Интерес к услугам психологов в России сейчас растёт, а значит – на подъёме и рынок психологического образования, то есть обучения психологов. Появляется множество школ и курсов, которые существенно отличаются как по цене, так и по качеству. О том, как зарабатывать на обучении и переобучении психологов, порталу Biz360.ru рассказал Роман Байер, директор Института новой психологии Анны Матари.
Роман Байер – 28 лет, директор Института новой психологии Анны Матари. Окончил финансово-экономический колледж по специальности «Экономика и бухгалтерский учёт». Основатель маркетингового агентства и онлайн-школы по саморазвитию. Возглавил Институт новой психологии в 2022 году. Основатель заведения – психолог Анна Матари, автор собственной методики майндпроцессинга. Оборот проекта в 2022 году – 120 млн. рублей.
Институт новой психологии появился в 2017 году. Его основала Анна Матари, которая на тот момент уже несколько лет занималась частными консультациями. Она сформировала свой метод – майндпроцессинг – и начала по нему преподавать.
Майндпроцессинг – это метод психологической диагностики. С его помощью специалист может быстро найти истинную причину текущей проблемы. По «классическим» технологиям психологу на это требуется не менее 10-12 сессий. А метод майндпроцессинга позволяет находить её уже на первой сессии. И следующие сессии посвящены не поиску причин, а решению проблемы.
Этот метод противоречит стереотипу, что «психолог долгие годы тянет с клиента деньги». В нашем случае психолог предлагает быстрое решение вопроса.
Сначала Анна (на фото ниже) была единственным преподавателем в своём институте, а затем начала приглашать на работу других психологов-преподавателей. Постепенно их становилось больше, появились отделы маркетинга и продаж. Наша школа с момента запуска работает только в онлайн-формате, все сотрудники работают удалённо из разных мест.
В 2020 году мы запустили ещё один продукт – курс классической психологии. Его ведут преподаватели из МГУ и других крупных университетов. Он ориентирован на тех, кто только начинает развиваться в психологии. Среди студентов этого курса много и действующих консультантов, которым не хватает университетской базы.
Наша система преподавания – это сплав разных методов. Мы сочетаем академическую психологию, околопсихологические расстановки и собственные разработки.
Обычно психологи утверждают, что направление, в котором они работают – самое лучшее. А на самом деле профессионал тот, кто разбирается во всех направлениях. Он может при общении с клиентом «в моменте» понять, что для него окажется более эффективным решением. Для одного подходит коучинг, для другого – гештальт-терапия, расстановки или классические методы. Одна из наших основных задач: расширить запас методов и инструментов у наших учеников. Если психолог знает только одно направление – это не самый актуальный на рынке специалист.
Программа института рассчитана на 10 месяцев и 700 академических часов. Все наши занятия проходят в живом формате: как в «обычном» офлайн-вузе, только онлайн. У нас нет записанных уроков, «под фонограмму» не выступаем.
На этом сходство с вузами заканчивается. Задача любого классического университета – дать студентам максимум информации и подтвердить на экзамене, что знания получены. Примерно 80% программы составляет теория, которую нужно выучить. Применять её на практике выпускники умеют далеко не всегда.
У нас всё по-другому. Теория занимает лишь 20% учебного времени, остальное – практика. Мы называем наш формат «трансформационным обучением». Не просто узнать или выучить, а освоить навык и применить его на практике. Таким образом, ученик на каждом занятии «трансформируется»: приобретает важный навык для своей жизни или работы в качестве психолога. Каждый день – небольшой, но ощутимый шаг вперёд.
Важная часть нашей программы – онлайн-супервизия. В этом процессе участвуют два студента и куратор-эксперт. Они разыгрывают какой-либо момент из практики психолога. Один из студентов изображает клиента, другой – консультанта. Потом они меняются ролями. Куратор даёт обратную связь во время и после такой сессии. Так наши студенты сразу окунаются в реальность психологической консультации. Спустя год занятий люди выходят более подготовленными к реальной работе, чем большинство выпускников вузов.
Домашних заданий у нас минимум. Упражнения делаем прямо на занятии с «живой» обратной связью преподавателя и куратора. Так можно лучше освоить навык и научиться новому, чем при самостоятельной домашней работе.
Некоторые студенты жалуются на большую нагрузку. Но в целом я считаю, что мы выработали оптимальный формат. Более 700 академических часов за год – это серьёзно, но не запредельно. Как и в обычном вузе, у нас есть каникулы и возможность брать академический отпуск.
