Рубрики:

Семейный бизнес: как совместно развивать компанию и не развестись

Прочтёте за 3 мин.

«Самое сложное – научиться разделять роли на работе и дома»

IT-инструменты, которые использует семья Горбачёвых

  • Trello
  • Facebook
  • YouTube

Бизнес, который создали и совместно развивают супруги-предприниматели, может стать большим испытанием для семьи. Ведь в этом случае придётся разделять обязанности, идти на компромиссы и договариваться друг с другом не только в личной, но и в профессиональной жизни. Своими рекомендациями о том, как успешно совмещать семью и компанию, на конференции «Семейный бизнес» рассказали основатели event-агентства MarketEmotion Илья и Елена Горбачёвы.

Досье

Илья и Елена Горбачёвы, супруги-предприниматели из Москвы, основатели event-агентства  MarketEmotion. Компании MarketEmotion – 9 лет, агентство работает с корпоративными клиентами, его проекты регулярно становятся лауреатами российских и международных профильных бизнес-премий. Среди клиентов агентства – «1С», Pandora, «Мираторг», McDonalds, «Ашан» и другие известные бренды.

Илья и Елена Горбачёвы

Вместо предисловия 

Наш бизнес – это не просто бизнес, это образ жизни. На собеседованиях с будущими сотрудниками мы всегда говорим: «Вы приходите не в суперкрупные корпорации, с которыми мы работаем. У нас нет такого, что вы смотрите на часы в 18:45 и собираете сумку, чтобы идти домой. Вы выбираете такой образ жизни, когда утром чистите зубы и уже думаете о работе. Вы ужинаете в ресторане, который вам нравится, и сразу узнаёте количество посадочных мест - это может пригодиться для проведения наших мероприятий». 

Это подход, который применим и к нашему бизнесу, и к нашей семейной жизни. Мы сформулировали 10 правил, которые позволяют нам быть вместе и расти дальше. 

Правило №1: нарушать правило о том,
что нельзя совмещать семью и бизнес
 

Всё можно. У нас нет границ между жизнью и работой. Это одно и то же. Мы живём на работе и работаем дома. 

Правило №2: чётко разделять обязанности 

Это важно для семейного бизнеса и для того, чтобы не развестись. Поэтому у нас генеральный директор – Илья - должен заниматься управлением компании, развитием, стратегическими вопросами, а креативный директор – Елена - должен заниматься продуктом. 

Мы не спорим, не перетягиваем одеяло в нашем бизнесе, не конкурируем друг с другом. Это очень важно. Если Илья заходит к нам на мозговой штурм, главенствующую роль играю я. Но когда я захожу в кабинет генерального директора, здесь он главный, и все должны слушаться его. 

Правило №3: управление компанией
должно лежать на одном человеке
 

В семейном бизнесе должен быть генеральный директор, который принимает финальные решения. Это важно, чтобы двигаться вперёд и не останавливаться в спорных ситуациях.

Разумеется, в обсуждении могут принимать участие несколько человек, но в финале принимать решение и брать ответственность за результат должен только один. 

Правило №4: разделять роли дома и на работе 

Это самое сложное правило, с которым мы не до конца справились. Иногда приходим домой и продолжаем играть роли руководителей. Но потом понимаем, что мы – муж и жена, мама и папа, что у нас есть ребёнок. И поэтому мы должны переключаться с работы на дом. 

Правило №5: личный досуг должен работать на развитие бизнеса 

Мы мыслим и живём нашим бизнесом. Всё, с чем мы связываемся в личной жизни, потом пытаемся переложить на работу, образование и личную эффективность. Я прохожу сейчас MBA, у меня три модуля в трёх разных странах. Недавно проходил модуль в Дубае. Я взял с собой семью. Помимо того что я учился, мы успели прекрасно отдохнуть. И о работе подумали. В следующем году в Дубае проходит «Экспо-2020», там будет много денег, надо уже сейчас заходить на этот рынок. Мы уже договорились о том, как это сделать. 

История про дни рождения в нашей семье. Мы не только их отмечаем, но ещё и обкатываем подрядчиков, которые рвутся поработать с нами.

Мы регулярно выезжаем в разные страны мира. Всегда пользуемся возможностью съездить в другую страну не только чтобы отдохнуть, но и как-то прокачаться. Например, когда мы делаем родео (спортивное состязание ковбоев – прим. редакции) для одного из наших клиентов, то задаём вопрос – куда надо ехать смотреть родео? Конечно, в США. И мы были в Хьюстоне, где 84 года проводится самое большое родео в мире. Там есть чему поучиться. 

Правило №6: необходимо качественное планирование 

Отдых, как и детей, надо планировать заранее согласно бизнес-процессам. По-другому невозможно. 

У всех, кто в бизнесе, есть понимание, что бог, конечно, даст детей. Но вот когда они будут, тут всё чётко по плану. У нас есть сезонность в бизнесе, под которую мы подстроились. Дождались момента, когда поехали в роддом, а из роддома вышли на проект. 

Правило №7: взаимный коучинг друг друга 

Коучинг в принципе важен. Варясь в операционке и какой-то повседневности, важно, чтобы кто-то посмотрел на тебя со стороны и дал обратную связь. Ты можешь идти к профессиональным бизнес-коучам, у которых первоначальный интересе – это всё-таки заработок. Мы с просьбой о коучинге обращаемся друг к другу. Кто как не твой партнёр по бизнесу и самый близкий человек может дать тебе искреннюю, жёсткую обратную связь? Скажет всё честно и прямо в лоб, без каких-то сожалений. Это важно, потому что ты понимаешь свои ошибки. И ещё это экономит семейный бюджет. 

Правило №8: соблюдать баланс 

Необходимо усиливать слабые стороны друг друга. Потому что взаимодополнение даёт гармонию и непобедимость. 

Мы партнёры, и наше участие в бизнесе тоже равное: мы не перетягиваем одеяло на себя. Илья развивает наш бизнес, ведёт его вперёд, отвечает за стратегическое мышление. Но есть продукт, за который отвечает Елена. И в этом - идеальный баланс. 

Правило №9: уступать друг другу в личных вопросах 

В работе ты должен стараться стоять на своём, отстаивать свою точку зрения и нести за это ответственность. В личной жизни супруги-предприниматели должны вести себя иначе: стараться больше отдавать, чем брать. И в обоих случаях важно уметь соблюдать компромисс. 

Правило №10: относиться к команде, как к своей семье 

Мы не разделяем работу, компанию и нашу жизнь. 50 сотрудников нашего агентства – это наши детишки: творческие, креативные и открытые. Ими всеми надо заниматься, их надо находить и выращивать, создавать им такую атмосферу, чтобы они не улетали. В работе с молодыми и творческими людьми есть своя проблематика: им всем нужны лавры, короны или фриланс. Мы делаем на людях акцент: устраиваем стратегические сессии, разрабатываем наш HR-бренд, чтобы наши сотрудники могли расти на работе и кайфовать. 

Материал подготовлен на основе выступления Ильи и Елены Горбачёвых на конференции «Семейный бизнес», организованной газетой «Малый бизнес» и ТПП Москвы.

Илья и Елена Горбачёвы


Читайте также:

Не такие как все: как прошёл бизнес-год для шести ярких проектов.
Неформат: десять вдохновляющих историй о нестандартных бизнесах.
Плюсик в карму: как и зачем малый бизнес занимается благотворительностью.

21 марта 2019

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов