У предпринимателя из Петербурга Михаила Воскресенского два бизнеса: один футуристический и связан с блокчейном, другой базируется на прошлом – команда его проекта Paleo Hunters добывает древних окаменевших моллюсков, членистоногих, рыб, фрагменты животных – и продаёт их в качестве сувениров и предметов интерьера. Кроме того, недавно в Петербурге открыт единственный в своём роде палеобутик. О том, как заработать на древних ископаемых формах жизни, порталу Biz360.ru рассказал основатель проекта Paleo Hunters Михаил Воскресенский.
Михаил Воскресенский, 29 лет, предприниматель из Санкт-Петербурга, основатель проекта
Paleo Hunters (производство предметов интерьера и сувениров из окаменелостей). Окончил Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств (специальность «культуролог»). Проект Paleo Hunters запустил в 2017 году. Помимо этого бизнеса владеет и управляет компанией в сфере блокчейна. Женат.
Я всегда чувствовал себя предпринимателем. Ещё в университете я занимался организацией и проведением мероприятий. Потом около пяти лет руководил бизнесом, связанным с автомобильными запчастями. Это дело позволило мне заработать первые ощутимые деньги, однако с самореализацией было сложнее: всё время чувствовалась нехватка творческой составляющей. В итоге я продал тот бизнес и решил сфокусироваться на двух более интересных для меня направлениях. Первое - это блокчейн, который я считаю технологией будущего. А второе - напротив, нечто архаичное - палеонтология.
Палеонтологией я увлекаюсь с детства. Уже будучи в юношеском возрасте, часто смотрел по «Дискавери» передачи о раскопках динозавров и другие истории, связанные с поисками окаменелостей. С наступлением эпохи интернета знания стали доступнее, так что я начал изучать стратиграфию - раздел геологии, изучающий строение горных пород.
В процессе я узнал, что прямо под Санкт-Петербургом есть известняковые отложения пород раннего палеозоя с уникальным фаунистическим наполнением. Досадно, что большинство петербуржцев об этом не знают, ведь большая часть домов в нашем городе выполнена с применением этого камня. Примерно три года назад я начал исследовать одно из таких месторождений - Путиловский карьер.
Для меня это стало чем-то вроде бескровной охоты (убивать зверей я бы не стал): при поиске интересных экземпляров испытываешь колоссальный азарт. Я был, конечно, не единственным, кто этим занимался – вскоре в интернете я нашёл людей, которые так же были увлечены этим. В их числе был и человек, который в итоге стал моим партнёром в проекте Paleo Hunters.
Поначалу всё это имело формат отдыха в выходной день. Мы с друзьями выбирались на карьер, что-то находили, коллекционировали. Здорово, когда есть возможность отключиться от ежедневной работы с числами и графиками, и почувствовать себя Индианой Джонсом - окунуться в неизведанный мир древних ископаемых. Потрясающее чувство! Мне захотелось дать возможность прочувствовать это и другим людям.
При этом с точки зрения предпринимательства мне всегда было интересно найти именно область моей личной самореализации – дать миру нечто уникальное. Что-то, что до меня не делал никто.
Однажды я посетил «Музей янтаря» в Калининграде и увидел, насколько трепетно местные жители относятся к природным ресурсам своего края. На этом контрасте мне показалось совершенно несправедливой неосведомлённость петербуржцев о тех сокровищах, которые буквально находятся у них под ногами. Мне захотелось заняться проектом, связанным с популяризацией этой сферы. Так зародилась задумка Paleo Hunters.
Я нашёл для проекта двух партнёров. Один – кандидат наук по палеонтологии, преподаёт в университете и является нашим стратегическим партнёром, то есть доли в прибыли у него нет. Второй занимается продвижением проекта в соцсетях, закупкой экземпляров, и является соинвестором.
Мы начали с того, что стали развивать паблик «ВКонтакте» и профиль в Instagram по палеонтологии. Мы понимали: для начала важно привлечь интерес к этой области в целом. На данный момент мы являемся крупнейшим палеосообществом в Рунете. Аудитория подписчиков наших соцсетей - больше 50 тысяч (28 тысяч – «ВКонтакте», 25,5 тысяч - Instagram).
Продавать окаменелости мы начали около полугода назад. До этого просто делали интересный контент и раскручивали сообщества в соцсетях. А потом решили попробовать продвигать ископаемые как подарки премиум-класса и эксклюзивные предметы интерьера.
Мы закупили интересные экземпляры со всего мира: зубы доисторической акулы мегалодона из Южной Каролины, аммониты с Мадагаскара, наутилусы из Англии и т.д. Кроме того, добавили и российские экземпляры ( раздел с трилобитами, древнейшими вымершими членистоногими, на главной странице интернет-магазина Paleo Hunters озаглавлен как «Древнейшие жители Петербурга» - прим. редакции). Не сразу, конечно, появился весь ассортимент, который есть сейчас – наполнение шло постепенно. И вот у нас заработал интернет-магазин окаменелостей.
Такие вещи – товар класса «люкс»: они стоят от 100 до 10 000 долларов и выше. Поэтому массово их не покупают, конечно, однако продажи есть. Бывает, что мы продаём пару экземпляров в месяц, бывает чаще. Один бизнесмен как-то купил у нас трилобита и подарил его своему партнёру. В итоге это вызвало столько эмоций, что человек потом вернулся за аналогичными подарками для других людей. Таких клиентов у нас уже несколько.
Цена образца в целом определяется редкостью, качеством сохрана и уровнем препарации. Есть и другие нюансы. Например, разные роды трилобитов могут отличаться по цене в сотни раз за счёт того, что один из них очень редок и имеет панцирь в шипах вместо обычного гладкого – а другой нет. Также стоимость трилобитов может увеличиваться при наличии, скажем, прижизненной травмы.
