кружек и тарелок термопрессы, соответственно, свои. Это техника компаний Insta Graphic Systems и Schulze. Особого ухода она не требует, так что с ней управляются один инженер и техник-печатник.
Корпоративный сектор, которому нужна разнообразная промопродукция, составляет у нас в сувенирной печати 20% (это, как правило, кружки и футболки). Основная же масса – это розничные заказы. Вот они-то, как ни странно, и выросли в пандемию, когда людям вроде бы не до фотографий.
Годовой объём в 2020 году составил в этом сегменте более 2 млн. рублей. Живых очередей в творческую студию WоnderPhotoShop не было – около половины заказов приходит к нам через сайт. Но в сезонные пики – подарки к Новому году, 23 февраля, 8 марта, 1 сентября, выпускному – очень важна скорость. Никто же не задумывается о подарках за несколько месяцев, все спохватываются, как правило, накануне. И здесь многие компании захлёбываются, не справляются с количеством заказов, перегружают технику, она выходит из строя, тем более если её используют не совсем по назначению. У нас же срок выполнения заказа – одни сутки.
Собирать заказы из интернета и наших магазинов и оправлять на один сублимационный принтер оказалось гораздо выгоднее. И даже один заказ, хотя такого и не бывает, нам дешевле напечатать на рулонной, а не на форматной бумаге.
Да, новый сублимационный Epson обошёлся нам дороже, чем если бы мы купили обычный принтер. Но скорость и качество печати, повлекшие за собой увеличение заказов, позволили нам быстро покрыть расходы на новую технику. Здесь важно думать на шаг вперёд и учитывать не только сиюминутные траты, но и себестоимость печати в целом: кроме всего прочего, в принтере Epson запас чернил больше, а расход – экономнее по сравнению с аналогами.
Тех, кого вдохновит наш пример стратегического планирования и операционной тактики, хочу предупредить: бизнес на фотопечати сувениров выгоден, во-первых, когда он часть большого бизнеса, связанного с изготовлением разнообразной фотопродукции, и во-вторых, во многом зависит от того, где расположена ваша точка.
Трафик – это главное. Значит, лучше всего располагаться рядом с узловыми станциями метро или в местах пересечения маршрутов наземного транспорта, а арендовать площадки в крупных торговых центрах или в небольших зданиях, находящихся в транспортных узлах центральных районов города (это стрит-формат, вход с улицы). Но в последнем случае важно учесть ещё и возможности парковки рядом с вашим магазином.
Время, когда в каждой булочной была фототочка, прошло. И пандемия, кстати, добила этот, когда-то высокомаржинальный, фотобизнес: себестоимость одной фотографии на паспорт была, скажем, 10 рублей, а клиенту она обходилась в 200-250 рублей.
Внутригражданские паспорта люди меняют не часто, куда чаще им нужны загранпаспорта и фото на визы. Сегодня границы практически закрыты, да и у людей денег стало гораздо меньше – ездить за рубеж почти перестали, а значит, упал и спрос на документы для этих поездок. Пока спрос на подобные фото стабильно сохраняется у нас только там, где через торговую точку проходят тысячи студентов и абитуриентов: им весной и осенью нужны фотографии при подаче документов в вузы.
В качестве обнадёживающего фактора могу добавить, что в последние два года у молодёжи стал расти интерес к плёночным фотоаппаратам. Стало модным быть не как все, уметь управляться с элегантной «ретро-техникой», выстраивать самому экспозицию, разбираться в объективах, не пользоваться цифровыми фильтрами, следуя принципам «новой естественности», печатать и раздавать свои фотографии, держать их перед глазами в доме, а не только постить в Instagram. Ну а использование плёнки, которая – это, конечно, «вишенка на торте» в образе продвинутого, но ценящего настоящие вещи молодого человека.
Так что, полагаю, в ближайшем будущем это станет полноценным новым трендом. И те фотосалоны, которые будут расширять свой спектр услуг, в том числе и в эту сторону, смогут и выжить, и заработать.
Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в Facebook и канал на «Яндекс.Дзен».