Быстрорастущий рынок Казахстана – привлекательный регион для многих предпринимателей из России. При выходе на него следует учитывать несколько местных особенностей. Бизнес-партнёры из Казахстана говорят по-русски, но мыслят иначе. Если вы планируете развивать бизнес в Алма-Аты, Астане или Шымкенте, будьте готовы к сюрпризам, особенно если вы – женщина. О том, почему стоит уделить внимание казахской культуре и зачем изучать родственные связи возможных партнёров, основатель агентства «Буквадел» и предприниматель из Казахстана Мария Брезинская рассказала порталу Biz360.ru.
Мария Брезинская – предприниматель из Казахстана, основатель рекламного агентства «Буквадел». По образованию – учитель русского языка и литературы. Работала журналистом. Автор книги «Иди туда, где страшно». Бизнес-консультант, филантроп. Ведёт телеграм-канал «PROБизнес».

Вести бизнес в чужой стране без знания её особенностей и обычаев, а также не учитывая менталитет её народа, – безнадёжное дело. Перед тем, как начать работу на рынке, выйти на него своим товаром и оплатить первую рекламу, критически важно:
-
познакомиться с историей Казахстана;
-
посмотреть несколько культовых фильмов, например, «Ангел в тюбетейке» (1968);
-
прочесть пару книг, например, «Слова назидания» Абая Кунанбаева или «Qazaqliq и образование казахов» Ли Джу Юпа;
-
выучить несколько пословиц.
Вероятно, бывалый предприниматель на этом месте недоуменно хмыкнет: «Деньги везде деньги, бизнес – везде бизнес, зачем мне изучать фольклор?».
Это нужно, чтобы лучше понимать действия своих партнёров и клиентов. Чтобы знать, над чем можно шутить, а над чем не стоит. Например, неуважительное высказывание об исламе или о старших, скорее всего, обидит собеседника. К этому в Казахстане весьма трепетное отношение.
Да, в Казахстане большинство людей прекрасно понимают русский и свободно его используют. Язык считается официальным. Однако местным, как обычным людям, так и вашим деловым партнёрам будет приятно видеть надписи и на казахском.
Более того, этого требует закон о рекламе. Согласно ему, тексты рекламных объявлений должны быть составлены на государственном языке. Перевод на другие языки выполняется по желанию.
Официальные документы также составляются на казахском. Часто на него переходят и в госучреждениях. Поэтому в вашей команде должен быть специалист, владеющий обоими языками на уровне носителя.
Эта любопытная национальная особенность наблюдается не во всех регионах Казахстана, преимущественно в Алма-Аты и Астане. В этих городах у большинства населения после обеда в пятницу уже не особо рабочее настроение. Люди не хотят говорить о делах.
Как правило, по пятницам мужчины совершают джума-намаз, пропуск которого без уважительной причины порицается. Этот день принято посвятить добрым делам или коллективным молитвам.
Поэтому, если у вас намечается важный разговор с партнёром или клиентом из столицы Казахстана, назначьте его на первую половину недели, и лучше в первой половине дня. Про работу в выходные и говорить не стоит – не захотят ни за какие коврижки. Если только речь идёт не о проведении мероприятия, которое планировалось заранее.
Но есть и исключения. Например, совсем другая обстановка в городе Шымкент. Это предпринимательский город, в котором прямо кожей чувствуешь, что он очень динамичный. Тут большинство деловых людей на связи почти в режиме 24/7. Поэтому мало учитывать общеказахские особенности, важны ещё и особенности конкретных городов.
В разных городах Казахстана по-разному относятся к опозданиям. В Шымкенте опаздывать, в том числе и на деловые встречи, – норма. В стране даже существует выражение, если кто-то не приходит к назначенному времени – «Это по-шымкентски».
Не только личные встречи могут начаться позже, но и масштабные мероприятия на 1000 человек. Гости могут приходить с опозданием, и это нормальное явление. В других городах к таймингу относятся более щепетильно.
Неформальные места для обсуждения бизнес-вопросов – это абсолютная норма в Казахстане. Вас могут позвать на теннисный корт или в фитнес-клуб по своему абонементу, в бассейн или в сауну для решения деловых вопросов.
