IT-индустрия – одна из немногих сфер бизнеса, игрокам которой для того, чтобы добиться серьёзного успеха, совсем не обязательно жить в Москве или штурмовать Кремниевую долину. Многие студии из небольших городов производят IT-продукты, которыми пользуются клиенты по всему миру. Одна из таких компаний – барнаульская SWS Group, которую основали Иван Оленченко и Александр Кобозев. Свой бизнес партнёры начали в 2010 году, когда учились на последнем курсе университета. За десять лет работы они сумели запустить ряд успешных проектов, получить инвестиции от Mail.ru Group и научиться продавать свои продукты по всему миру.
Иван Оленченко и Александр Кобозев - предприниматели из Барнаула, основатели IT-компании
SWS Group, которая развивает три сервиса для пользователей Instagram: фоторедактор Camly, универсальный набор инструментов для работы с контентом и аналитикой BeLiked, конструктор мобильных сайтов Ylink.me. Продуктами компании пользуются миллионы людей по всему миру. В штате работает около 40 человек.
В 2010 году Иван Оленченко и Александр Кобозев учились на последнем курсе политехнического университета на программистов. Их в тот момент заинтересовала технология виртуальных туров, которые начали активно развиваться в столице и крупных городах, но в Барнауле ничего подобного никто не делал.
Обратились в несколько крупных предприятий города и предложили свои услуги. Цены называли рыночные, потому что работать за условную плату, как делают многие студенты, Иван и Александр не хотели. Через год-два виртуальные туры появились на сайтах у многих солидных компаний Алтая.
Тогда же компаньоны решили разработать приложение для смартфона – планировщик бюджета на только появившуюся операционную систему Windows Phone 7 от Microsoft. Приложение долго оставалось самым популярным в своей категории в сторах, но показатели дохода основателей не устраивали. Ведь сама операционная система проиграла в конкурентной борьбе Android и iOS.
В 2011 году Александр и Иван узнали о том, что в Новосибирск приедет известный московский инвестор Аркадий Морейнис. Раньше он занимался бизнесом в интернете и развивал крупные проекты, а в начале 2010-х основал фонд «Главстарт» и начал искать перспективные стартапы для инвестирования по всей России на специальных мероприятиях – StartUp Weekend. К тому моменту у компаньонов уже была идея нового проекта, поэтому они решили участвовать в отборе.
После работы с Аркадием Морейнисом первоначальная идея стартапа заметно изменилась и превратилась в проект Tagbrand – социальную сеть для модников.
«Многие думают, что идея проекта – самое главное, но заблуждаются. Инвестор вкладывает деньги в команду. Он смотрит на людей, на то, как они мыслят, и делает выбор. Хорошая команда способна изменить идею, развернуть её на 180 градусов в ходе работы над проектом, и в этом часто кроется путь к успеху», - рассказывает Иван Оленченко.
В Новосибирске Аркадий Морейнис отобрал три проекта, но в итоге только стартаперы из Барнаула получили деньги на развитие. Точная сумма не раскрывается, сам инвестор при поиске проектов заявлял, что готов вложить в одну команду до $100 тысяч за год.
Tagbrand запустили в 2012 году. Сервис предлагал людям, которые увлекались модой, публиковать в личных аккаунтах фотографии своих луков и отмечать на снимке бренды одежды и аксессуаров.
По задумке создателей проекта, со временем туда должны были «подтянуться» продавцы этих товаров и соцсеть стала бы местом контакта брендов и их фанатов. В этой плоскости искали различные варианты монетизации.
Проект быстро рос – его аудитория увеличивалась на десятки процентов в месяц и достигла более 600 тысяч пользователей. В соцсети были зарегистрированы селебрити – певицы Нюша и Сати Казанова, телеведущая Ксения Бородина и многие другие. Сервис продвигали в том числе через их участие.
Предприниматели активно пиарили Tagbrand и на тематических IT-конференциях. В основном они проходили в Москве. На так называемые Startup Battle предварительно отбирались до десятка команд со всей России и ближнего зарубежья, в жюри сидели авторитетные эксперты - руководители и основатели крупных IT-компаний, инвестиционных фондов.
