Рубрики:

Общее дело: как совместный бизнес помог укрепить семейные отношения

Прочтёте за 4 мин.

Опыт Бекзода и Ширин Камиловых

IT-инструменты, которые использует Бекзод Камилов

  • AmoCRM
  • Yclients
  • Zoom

Есть устоявшееся мнение, что с друзьями и родственниками по возможности лучше не работать вместе, особенно в бизнесе. Часто близкие отношения действительно могут мешать процветанию общего проекта. Но из любого правила бывают исключения. О том, как совместный бизнес помог укрепить семейные отношения, в своей авторской колонке для портала Biz360.ru рассказал Бекзод Камилов, операционный директор IT-компании Kartz.

Досье

Бекзод Камилов – операционный директор компании Kartz (разработчик ERP-решений для индустрии автосервисов). Более 17 лет запускает успешные проекты в различных нишах в Узбекистане и России, был сооснователем известных компаний KupiKupon и Primezone. Последние несколько лет специализируется в сфере маркетинга и IT, а также в привлечении клиентов в авторемонтной индустрии.

Бекзод Камилов

Как появилась идея семейного бизнеса

У нас с супругой трое детей. Рождение ребёнка – это всегда одновременно и большое счастье, и стресс. У многих женщин по разным причинам развивается послеродовая депрессия, справиться с которой бывает очень непросто.

Так случилось с моей женой Ширин в 2018 году, когда родилась наша дочь Зарина. Ширин работает на себя с 18 лет, много внимания уделяет карьере, поэтому любые вынужденные перерывы воспринимает очень болезненно. По своей природе – она достигатор. Возможно, потому, что выросла в семье предпринимателей, которые построили несколько компаний с миллиардными оборотами.

Я перепробовал множество вариантов, а затем понял: чтобы жена поскорее пришла в себя, ей нужно заняться тем, что она больше всего любит. Я поизучал свободные ниши, сверил их с интересами Ширин и предложил запустить совместный бизнес в бьюти-сфере.

Первый совместный бизнес-опыт

Сначала мы думали о полноценном салоне красоты, но решили, что на первых этапах будет легче развивать студию маникюра – в ней проще отладить бизнес-процессы и не такой широкий пакет услуг для клиентов.

Маникюрный салон мы открыли в Москве недалеко от метро «Маяковская». Первые месяцы нам было непросто – проект в незнакомой нише, мы учились выстраивать бизнес-процессы, нанимать и удерживать сотрудников, конвертировать клиентов в лояльных посетителей.

Но главным для меня было то, как загорелась и воодушевилась моя жена. Ей так понравилась идея, что она решила сама создать проект дизайна интерьера для салона. Мебель она тоже сделала на заказ, потому что не хотела ставить в салоне что-то скучное и стандартное.

Meraki 

За 4 месяца мы вышли на точку безубыточности и посчитали это неплохим результатом. Планировали развиваться и дальше, но в 2020 году в России началась пандемия коронавируса. Мы были вынуждены закрыть салон на 2 месяца. 

При этом было неясно, сколько продлятся ограничения на работу, будет ли повторная волна вируса. Кроме того, за время паузы мы немного охладели к самой нише, поэтому решили, что попробуем запустить что-то другое. Салон мы продали, он до сих пор успешно работает – называется Meraki.

Step by step

Из этого противоречивого опыта мы сделали множество выводов. Главный из них – Ширин нельзя долго оставаться без дела. Поэтому когда супруга забеременела снова, мы решили присмотреть новую нишу.

После маникюрного салона мы пробовали запустить бизнес по продаже футболок на маркетплейсах, но он так и не взлетел. Через 4-5 месяцев стало понятно, что мы работаем на слишком конкурентном рынке, на котором тяжело выйти на хорошую маржинальность. Решили отказаться от этой идеи. Мы с Ширин потом часто шутили, что зато нам теперь в магазинах закупаться не надо: у нас осталось столько футболок, что их до сих пор донашивают наши дети, родственники и друзья.

Но не зря говорят, что на ошибках учатся намного больше, чем на успехах. Благодаря неудачному опыту с футболками Ширин очень хорошо разобралась в том, как работают маркетплейсы. Она наняла небольшую команду маркетологов и менеджеров, вместе они протестировали несколько идей по привлечению лидов.

Kamilove

Так жена поняла, что ей нужно попробовать себя в производстве и продаже уходовой косметики. В 2021 году мы запустили бренд Kamilove – создаём натуральную женскую косметику из органических продуктов. На этот раз у нас всё получилось – за два года мы вышли на крупнейшие маркетплейсы («Золотое яблоко», «Л'этуаль», «Озон», «Вайлдберриз» и др). Сейчас мы в процессе запуска на рынке СНГ.

Что мы вынесли из нашего опыта и как это повлияло на брак

Часто говорят, что для того, чтобы проверить отношения на прочность, супругам нужно вместе сделать ремонт. На мой взгляд, семейный бизнес – это ещё более сложный уровень. В таком проекте вы несёте обязательства не только друг перед другом, но и перед сотрудниками, клиентами, контрагентами. Нужно учиться искать компромиссы. Вот что изменилось в нашем браке с тех пор, как мы работаем вместе: 

  • До первых совместных проектов мы с Ширин чаще конфликтовали и неохотно шли на уступки. Но мы быстро поняли, что в бизнесе просто нет времени на то, чтобы долго обижаться друг на друга – проблемы чаще всего нужно решать здесь и сейчас.

  • Считаю, что в том числе благодаря предпринимательскому опыту процесс «притирки характеров» прошёл намного быстрее. Сейчас мы спорим намного реже, чем 5-6 лет назад. Выработали новое правило – при любой ссоре искать не виноватых, а способ решить проблему. Мы знаем, что хотим быть вместе, поэтому все остальное уже вторично. Можно утрясти практически всё что угодно, если вы любите друг друга. 

  • Устраиваем свидания минимум раз в неделю. Обычно люди ходят на них до того, как начинают жить вместе, а затем начинается совместный быт, сопутствующие с ним сложности и выгорание. Мы поняли, что для того, чтобы ощущать, что мы по-прежнему в отношениях, нужно периодически устраивать такие разрядки. 

  • Стараемся разграничивать роли «бизнес-партнёр» и «супруг». Я и Ширин обратили внимание, что в семейном бизнесе трудно выключиться из обсуждения проектов – в прошлом мы иногда продолжали обсуждать дела даже на свиданиях. Но это вредная практика – так можно выгореть и даже устать друг от друга. Сложности в бизнесе не должны переноситься на личные отношения. 

  • Посещаем семейного психолога, если ощущаем, что не можем найти компромисс своими силами.

Если говорить о бизнесе, то совместный опыт помог нам с Ширин лучше понять сильные и слабые стороны друг друга: 

  • Я узнал, что она очень хороша в запусках и проджект-менеджменте. А она увидела, что я более эффективно продаю и решаю конфликтные ситуации с клиентами. Поэтому уже с первого проекта мы начали чётко разделять наши обязанности. Например, в Kamilove я помогал ей нанимать сотрудников, строить отдел продаж и внедрять CRM-систему.

  • Разделение труда в бизнесе мы перенесли и на семейные отношения. Например, Ширин, как продуктолог и проджект-менеджер, взяла на себя курирование ремонта после покупки дома. При этом объяснять нашим детям, почему нужно идти спать раньше и есть меньше сладкого, поручено мне – всё-таки я по роду деятельности продаю идеи. 

P.S.

Многие предприниматели скептически относятся к тому, чтобы вести бизнес с близкими людьми. Но я считаю, что если вы по-настоящему любите друга, готовы учиться на ошибках и искать компромиссы, от такого союза можно даже выиграть – и не только в бизнесе. Например, в моём случае партнёрство с женой только укрепило наши отношения.

Бекзод и Ширин Камиловы

Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-каналстраницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».

17 ноября 2023

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов