Предпринимательство – это интересный путь, на протяжении которого собственники бизнеса сталкиваются с разными препятствиями. По неопытности, незнанию или из-за спешки они нередко совершают ошибки. И затем устраняют их последствия. О том, какие ошибки совершила на старте своих бизнес-проектов и какие выводы сделала из них, порталу Biz360.ru рассказала Вера Столбова, собственник агентства недвижимости Lemandom.
Вера Столбова – собственник международного агентства недвижимости Lemandom, сооснователь агентства коммерческой недвижимости «Домино Риэлти». Имеет высшее экономическое образование. Опыт в сфере недвижимости – более 18 лет. Член Гильдии сертифицированных риэлторов.
Агентство по коммерческой недвижимости мы создавали совместно с мужем. Обязанности разделили так: я беру на себя всю рутину и операционку, муж – переговоры и набор новых объектов.
Со временем жизнь превратилась в постоянную работу. Никакого отдыха, постоянные решения каких-то вопросов, в том числе и дома. У меня появился страх звонков.
Чтобы избежать подобной ситуации, нужно установить чёткие границы между личным и рабочим временем. Определите временные рамки для рабочего дня и строго придерживайтесь этого графика.
Когда вы работаете в партнёрстве с близким человеком, то переключаться между работой и обычной жизнью вдвойне сложнее. Постоянно есть соблазн говорить о делах даже тогда, когда вы дома. Важно помнить, что поддержание личных границ поможет не только вашей продуктивности в бизнесе, но и семейным отношениям.
Первый сотрудник в штате – это почти всегда большой страх для предпринимателя. Мы, например, боялись, что «не потянем» сотрудника: сегодня деньги есть, а завтра будет нечем ему платить. Поэтому в вакансии установили зарплату ниже рыночной. Конечно, не с первого раза, но у нас получилось нанять нужного сотрудника.
В какой-то период у меня освободилось много времени, и я чувствовала себя неловко. Даже не знала, что делать с освободившимся временем. Далее появилось время для стратегии и найма новых сотрудников. Тогда у нас стал расти коллектив.
Массовый набор сотрудников – это невероятно тяжёлый процесс. Сначала я обучилась найму у специалиста за серьёзные деньги. После подключила рекламу к нашим вакансиям, каждый день разбирала отклики от 20 кандидатов. Отбирала пять человек, которые затем приходили к нам на обучение. До стажировки доходили лишь один-два кандидата.
Когда в нашей команде стало 12 человек, выявился негативщик. Сотрудник, который всегда был чем-то недоволен и заражал этим настроением других. Так как нанимать – трудоёмкий процесс, с увольнением мы тянули долго. Нам было тяжело на это решиться, но мы уволили всех 12 человек. Я не нанимала никого, пока не ушла вся старая команда: иначе негатив быстро бы распространился и на новичков.
Затем я научилась выявлять токсичных кандидатов на этапе собеседований и не брать их в команду.
Часто мне казалось, что сотрудники – взрослые люди, которые могут самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность. Я старалась не контролировать каждый их шаг. Более того, выстраивала с ними дружеские, даже приятельские отношения.
Но с подобным отношением с моей стороны пришлось покончить, когда сотрудник позвонил мне и сказал: «Я сегодня беру выходной, не смогу обзвонить кандидатов на работу у нас. Сделай это сама».
После этого я установила чёткие границы между дружескими отношениями и профессиональными обязанностями:
-
Обозначила роли и обязанности каждого сотрудника, чтобы любой член нашей команды знал, что от него ожидается.
-
Провожу регулярные открытые обсуждения. Напоминаю о правилах взаимодействия внутри команды и с нами, руководителями.
-
Придерживаюсь делового стиля в общении.
Мы управляли магазином электроинструментов в городе Сергач Нижегородской области на протяжении десяти лет. Он приносил стабильный доход, но пандемия изменила рынок. Поток клиентов резко переместился в онлайн, и прибыль начала падать.
Признавая, что расставаться с наработанным местом и коллективом сложно, мы всё же приняли решение закрыть магазин, когда убытки стали неизбежными. Вкладываться в развитие онлайн-каналов продаж, искать новые маркетинговые инструменты, развивать команду для работы в новых условиях мы не стали. Эти меры, возможно, спасли бы бизнес от закрытия.
Рассказываем бизнес-истории, предупреждаем об изменениях в законодательстве, делимся опытом автоматизации
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с политикой персональных данных
У нас было семь объектов коммерческой недвижимости, которые мы сдавали в аренду. Но когда мы решили открыть несколько магазинов по франшизе, то вложили в новый бизнес эти активы в качестве залога для получения кредита. Наступил 2014 год – и мы оказались на грани банкротства. Решились на этот шаг, но его можно было избежать.
Важно избегать преждевременного закрытия успешного бизнеса. Регулярный анализ рынка и потребительских тенденций, инвестиции в онлайн-продвижение, гибкая стратегия, инновации, обратная связь от клиентов и готовность к кризисным ситуациям могут помочь адаптироваться к изменениям и сохранить бизнес. Главная цель – использовать ресурсы для поиска новых возможностей и эффективных решений, чтобы не потерять своё дело.
Каждая из ошибок стала для нас не просто испытанием, но и важным уроком. Они обогатили нас, научили принимать решения, анализировать ситуации и адаптироваться к изменяющимся условиям. Пусть наш путь не был лёгким, именно он открыл нам глаза на истинные ценности предпринимательства, необходимость смелых решений и важность крепкой команды.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».