В тяжёлые времена предпринимателю и руководителю важно сохранять ясную голову и быть примером выдержки для своей команды. От лидеров в момент кризиса и в ситуации турбулентности зависит очень многое: их решения могут помочь спасти бизнес, их уверенность передаётся команде, на них равняются сотрудники. О том, как предпринимателю вернуть себе и команде психологическое равновесие, порталу Biz360.ru рассказала бизнес-психолог и executive-коуч Юлия Пряхина.
Юлия Пряхина – бизнес-психолог и executive-коуч из Екатеринбурга, основатель консалтинговой компании
Top2Top Business. Образование: факультет психологии УрГПУ. Опыт работы в качестве бизнес-психолога и бизнес-тренера – свыше 15 лет.
С одной стороны, для многих российских предпринимателей это не первый кризис, через который они проходят. Но с другой – это самый масштабный экономический катаклизм за всю историю российского бизнеса. Чтобы удержать компанию на плаву, в ситуации всеобщего раздрая необходима холодная голова и психологическое равновесие. Давайте разберёмся, как можно его достичь.
Во-первых, стоит настроиться на то, что экономический кризис быстро не закончится. Наша психика с трудом переносит неопределённость, поэтому важно принять для себя ситуацию: «Это новая реальность. Сейчас живём вот так». С этой точки зрения любые позитивные изменения будут восприниматься вами как подарок судьбы.
Во-вторых, многие сейчас ощущают себя в режиме «замирания»: мы ничего не предпринимаем, ждём, что будет дальше – а это не лучшее решение. Внутри себя
это переживается как желание «спрятаться в норку», не высовываться, ждать, пока опасность уйдёт. Так некоторые мелкие животные пережидают появление хищника. Но в нашем с вами случае ожидание может затянуться, и на психику это действует угнетающе. Поэтому это не лучшая тактика сейчас.
- Клиентам я рекомендую вместо еженедельных больших совещаний проводить ежедневные микро-планёрки. Это нужно для того, чтобы видеть и ощущать, что вы двигаетесь вперёд, что правильные действия происходят каждый день, что вы работаете над улучшением ситуации.
В-третьих, очень важно подключить команду к принятию и реализации решений. Проведите мозговой штурм, продумайте возможности и угрозы, примите вместе решения, как вы развиваетесь дальше. Для психологической безопасности сотрудников очень важна возможность на что-то повлиять.
- Проведя в марте несколько антикризисных командных сессий, я увидела, насколько спокойнее стали руководители и сами сотрудники, как только проговорили для себя все риски и придумали, как с ними будут справляться.
Помните, как в самолёте стюардессы инструктируют пассажиров: при ЧП сначала наденьте кислородную маску на себя, потом на ребёнка. В бизнесе то же самое: с психологической точки зрения важно сначала «надеть маску на себя», а уже потом решать остальные вопросы. Здесь есть две большие задачи.
В первую очередь, нужно успокоить себя психологически и уменьшить физиологический стресс. В этом помогают физические нагрузки, прогулки, дыхательные практики, ограничение в чтении новостей и т.д. То есть это любые практики для возвращения в «здесь и сейчас».
Вторая важная задача – нужно переизобрести новые смыслы для своей работы. Кому-то сейчас достаточно ощущать себя на «короткой
дистанции»: «Работаю, чтобы обеспечивать себя и семью на ближайшие месяцы, смотрю по сторонам, ищу возможности». Кому-то важно найти высший смысл: «Чему меня может научить эта ситуация?»
Есть такая гипотеза, что если вам 40+ лет и вы застали
90-е хотя бы ребёнком, у вас есть «позитивная картинка» будущего, потому что через энное количество лет ситуация улучшилась, и вы это видели. Вам чуточку легче, чем более молодому поколению. Вы можете поделиться с ними тем опытом, рассказать о том, что было непросто, но в итоге ваша семья с этим справилась. Только избегайте контекста «это всё ерунда, выживем». Не отрицайте, что ваши сотрудники могут находиться в тревоге или потерять смыслы и ориентиры в связи с происходящим.