По словам Ивана Оленченко, на таких мероприятиях Tagbrand постоянно занимал первое место. Как-то раз один из инвесторов даже пошутил: «Tagbrand больше не пускаем, так как у остальных просто нет шансов».
Стартап заметили не только в России, но и на мировом уровне. Предприниматели успешно выступили на крупнейшей конференции стартапов TechCrunch – сначала в Москве, а потом в Нью-Йорке.
«Наши выступления вызывали wow-эффект. Идея была очень понятной: мы не строили космический корабль, а делали приложение для смартфонов, которым мог воспользоваться каждый», - рассказывает Александр Кобозев.
По его словам, на конференции TechCrunch в США русских практически не бывает: «Годом ранее, до нас выступала команда из Новосибирска и всё. То есть то, что нас туда пригласили – достижение. О нас написал статью на TechCrunch влиятельный журналист в сфере технологичных новостей и событий – Майк Бутчер, что тоже очень редкое событие для российской компании. О нас стали говорить в IT-тусовке Москвы и заметили в Mail.ru Group».
В конце 2012 года Mail.ru Group приобрела 20% сервиса Tagbrand. Точная сумма покупки не разглашалась, но, по некоторым данным, речь шла о нескольких десятках миллионов рублей. О проекте написали многие федеральные СМИ.
Стартап начал расширять команду, масштабировать проект, вкладывать в маркетинг, тестировать бизнес-модели. «Успех социальных сетей кроется в том, чтобы привлечь туда, как можно больше пользователей, - объясняет Иван Оленченко. – Люди приходят в соцсети, чтобы в первую очередь следить за друзьями, знакомыми и за лидерами мнений. Для охвата большой аудитории требуются огромные вложения в маркетинг».
Instagram тогда только начал развиваться. «В России его даже не воспринимали как социальную сеть – там пользовались фильтрами и постили фотографии. Нас же воспринимали как «Instagram, только для fashion». И мы уже тогда понимали, что для достижения наших бизнес-целей нужно ещё больше инвестиций», - вспоминает Александр Кобозев.
В 2013 году предприниматели обратились более чем в 30 инвестиционных фондов по всему миру. Для каждого из них они готовили индивидуальное предложение, учитывая их специфику. На проект обратил внимание и основатель «ВКонтакте» – Павел Дуров. Он зарегистрировался в Tagbrand, попробовал сервис в действии и дал высокую оценку идеи и качеству её исполнения.
В итоге предварительной договорённости удалось достичь с фондом из Швейцарии. Но наступил 2014 год: политические события (события в Украине, присоединение Крыма) и рост курса доллара повлияли на условия, которые предложили инвесторы. Барнаульцам они не подошли.
«Чуть меньше года назад мы приостановили работу Tagbrand, разослали оповещения пользователям, - рассказывает Иван Оленченко. – Возможно, мы когда-нибудь вернёмся к нему. Сейчас видно, что люди начали уставать от Instagram. Кто знает, может быть, через несколько лет тематические соцсети станут актуальными. Тем более мы видим – в разных странах мира до сих пор пытаются создавать проекты, подобные Tagbrand».
Когда стало понятно, что перспективы соцсети для хипстеров выглядят туманно, Александр и Иван начали думать над новым проектом. Так появился фоторедактор Camly. Приложение сделали за четыре месяца и запустили в 2014 году.
«В случае с Camly мы заходили в сформировавшуюся рыночную нишу, фоторедакторов тогда были тысячи, - рассказывает Иван Оленченко. – Реальных конкурентов среди них набирался десяток. Нашим главным преимуществом стала универсальность. Вместо нескольких приложений для редактирования фото – с фильтрами, коллажами и так далее – можно было установить одно, мы объединили все популярные опции».
За первые четыре месяца в магазинах AppStore и Google Play приложение Camly скачали 1,3 млн. раз, оно долго находилось в топе приложений.
Перед запуском предприниматели вели переписку с представителем Google, чтобы соблюсти все условия и оказаться в рекомендациях. Им это удалось – помог предыдущий опыт: фоторедактор поместили в подборку «Лучшие фоторедакторы» в более 30 странах.