У Института новой психологии Анны Матари есть лицензия на образовательную деятельность. Наши программы аккредитованы государством. Ученики с высшим образованием могут получить у нас диплом о дополнительном высшем образовании или диплом о повышении квалификации. Для этого им нужно пройти определённое количество часов обучения и сдать экзамен. По академической программе «психолог-консультант» ученики не просто сдают экзамен – они готовят и презентуют дипломную работу.
Выпускники могут работать как очно, так и онлайн. Я считаю, что у грамотного психолога консультация онлайн не уступает очному общению. Тем более онлайн – это удобно. Сужу по себе: в 95% случаев мои личные сессии с психологами проходят по Zoom.
Как правило, психолог-выпускник вузов или курсов слабо понимает, как продвигать свои услуги. Мы посвящаем поиску клиентов отдельный модуль. На нём учим, как подавать и презентовать себя, как вести соцсети и продвигаться через них.
Серьёзный плюс от учёбы для студентов – нетворкинг. За шесть лет работы у нас появилось большое сообщество выпускников. Они продолжают общаться в Telegram-чате, там примерно 1500 человек – это почти половина окончивших Институт. Нередко они создают мини-группы для более тесного общения. Кто-то продолжает общаться и работать со своими однокурсниками, проводить совместные сессии для получения обратной связи.
Наши главные преимущества – образовательная лицензия и живой формат обучения с большим количеством практики. Для психолога, который учится на курсах, очень важно проходить супервизию и практику «в моменте». Это предлагают немногие курсы и школы.
Примерно 80-90% онлайн-курсов по психологии – записанные. Студент должен самостоятельно просмотреть и изучить несколько сотен часов видеоуроков. Обратная связь весьма условная. Надо иметь сильную мотивацию и дисциплину, чтобы освоить предмет по лекциям, да ещё и почти без обратной связи.
Мы жертвуем нашей рентабельностью, потому что при живом обучении сложнее организовать процессы. Кто-то должен составить расписание, организовать группы, разослать ссылки. Каждое занятие надо администрировать технически. Большая статья расходов – зарплаты преподавателей. Компетентные педагоги на нашем рынке – редкость, и им требуется соответствующая оплата.
С другой стороны, всё это привлекает клиентов. Мы работаем вдолгую, это позволяет нам делать 50% повторных продаж. У нас два основных продукта – майндпроцессинг и классическая психология. Окончив один курс, половина выпускников идёт на другую программу и проводит с нами ещё один учебный год.
Важная часть нашего Института – Центр консультирования. Это наш «внутренний стартап», мы открыли его в 2022 году. Он работает по принципу агрегатора, где клиент может выбрать себе психолога для личной терапии. Формат работы специалистов – от разовых консультаций до месячных индивидуальных программ. Стоимость одной сессии начинается от 1000 рублей.
Сейчас на этой площадке с нами сотрудничают около 40 психологов, многие из них – выпускники нашего института. Так мы помогаем лучшим ученикам с поиском работы.
Если выпускник собирается сотрудничать с нами как психолог Центра консультаций, он проходит дополнительное обучение и сдает экзамен. Так мы можем убедиться, что он умеет качественно работать с настоящими клиентами. Новые сотрудники постепенно начинают получать заказы. Но здесь мы почти не можем повлиять на этот процесс. Как и на любой подобной платформе, выбор – за клиентом.
Примерно половина наших учеников – действующие психологи, которые хотят повысить свою квалификацию. Они приходят, чтобы изучить новый для себя метод и дополнить свой инструментарий.
Около 25% – новички, которые решили пройти обучение «с нуля» и стать консультантом. Ещё 25% – клиенты нашего Центра консультирования. Они идут туда, чтобы проработать свои личные проблемы. Некоторые из них настолько вдохновляются результатом, что решают «пойти в психологи», и становятся нашими учениками.
Москва и Санкт-Петербург в сумме дают нам около 30-35% клиентов. Примерно 5% – ученики из-за границы. Остальные наши студенты – из разных регионов России.
Кстати, среди наших студентов много жителей небольших городов и сёл, их более 20% от общего количества. Для них владение востребованной онлайн-профессией особенно важно. Они могут не ограничиваться своим маленьким регионом – круг их потенциальных клиентов резко расширяется. Кстати, немало людей выбирают профессию психолога именно из-за возможности работать удалённо.
В институте 16 педагогов – по 8 на каждый продукт. Мы не берём в штат преподавателей «сразу после курсов». Если человек нам подходит, мы предлагаем ему поработать куратором или административным сотрудником. За полгода-год в этой должности человек учится понимать аудиторию и бизнес-процессы компании. Только после этого он становится преподавателем.