- Сложно рекомендовать какие-то конкретные слова поддержки, но общий посыл может быть таким: да, сейчас непросто всем, включая меня. При этом я верю, что мы справимся, ведь у меня есть крутейшая команда. А вы верьте мне.
Меня часто спрашивают: как в кризис мотивировать сотрудников работать больше и лучше? Сейчас я бы рекомендовала отстроиться от слова «мотивировать». Часто оно используется как аналог слова «стимулировать»: мол, я сейчас толкну речь, как-то воздействую на людей, и они все радостно побегут работать.
Сейчас важнее создать людям безопасную обстановку на работе, в частности, сформировать атмосферу, когда каждый может обсудить всё, включая своё состояние. Атмосферу, в которой есть доверие, открытость и возможность обратной связи. В состоянии безопасности человек работает гораздо более эффективно, его мозг способен создавать новые идеи и смыслы. А результаты труда мотивируют продолжать работать. В целом, я за то, чтобы люди сами себя мотивировали, а руководители создавали для этого атмосферу.
- Помня о том, что мозг очень сложно работает в условиях неопределённости, рекомендую ставить больше промежуточных контрольных точек при решении задач или работе над проектом. Можно это делать хоть каждую неделю. И обязательно подводите итоги, отмечайте достижения каждого и всех вместе. Повторюсь: всё это позволяет видеть, что команда движется вперёд, что каждый член команды на что-то влияет. А это придаёт сил.
Сейчас многие ваши сотрудники под влиянием негативных новостей теряют тонус и энергию, впадают в апатию, привычная работа кажется им бессмысленной. Но ведь человеку всегда хочется избегать состояния бессмысленности, и это объяснимо. При этом «избегание» никогда не приносит пользы.
Иногда я прошу клиентов представить: а что, если жизнь была бы такова, что никаких великих смыслов в ней бы не было, как бы вы тогда ощущали себя, важно ли было бы для вас продолжать жить? Сначала многие отмечают ужасность такой жизни, а через несколько минут замечают: интересно, если великих смыслов нет, тогда важными становятся мелочи – объятия любимых, аромат кофе, утреннее солнышко, тёплый ветер в лицо...
Иногда ощущение бессмысленности в долгосрочной перспективе обращает наше внимание на «сейчас», и это очень ценный опыт. А смыслы через какое-то время пересобираются, выстраиваются заново, обновляются, это вопрос времени.
Есть такое понятие, как посттравматический рост: когда сложные ситуации делают человека лучше, чем он был до этого, когда мы можем заново выстроить опору на себя, увидеть, как мы справляемся, в чём становимся сильнее.
Научитесь испытывать позитивные эмоции от рутинных задач. Когда вы делаете какую-то привычную рутинную работу, постарайтесь найти в своих ощущениях от неё позитивные моменты. Например: «Я пишу отчёт, свожу цифры, монотонная рутина меня успокаивает». Или: «Я руководитель, меня штормит, но мне нужно идти к команде и успокоить её. Что мне нравится в этом? Нравится, что все работают, никто не уволился, нравится ощущать их поддержку, так я чувствую себя нужным». И т.д.
Ещё одна полезная вещь – дыхательные практики. Сейчас есть много бесплатных приложений, которые можно скачать на телефон и по ним заниматься самостоятельно. Я пользуюсь Beffo. Многим скучно просто дышать, а в Beffo интересная визуализация этого процесса. Смысл этих практик таков: дыхание балансирует симпатическую нервную систему, которая отвечает за возбуждение, и парасимпатическую, которая отвечает за торможение, успокоение. Таким образом, мы физиологически приходим в состояние спокойствия. Плюс эти упражнения возвращают в текущий момент, тренируют концентрацию, которая очень сильно снижается «благодаря» бесконечному листанию соцсетей и просмотру новостей.
Действуйте по принципу Step by step. Когда вы успокоились, восстановили дыхание, вернулись в «здесь и сейчас», можно начинать спрашивать себя: «На что лично я могу повлиять в настоящий момент? Что могу сделать, чтобы хоть немного изменить ситуацию к лучшему?» - и действовать маленькими шагами.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».