Что касается зубов акулы мегалодона, то их стоимость зависит от размера и сохранности. Скажем, дорогие образцы - это зубы размером более 15 см в хорошем качестве: у них целы зазубрины, хорошо сохранилась эмаль, отсутствуют сколы.
У нас есть своя лаборатория, где стоят немецкие пневмоотбойники, бинокулярные микроскопы и другая техника, и специалисты по квадратному сантиметру в день очищают образцы от известняка. Один такой человек работает у нас в штате, и ещё пара - на аутсорсе (у тех своё оборудование).
Лаборатория, кстати, появилась у нас ещё до магазина. Я снял помещение и постепенно заполнил его оборудованием – в него мы вложили около 1 млн. рублей.
Самое древнее, что есть у нас в ассортименте, это трилобиты. Думаю, сложно найти подарок с более древней историей, потому что трилобиты жили 450 млн. лет назад. Примерно 30% всего ассортимента в магазине – из нашей Ленобласти, остальное – из-за рубежа.
Есть палеонтологи-поисковики, с которыми мы сотрудничаем на проектной основе, и местные экземпляры нам ищут они. А вещи из-за границы мы покупаем на специализированных выставках. К примеру, есть большой палеонтологический салон «Тулссон», который проводит выставку в Америке раз в год. Также существуют аналогичные выставки во Франции и Германии. Мой партнёр ездит на них и производит там закуп.
На рынке полезных ископаемых вопрос подлинности стоит довольно остро. Есть категории окаменелостей, в которых очень просто столкнуться с подделкой – и непрофессионал вряд ли это поймёт. Однако мы не работаем с такими категориями. Это трилобиты из Марокко, где их делают в мастерских, и кейзохавры из Китая. К каждому образцу из нашего магазина прилагается сертификат подлинности. При желании за отдельную стоимость мы можем также выполнить независимую экспертизу у сертифицированных экспертов, либо подсказать, где её можно провести самостоятельно.
Совсем недавно мы открыли шоу-рум на Васильевском острове - палеобутик. Он единственный такой в городе. Там будут выставлены не только сувениры премиум-класса, но и недорогие позиции, которые будут доступны всем – например, небольшой трилобит или ракушки. Разброс цен будет от 1 тысячи до 1,5 млн. рублей. Мы рассчитываем, что это будет полноценный бизнес-проект, приносящий прибыль. Делаем ставку как на жителей города, так и на туристов.
В целом в сайт Paleo Hunters мы инвестировали около 300 тысяч рублей, плюс продвижение в интернете съедает немало ежемесячно. Наполнение магазина стоило примерно 7 млн. рублей. В общей сложности в проект было вложено 9 млн. рублей. Как я говорил, это не мой основной источник дохода. Поэтому бывает так, что моя палеонтология может потратить больше, чем принести.
На самом деле основной задачей в палеонтологический сфере для меня является разработка палеонтологического парка и развитие нового вида туризма в нашем регионе и в стране. Сообщества в соцсетях создавались в том числе с целью подготовки образованной аудитории для этого.
Такие парки уже работают, например, в США (Green River, Wyoming). Их посетители могут сами взять молотки, пойти и отыскать свой уникальный ископаемый трофей. Например, рыб, которые могут стать прекрасным предметом декора в любом интерьере. Мы решили, что подобный проект должен быть реализован в Ленинградской области, так как она обладает всеми необходимыми условиями. А потом его можно было бы и масштабировать. Такая задумка могла бы способствовать и образованию населения, и развитию внутреннего туризма, и улучшению состояния карьеров в стране.
На данный момент нашу проектную инициативу поддержало Санкт-Петербургское подразделение палеонтологического общества при РАН. Сегодня она практически упакована и в ближайшее время будет представлена губернатору Санкт-Петербурга.
Пилотную версию палеопарка мы собираемся реализовать уже в следующем летнем сезоне. Подразумевается, что это будет нечто вроде современного краеведческого музея под открытым небом. Люди, пришедшие туда, смогут ознакомиться с древнейшей историей Ленинградской области - получить комплексное представление о том, как выглядела наша планета в те далекие времена, как зарождалась и эволюционировала жизнь.
В музее будет сильный блок VR (дополненной реальности – прим. редакции), в том числе комната – «машина времени». Ты заходишь в неё, а все стены вокруг – один большой экран. И на них транслируется история нашей планеты с момента зарождения. В процессе этого можно будет наблюдать, как происходит процесс осадконакопления, и понять, почему в ту или иную эпоху возникала определённая фауна. История той же Ленобласти таким образом может предстать с совсем новой стороны.
После того, как человек получит комплексную информацию, он сможет отправиться на карьер и в сопровождении нашей учёной группы самостоятельно найти окаменелость. А потом отдать её на обработку, чтобы впоследствии забрать домой.
В проектной инициативе площадь парка обозначена в 1000 квадратных метров, но это пока условное обозначение. Палеопарк будет рассчитан на массовую аудиторию со входным билетом от 500 рублей.
Минимальные инвестиции в такой проект составляют 25 млн. рублей. Конечно, для реализации нам потребуется помощь спонсоров. Когда проект будет полностью готов и одобрен администрацией Санкт-Петербурга, мы займёмся их привлечением вплотную. Мы думаем, что спонсирование такого парка может быть интересно для разных крупных брендов с точки зрения продвижения.
Также один из вариантов привлечения средств – краудфандинг. И тут, опять же, нам сильно помогут наши раскрученные соцсети.
Читайте также:
BoChicca: трудный путь от хэнд-мейда до статусного бренда.
Роман с камнем: как заработать на украшениях и сувенирах с моллюсками.
Бетон в России больше чем бетон: как заработать на дизайн-решениях из песка-цемента.