Годовая программа обучения стоит 190 тысяч рублей. Даже если у человека есть такие деньги – он не отдаст их не пойми за что. Поэтому мы не продаём «кота в мешке». Наша программа расписана на сайте. На вводном бесплатном занятии мы полноценно презентуем весь процесс обучения. Проводим бесплатные семинары и марафоны. Желающие ознакомиться с нашей системой более подробно могут пройти сессию или месячный курс в Центре консультирования.
По программе «психолог-консультант» набор проводится раз в год, курсы начинаются в конце октября. К обучению по майндпроцессингу можно подключиться раз в месяц, со стартом нового модуля. Программа работает по методу карусели: человеку в принципе неважно, с какого модуля начать учиться.
До выпуска в наших годовых программах доходят примерно 80% студентов. Этот показатель намного выше, чем в обычных онлайн-курсах. Но и те, кто «не смог», тоже не всегда сходят с дистанции. Некоторые из них досматривают часть обучения в записи и сдают экзамен позже.
По темпам роста мы намного опережаем рынок. В 2020 году наш оборот составлял 40 млн. рублей, в 2021-м – 80 млн., в 2022-м – порядка 120 млн. 2023 год планируем закончить с результатом около 200 млн. рублей.
Рынок психологического образования большой, он растёт, им интересуется довольно широкая часть людей. Чтобы найти клиентов, мы работаем со всеми классическими каналами продвижения. Это «Яндекс.Директ», «ВКонтакте», Telegram, другие соцсети и мессенджеры.
Цена лида довольно высокая. В первую очередь, это объясняется стоимостью самого продукта. Сложно убедить человека потратить почти 200 тысяч, когда у него в принципе есть только 30 тысяч. И на эти деньги он вполне может купить какой-нибудь записанный курс типа «Стать психологом с нуля». Поэтому основная часть тех, кто интересуется «какими-нибудь курсами по психологии» – к сожалению, не наши клиенты.
Немало студентов приходят по рекомендациям. Считаю, что один из лучших способов продвижения – качественно делать свою работу. Мы должны превосходить ожидания клиентов, чтобы они рассказывали про наш институт и приводили знакомых.
Слово «психология», казалось бы, в России давно на слуху. Но при этом число людей, пользующихся услугами психологов, каждый год увеличивалось незначительно. Серьёзный рост рынка в России начался лишь в 2020 году благодаря пандемии. За последние три года объём рынка увеличивался примерно на 40-50% в год.
Люди стали активно пользоваться услугами психологов, появились крупные агрегаторы. Пришли инвесторы, которые поверили в этот рынок. Вместе с интересом к психологии со стороны клиентов возникает и интерес к образовательным курсам на эту тему. Профессия психолога становится всё более востребованной, желающих ей обучиться сейчас немало.
Рынок растёт, но за счёт «эффекта низкой базы» общие показатели пока невысокие. Сейчас в России на 100 тысяч человек приходится менее пяти психологов. Для сравнения, в Бразилии этот показатель – около 100 специалистов, в Нидерландах 103, в Аргентине – 222. Потенциал российского рынка огромный, до насыщения ещё очень далеко.
Недавно мы проводили исследование – насколько люди готовы пользоваться услугами психологов. О том, чтобы посетить психолога, задумывается лишь 20% респондентов. А тех, кто до него доходит – в разы меньше. Но в любом случае это намного превышает показатели прошлых лет.
-
Первое, на что нужно обратить внимание – психолог не должен давать советы. Суть его работы – находить причину проблем вместе с клиентом и совместно решать её. При этом клиент должен сам понять причину и принять решение. Если психолог говорит: «Вам нужно развестись (сойтись, уволиться) и т.д.» – это сразу сигнал непрофессионализма.
-
Ещё один важный момент – решение проблемы не должно длиться годами. После первых же встреч с психологом нужно смотреть, какие изменения в жизни и какой внутренний отклик это вызывает. Иногда ходишь к психологу – вроде всё классно, специалист нравится. Но к каким-то конкретным результатам это не приводит. Поэтому нужно сразу же отслеживать изменения в себе и в своих результатах.
-
И третье – перед тем, как идти на сессию с психологом, определитесь со своей целью. Поймите для себя, что вы хотите получить по итогам работы со специалистом. Это поможет не сбиваться с заданной траектории и не возвращаться к одной проблеме несколько раз.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».