То же касается банкетов. Во время пышного торжества, когда ряженые лошади заходят в ресторан, среди столов с бешбармаком под песни какой-нибудь казахстанской звезды ваш партнёр предлагает обсудить какие-то бизнес-вопросы. При этом во время переговоров в более подходящей обстановке, например, в офисе, предприниматель может не говорить о деле, а рассказывать о рождении сына или о покупке коня.
Неформальное общение для казахов – это способ лучше узнать партнёра, понять, что вы за человек, насколько надёжны, стоит ли с вами вести дела и доверять вам. Не начинайте нервничать, если кажется, что вы теряете время и говорите не о том. Все проведенные коммуникации – это составляющие успешного сотрудничества с партнёром, заказчиком или клиентом в Казахстане.
Мужчины улаживают друг с другом вопросы быстрее и комфортнее. Если вы – женщина-предприниматель, да ещё и молодая, будьте готовы к недоверию и дополнительным проверкам. Собеседник постарается удостовериться, что вы, прежде всего, профессионал, и деловое сотрудничество с вами ему интересно и выгодно.
Обязательно надо учитывать, что Казахстан – мусульманская страна. Маникюр, причёска, макияж и одежда должны быть сдержанными. Яркие ногти, стрижка ёжиком или колготки в сетку с короткой юбкой не добавят потенциальным клиентам или партнёрам уверенности в том, что вы серьёзный предприниматель.
Казахи – гостеприимный, открытый и искренний народ. Эта национальная черта отражается и в том, как они ведут бизнес. Часто деловые соглашения не закрепляются на бумаге, а остаются только проговорёнными и скрепленными рукопожатием.
Конечно, нельзя говорить абсолютно обо всех случаях, но обычно, если вы о чём-то договорились устно с казахским предпринимателем, он своё слово сдержит. Того же он ждёт и от вас. Поэтому категорически нельзя не выполнять свои обязательства и обещания, даже если они не записаны на бумаге.
Договор – это формальность. Даже если он заключён, и в нём прописана итоговая сумма, клиент может заплатить больше или преподнести ценный подарок, если ему понравилось, как вы отработали. Одним словом, отблагодарить вас.
В Казахстане есть проблемы с кумовством. Связи и семейные узы – это эффективный социальный лифт. Вероятнее всего между родственником и его более подходящим конкурентом, с которым кровных связей нет, выберут именно родственника. Часто в одной компании работают тёти и племянники, бабушки и внуки, отцы и дети.
Предпринимателям, работающим с Казахстаном, важно держать в голове эту особенность. Лидеры, понимающие, что родственные связи ведут в тупик, конечно, есть. Но перебороть устанавливавшийся десятилетиями порядок пока не получается.
Обращение «брат» – распространённое в Казахстане, но это не значит, что вы можете нарушать личные границы малознакомого человека, особенно если он старше вас. То есть субординация важна. И пусть, кажущееся панибратским «брат» или «сестра» не сбивает вас с толку.
Чтобы быстрее добиться успеха, начиная бизнес в Казахстане, следует придерживаться таких правил:
-
Изучить историю и культуру страны, хотя бы поверхностно. Поможет всё: и пословицы, и книги, и фильмы.
-
Нанять в команду знатока казахского языка. Русский знают и используют почти все, но важно применять и национальный язык, а в рекламе – обязательно.
-
Учитывать особенности не только страны, но и города. В одних не любят работать по пятницам, но при этом пунктуальны, в других – на связи почти круглосуточно, но лояльно относятся к опозданиям.
-
Иметь в виду, что обсуждение дел часто проходит в неформальной обстановке, а в офисе могут говорить совсем не о делах.
-
Знать, что серьёзная договорённость может просто скрепиться рукопожатием. Казах, уважающий себя, такого соглашения не нарушит.
-
Если вы женщина, то сначала придётся доказать, что вы – серьёзный предприниматель и с вами можно вести дела.
-
Помнить, что Казахстан – мусульманская страна. Не стоит использовать слишком открытую одежду или шутить о религии. Важно также помнить об уважении к старшим.
-
Держать в голове информацию о кумовстве. Интересный контракт может пройти мимо не потому, что вы хуже, а потому, что ваш конкурент – кум заказчика.
Счастья, успехов и плодотворного труда, или, как сказали бы казахстанские партнёры, «Мол бақыт, табыс, жемісті еңбек тілейміз!»
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».