Недостаток опыта и финансовой грамотности у тех, кто только начинает свой бизнес, нередко оборачивается некорректным планированием бюджета и перерасходом средств. Поэтому на старте предпринимателю необходим вдумчивый подход к формированию бизнес-модели, грамотное управление денежными потоками и регулярный финансовый контроль. О том, как оптимизировать финансы и не допускать критических ошибок, порталу Biz360.ru рассказал коммерческий директор маркетплейса «Яндекс Маркет для бизнеса» Антон Шокуров.
Антон Шокуров – коммерческий директор маркетплейса «Яндекс Маркет для бизнеса». Окончил МАДИ. До прихода в «Яндекс» работал в федеральных розничных сетях, пять лет в качестве директора по продажам развивал направление «Электроника» на маркетплейсе Alibaba.

Далеко не все предприниматели, особенно начинающие, уделяют достаточно времени аналитике и планированию. Иногда для того, чтобы начать искать глубокие инсайты, нужно «набить шишки». Поэтому на старте бизнеса у многих предпринимателей часто отсутствует финансовая дисциплина. Из-за этого расходы не отслеживаются, а бюджет не планируется даже на несколько месяцев вперёд. Не всегда учитывают новички и скрытые издержки, например, амортизацию или обслуживание оборудования.
Неконтролируемые и незапланированные траты быстро приводят к кассовым разрывам. Деньги распределяются хаотично, без чёткого плана. Из-за этого предприниматель перестаёт видеть реальную картину бизнеса. На бумаге может быть рост оборота, а в реальности оказывается, что компания в минусе.
Так предприниматель теряет гибкость, вынужден искать заёмные деньги и работать сверхурочно, например, чтобы закрыть кредит. Большая долговая нагрузка делает компанию уязвимой. Если собственник постоянно «латает дыры» в бюджете, в нём не остаётся ресурсов для роста бизнеса.
Слабая работа с финансами не только отнимает ресурсы для роста, но и подрывает доверие сотрудников, партнёров и поставщиков. Задержка зарплат или срыв сделок бьют по репутации, а компания теряет лиды, кадры и прибыль. Дополнительный риск – личное выгорание. Когда предприниматель не контролирует деньги, он начинает тревожится. Из-за стресса снижается эффективность управления и внимательность, что плохо влияет на точность принятых решений.
Даже если идея и модель бизнеса кажутся простыми и понятными, на старте легко потерять контроль над финансами. Часто именно незаметные ошибки и необдуманные траты «съедают» выручку. Вот некоторые из них:
-
Отсутствие финансового учёта. Без анализа расходов и доходов предприниматель теряет понимание, куда уходят деньги. Бюджет не ведётся, затраты на каждую статью не учитываются, что мешает принимать правильные решения.
-
Закупка лишнего товара или материалов. Бывает, что предприниматели вкладываются в ассортимент или производство без проверки спроса. В результате остаются залежавшиеся запасы. Деньги в них как бы «заморожены», а могли быть в обороте.
-
Неэффективный маркетинг. Траты на рекламу без тестирования аудитории или продукта не принесут нужного эффекта. Без измеримых показателей и гипотез продвижение будет хаотичным и дорогим.
-
Пренебрежение автоматизацией. Ручной учёт и лишние задачи для сотрудников отнимают время и деньги. Снять с предпринимателя рутинную операционку помогают специальные IT-сервисы – для учёта, контроля, HR-задач, управления отдельными направлениями и т.д. Это сэкономит ресурсы и снизит риск ошибки.
-
Неграмотное ценообразование. Неправильная оценка себестоимости или предоставление скидок без осмысленной стратегии снижают прибыль.
-
Форс-мажоры. Непредвиденные ситуации часто не заложены в бюджет. Без финансовой подушки компания рискует уйти в минус.
Как только вы запустили бизнес, сразу начинайте следить за расходами и продумывайте каждый шаг заранее.
На старте закупайте или производите товары маленькими партиями, чтобы проверить, что реально продаётся, а что нет. Так получится не держать деньги в лишних запасах.
Цены и маржинальность каждой позиции нужно внимательно отслеживать, чтобы продажи реально приносили прибыль. Для этого можно нанять бухгалтера или вести расчёты самому, например, с помощью принципов юнит-экономики. Это методика позволяет точно учитывать доходы и расходы по каждой позиции или юниту. С помощью анализа можно планировать траты и видеть, какие позиции работают, а что приносит убытки.
Не забывайте про автоматизацию бизнеса. Рутина отнимает много времени, которое лучше потратить на масштабирование и развитие компании.
Для того, чтобы правильно распределить ресурсы, не бойтесь делегировать. Например, на аутсорс можно отдать бухгалтерию, маркетинг или работу с кадрами. Если не уверены во фрилансерах, попробуйте подрядчиков покрупнее. Например, логистику и традиционные закупки можно перевести на B2B-маркетплейс. Благодаря этим площадкам не нужно отдельно созваниваться с каждым поставщиком или нанимать в штат профильного менеджера. Кроме того, маркетплейсы для бизнеса помогают с документами на всех этапах сделки, проверяют партию перед отправкой и экономят время и силы на доставке.
Ещё один важный пункт – работа с кадрами. На старте компании не всегда нужен большой штат. Если хотите снизить траты на персонал, заранее проанализируйте ключевые функции бизнеса, для которых нужны постоянные сотрудники. Остальные задачи можно отдать на аутсорс. При этом не забывайте вдумчиво искать подрядчика и контролировать работу на всех процессах, чтобы избежать проблем.
Ещё одна традиционно большая статья расходов у новичков – маркетинг. Его стоит делать по принципу «проверил – вложил». Бывает, что на старте хочется сразу влить внушительные бюджеты на промо, чтобы про бизнес точно все узнали. Но это опасная «дорожка»: не стоит сразу вкладывать в рекламу большие суммы без аналитики и проверки гипотез. Поэтому сначала тестируйте каналы и креативы и только потом смотрите на результаты, после корректируйте.
Наконец, обязательно оставляйте резерв на «подушку безопасности». Форс-мажоры, брак или поломки оборудования могут появиться в любой момент. Когда что-то идёт не по плану, запасные деньги помогают спокойно решать проблемы и не тормозить бизнес. Более того, резерв – это гибкость. Скажем, если партнёр внезапно пришёл с хорошей идеей для инвестиции, вы сможете сразу отложить нужную сумму без риска.
На старте важно не только следить за очевидными расходами, но и искать нестандартные способы повышать прибыль. Чтобы заработать больше, стоит помнить о следующем:
-
Долгосрочные отношения с партнёрами. Заключайте длительные контракты вместо краткосрочных. Например, поставщики часто дают скидки и гарантируют лучшие условия, если вы регулярно закупаете у них сырьё или готовые товары.
-
Снижение числа отказов. Чтобы избежать расходов на обработку отменённых заказов или срыв соглашений, следите за качеством процессов на всех уровнях.
-
Повторные сделки. Запустите программу лояльности или бонусы для постоянных клиентов. Повторные продажи обходятся дешевле новых, а удержание клиента повышает маржу и снижает маркетинговые расходы.
На старте бизнеса прибыль легко «тает» из-за необдуманных расходов, недостатка финансового планирования и работы без стратегии. Чтобы этого избежать, важно контролировать каждый шаг: тестировать ассортимент, планировать траты, следить за ценами и маржинальностью, автоматизировать процессы, снижать возвраты и использовать другие способы экономии.
Если подходить к финансам и бизнесу вдумчиво и комплексно, то шансы увеличить прибыль и развиваться устойчиво существенно повышаются.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал и страницу в «ВКонтакте».