Camly достаточно быстро «загрузил» работой всю компанию. Сейчас у приложения более 12 млн. установок по всему миру. Оно зарабатывает на платных опциях. Минимальный набор функций в нём предоставляется бесплатно, но чтобы получить полный, нужно оплатить подписку.
В 2015 году SWS Group запустили ещё один сервис для пользователей Instagram – BeLiked. Он помогает управлять бизнес-аккаунтами – предоставляет аналитику по посещаемости, вовлечённости аудитории и инструменты по работе с ней.
Сейчас у него более 200 тысяч бизнес-клиентов в России. BeLiked продвигали преимущественно через рекомендации партнёров - различные школы для предпринимателей и блогеров.
«Сейчас мы входим в тройку подобных сервисов, - говорит Александр Кобозев. – Продукт завоевал рынок благодаря своей простоте. Даже люди без всяких навыков в SMM легко в нём разбираются и получают нужные им бизнес-результаты. У нас хорошая служба поддержки, мы разговариваем с каждым обратившимся клиентом. Иногда консультация длится около часа, главное для нас – всё объяснить».
Популярности продукта не помешала даже более высокая, чем у конкурентов, цена. «Есть похожие решения, стоимость которых составляет 600 рублей в месяц, в то время когда наш сервис стоит 3000 рублей. Но люди всё равно выбирают наш продукт, потому что он удобный и работает эффективно. К тому же для бизнеса в абсолютных цифрах наша стоимость не критична», - рассуждает Иван Оленченко.
Сейчас SWS Group серьёзные усилия вкладывает в новый продукт – Ylink.me. Это веб-конструктор, с помощью которого любой владелец смартфона может самостоятельно сделать мобильный сайт для своего бизнеса. Он ориентирован в первую очередь на владельцев малых и средних компаний, которые продвигают товары и услуги через Instagram.
Мобильный сайт, созданный с помощью Ylink.me, становится продолжением Instagram-аккаунта и обеспечивает важную задачу для бизнеса – повысить конверсию из подписчика в продажу.
«Чтобы продвигать бизнес в Instagram, нужно не только создать интересный, полезный контент и обеспечить трафик целевой аудитории на него, но и предоставить удобный инструмент для покупки товаров или услуг. Instagram в большей степени подходит для контента, в меньшей степени – для продаж», - объясняет Иван Оленченко.
«Мы сделали сервис, в котором любой представитель бизнеса может создать сайт, лежа на диване, со своего смартфона, подобрать домен, настроить рекламу и запустить рассылку по своей аудитории, - говорит предприниматель. – Все это возможно в режиме одного окна, благодаря множеству интеграций с различными полезными сервисами. После создания сайта, предприниматель ставит на него ссылку в шапке профиля Instagram и приглашает туда потенциальных клиентов».
По словам Александра Кобозева, у сервиса два типа конкурентов. С одной стороны, это конструкторы лендингов типа Tilda. Их недостаток он видит в том, что они довольно сложные в освоении (ведь появилась даже отдельная профессия «верстальщик в Tilda») и сайт на них можно собрать только на компьютере.
С другой стороны – это сервисы-визитки. В них содержатся минимальные контактные данные владельцев страницы в Instagram – номер WhatsUp, электронная почта и другие. Это, по мнению предпринимателей, слишком узкий функционал.
«Ylink.me занимает свою нишу между этими двумя типами сервисов и, как мы считаем, нивелирует их недостатки, - говорит Иван Оленченко. – Наша задача сделать простой, красивый и удобный сервис – экосистему для малого бизнеса».
С помощью Ylink.me можно зарегистрировать домен сайта, настроить его продвижение в таргетированной рекламе, принимать через него заказы и платежи в соответствии с законодательством об онлай-кассах, делать рассылки по SMS и электронной почте, интегрировать его с CRM-системой компании.
С помощью сервиса уже создали более 65 тысяч сайтов, при том, что предприниматели только недавно начали активно работать над его продвижением.
В статье использованы фото Анны Зайковой (altapress.ru).
Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш
Telegram-канал,
страницу в Facebook и
канал на «Яндекс.Дзен».