«Мутное место» в компании: что это такое и как его избежать

Прочтёте за 3 мин.

IT-инструменты, которые использует Алексей Бояршинов

  • 1С:Документооборот
  • 1С-Битрикс
  • MindManager

Во многих компаниях малого и среднего бизнеса есть cпециалисты, а иногда даже целые подразделения, функционирование которых непрозрачно и малопонятно не только для коллег, но и для руководителей или собственников. Основатель компании «Корада Консалтинг» Алексей Бояршинов называет эти серые зоны «мутными местами». О том, почему следует избегать их появления в любом проекте и чем это чревато для эффективности бизнеса, предприниматель рассказал в своём бизнес-блоге на Facebook.

Досье

Алексей Бояршинов  41 год, предприниматель из Москвы, основатель и директор компании  «Корада Консалтинг». Окончил МГТУ им. Баумана по специальности «Программное обеспечение ЭВМ и информационные технологии». После вуза работал в отделе автоматизации учёта аудиторской компании, затем – в крупном алкогольном холдинге. Ушёл из найма в 2010 году и основал компанию «Корада Консалтинг», которая специализируется на автоматизации учёта и бизнес-процессов.

Алексей Бояршинов

Серая зона бизнеса

«Мутное место» в компании – это такая зона, где вы, как собственник или руководитель, не понимаете, что точно происходит. И не можете этого быстро понять. Какие-то люди делают там какие-то задачи (возможно для каких-то клиентов). 

Не всегда «мутное место» генерирует проблемы или убыток. В истории нашей компании бывали и прибыльные «мутные места». Вот пример: один незаменимый специалист, у которого вообще вся рабочая информация в голове, работает с одним клиентом, которого в целом всё устраивает. И такая конструкция даже приносила деньги. 

Но риски, думаю, даже пояснять не стоит. Если в какой-то момент клиент скажет «Я негодую, вы меня подвели», или специалист заявит «Я увольняюсь завтра», схема «работает - не трогай» развалится моментально. Не говоря уже о том, что этот «успешный» опыт с прибыльным «мутным» местом невозможно повторить. 

Тогда всё кончилось для нас хорошо. Клиент разорвал договор (не из-за нас, высшее руководство решило забрать процессы инхаус). Сотрудник сказал, что он по-другому – под контролем, со сдачей отчётности и так далее – не готов работать, и ушёл. Можно сказать, мы легко отделались. Было это много лет назад. 

С тех пор мы боремся с «мутностью» у наших клиентов: системно помогаем разобрать их внутренние процессы, пройти вместе все шаги, найти те операции, которые разные сотрудники выполняют по-разному или не выполняют вообще. И далее помогаем внедрить этот новый процесс в жизнь в новой информационной системе. 

Но вот недавно мы оказались грешны и снова допустили «мутное место» у себя. Теперь, разбирая последствия, я пытаюсь понять, как так вышло. Мы же системные ребята. Выявил последовательность шагов, которая теперь стала для меня запретной. 

Знакомая ситуация

Представьте на месте героя этого рассказа топового продавца, начальника производства, заведующего складом или любого другого ключевого сотрудника. 

  1. Кто-то в компании крут, выполняет отличную работу и приносит результаты. 

  2. Он начинает по мелочи нарушать правила компании. Но он же мега-продуктивен, и вы, как руководитель или собственник, идёте ему навстречу. 

  3. Количество таких нарушений у этого сотрудника растёт. Но он продуктивен и приносит результаты. Ему можно. 

  4. Увеличиваем объём проектов, задач. Пока человек справляется – всё хорошо. 

  5. Но вот он перестаёт справляться. Есть простой путь для решения этой ситуации: нанять ему помощников, программистов – в общем, дать ресурсы. 

  6. К сожалению, новые люди работают так же, как и ваш ключевой сотрудник. 

  7. Аргументы, которые вы услышите при попытке навести порядок, будут такими «Мне работу работать или планчики писать?», «Что важнее – всё закончить или правила соблюдать?», и, конечно, «Тут клиенты ждут!» 

К сожалению, работа в таком режиме приведёт к проблемам - или со стороны клиентов, которые перестанут получать работу/товары в срок. Или ваш мега-продуктивный сотрудник… «сгорит». Он устанет и всё бросит, да. Устанет от хаоса и ответственности за всё вокруг, от того, что всё у него в голове, и всё зависит только от него. Люди, в большинстве своём, любят работать, когда вокруг порядок. 

Вместо резюме

Вывод очень простой. Не может быть альтернативы «Вы хотите, чтобы я вас до места довёз или ПДД соблюдал?». Правильный ответ – «Я хочу доехать до места с соблюдением правил дорожного движения по дороге: выехать, когда планировал, и приехать вовремя». 

Если что-то в вашей компании идёт по пути создания «мутности», остановитесь пока не поздно. Аргумент «оно пока работает» – очень плохой аргумент. 

Источник: Блог Алексея Бояршинова на Facebook.

Biz360.ru

Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-каналстраницу в Facebook и канал на «Яндекс.Дзен».


29 апреля 2021

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    по автоматизации бизнеса

    Наши эксперты ответят на вопросы по автоматизации бизнеса


    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов