В питерской студии «Кукла-Арт» клиент может заказать художественную керамику для декора интерьера, коллекции или подарка. Заказчику предложат несколько эскизов будущего изделия и изготовят черновой вариант из глины. Каждый этап работы фотографируется и отправляется клиенту. А он может вносить изменения до тех пор, пока не начнётся обжиг изделия. О том, какой эффект приносит такая тесная работа с заказчиками, порталу Biz360.ru рассказал основатель студии керамики «Кукла-Арт» Вячеслав Смородин.
Вячеслав Смородин, 36 лет, по образованию фотограф. Почти сразу после окончания училища стал трудиться в сфере энергетики из-за невозможности найти работу по специальности. Имеет неоконченное высшее техническое образование. До осени 2015 года работал на одном из предприятий начальником строительно-монтажного управления. В начале 2015 года вместе с супругой Ольгой Мыльцевой открыл керамическую мастерскую
«Кукла-Арт» в Санкт-Петербурге. Вложения в проект составили около 200 тысяч рублей.
У Вячеслава Смородина и его супруги Ольги Мыльцевой нет профильного художественного образования. Так получилось, что оба они увлеклись керамикой, будучи занятыми в других сферах, - у Ольги был небольшой салон красоты, а Вячеслав работал на предприятии малой энергетики.
Вячеслав с детства увлекался дизайном, а Ольга рисовала. Несколько лет назад она зарегистрировалась на сайте «Ярмарка мастеров», где творческие люди выставляют для продажи собственные изделия. Ольга предлагала на этой площадке свои картины, которые рисовала в свободное время ради удовольствия.
Вскоре там же появились вещи, предназначенные для декора. Их Ольга делала из самозатвердевающей глины. Такое изделие лепят из глины, а потом раскрашивают красками. Никакого обжига данный материал не требует.
К вещам из самозатвердевающей глины появился интерес со стороны друзей и знакомых, потом возникли сторонние клиенты, а чуть позже - даже корпоративные заказы; например, подмосковная фабрика колбасных изделий заказала 200 забавных поросят. Выполнение этого заказа растянулось на два месяца.
Тогда-то у супругов и возникла мысль сделать своё хобби основным источником дохода. К воплощению этой идеи они подошли очень тщательно. Решили делать керамические изделия, соблюдая все нюансы технологического процесса. Чтобы проверить, будет ли спрос на них, выставили на «Ярмарке мастеров» первые изделия из керамики. Покупатели и заказчики на них нашлись довольно быстро.
В начале 2015 года Ольга прекратила работу в салоне красоты и полностью посвятила себя собственному проекту – студии керамики «Кукла-Арт». Требовалось время, чтобы научиться понимать материал, отработать технологию. Вячеслав в это время продолжал работать в качестве начальника СМУ - зарабатывал деньги на первое время жизни в качестве предпринимателей. В августе 2015 года он тоже оставил место работы, и теперь всё своё время посвящает собственному бизнесу.
Перед запуском собственной студии керамики Вячеслав изучал предложения конкурентов. Оказалось, что керамических мастерских, которые предлагают оригинальные изделия, очень мало. На рынке превалируют китайская керамика низкого качества.
Можно найти небольшие студии и отдельных мастеров, которые работают без официального оформления. Но из-за их неофициального статуса с ними не хотят сотрудничать корпоративные клиенты. Также на рынке представлены официальные гончарные мастерские, предлагающие посуду. Но мастерских, которые берутся за миниатюрную пластику, единицы.
С самого начала Вячеслав и Ольга сделали ставку на индивидуальный подход. Для клиента могут разработать эскиз и предложить несколько вариантов на выбор; заказчик имеет возможность вносить корректировки до тех пор, пока не появится наиболее устраивающий его вариант. Бывает, что приходится менять эскиз до пяти раз.
«Каждый этап изготовления фотографируется и отправляется заказчику, таким образом мы позволяем клиенту контролировать процесс и познакомиться с технологией изготовления керамики», - замечает Вячеслав Смородин.
В студии керамики «Кукла-Арт» можно купить также и готовые изделия. Если клиент захочет внести изменения в выставленную вещь, то для него изготовят новую с учётом его пожеланий – например, изменят роспись, цвет, позу персонажа, добавят надпись и тому подобное. Такие покупки составляют около 20% от общего числа. Остальные 80% приходятся на изделия, которые выполняются на заказ с составлением эскизов.
На изготовление одного керамического изделия уходит порядка двух недель. Именно столько времени требуется для соблюдения технологического процесса.
Сначала из подготовленной глины формируется изделие. Затем оно отправляется на сушку в специальную камеру, где постепенно сохнет до определенного уровня влажности. Нарушение этого процесса приводит к трещинам, деформации и порче изделия. Процесс сушки в среднем занимает 4-7 дней.
После этого работу ставят в печь на обжиг. В печи температура увеличивается постепенно. Нарушать процесс нельзя, иначе изделие может лопнуть или покоробиться. Обжиг занимает порядка 8 часов.
Затем требуется время на плавное остывание – ещё порядка 8 часов. После этого вещи покрывается ангобами – цветными глинами или цветными глазурями, которые используется в качестве красок. Затем, в зависимости от художественной задумки, для придания блеска и водонепроницаемости изделие покрывается прозрачной глазурью. И снова ставится в печь для обжига.
Не все клиенты студии «Кукла-Арт» знают о том, как создаются керамические изделия. Поэтому они не всегда понимают, почему им приходится ждать свой заказ в течение двух недель. Ольга и Вячеслав рассказывают о технологических нюансах и объясняют, почему нельзя сократить время на производство заказа.
Заниматься изготовлением керамики Вячеславу и Ольге приходится методом проб и ошибок. «Советской школы керамики больше нет. И сейчас практически не существует площадок, где люди могут перенимать знания и опыт», - констатирует Вячеслав Смородин.
Приходится много экспериментировать с материалами. Часть времени уходит на поиск технологии и сочетаемости компонентов. Большинство производителей находится за рубежом и далеко не все предоставляют информацию о полном составе сырья. Например, испанская глина дорогая, а более дешевая из ближнего зарубежья не стабильно хорошего качества.
Для керамической мастерской годится не каждое помещение. Обычный офис тут не подойдёт. Для работы с глиной необходим свой подвод воды и сантехника. Печи для обжига и гончарный круг требуют больших энергетических затрат, чем электроснабжение офиса. Производственные же помещения сдаются только большими площадями (часто от 300 квадратных метров). Поэтому поиск помещения для мастерской «Кукла-Арт» растянулся на два месяца. Но за это время удалось найти подходящий вариант.
Самое необходимое оборудование в работе керамиста - печь для обжига. В студии «Кукла-Арт» есть две печи: одна небольшая, объёмом 60 литров, а другая – почти втрое больше (160 литров). Одну печь супруги купили, а другую взяли в аренду. Сэкономить на оборудовании помог и предыдущий опыт работы Вячеслава: так как он работал инженером, то смог самостоятельно изготовить камеры для просушки.
Начальные вложения в собственное дело составили около 200 тысяч рублей. Это были полностью собственные средства супругов. Часть денег получили от корпоративных заказов, что-то добавили из накоплений. «И мы решили: сейчас или никогда. Это был конец 2014 года, начало очередного кризиса. Но сколько времени ждать, пока кризис закончится?»
Друзья и знакомые Вячеслава и Ольги поддержали их желание заняться собственным делом. Хотя некоторые, включая родственников, пытались отговаривать. Они не понимали, зачем менять стабильность в виде имеющегося рабочего места с понятным доходом на предпринимательские риски. Недопонимание, по словам Вячеслава Смородина, сохраняется и сейчас.
Первых клиентов студии «Кукла-Арт» удалось привлечь посредством социальных сетей и контекстной рекламы в «Яндексе». Затем стало срабатывать «сарафанное радио». Новые клиенты появляются часто именно благодаря ему - увидят у кого-то изделие студии, спросят, кто это сделал, и возьмут контакты. Потом связываются с мастерской и просят сделать что-то для себя
Особым спросом пользуются портретные статуэтки. «Если это подарок коллеге, надо подчеркнуть не только характер человека, но и суть его работы, должности, настроение. Всё это надо учесть и придать законченный художественный вид изделию», - раскрывает профессиональные секреты Вячеслав. Для создания портретной статуэтки Вячеслав и Ольга запрашивают фотографии человека, спрашивают о его характере, увлечениях и образе жизни.
Корпоративные клиенты заказывают в студии «Кукла-Арт», как правило, эксклюзивные подарки клиентам. «Мы оказываем помощь в разработке подобной продукции. Прошлый опыт работы в маркетинге помогает лучше понять назначение сувенира, создать портрет потребителя компании и изготовить наиболее целевой продукт», - признаётся Вячеслав Смородин.
В студию довольно часто поступают просьбы выполнить копии работ известных мастеров. «Нам это не интересно. И мы считаем, что заниматься плагиатом нехорошо. В таких случаях мы предлагаем что-то из понравившейся тематики, но своё собственное», - рассказывает Вячеслав.
Часть клиентов студии «Кукла-Арт» - коллекционеры. Они собирают оригинальные изделия определённой тематики – например, колокольчики, собак, котов, кукол и т.д. Они объясняют Вячеславу и Ольге, что им надо, затем утверждают эскиз и получают нужную им вещь.
Работа с одним из коллекционеров растянулась на несколько месяцев. Он в течение 1,5 месяцев утверждал эскиз. Начиная с черного варианта, просил то что-то убрать, то что-то добавить. В готовом варианте пришлось менять цвета и покрытие. Переделывать работу пришлось пятнадцать раз на всех этапах. «В какой-то момент мы практически отказали в выполнении заказа, но вскоре нашли общий язык и работа была выполнена. Заказчик остался доволен и хорошо заплатил. Наше терпение было вознаграждено и ряды постоянных клиентов пополнились», - рассказывает Вячеслав.
Сегодня у студии «Кукла-Арт» есть и клиенты из-за рубежа. Чаще всего ими оказываются российские эмигранты, которые живут в Израиле, Италии, Германии, Канаде. Сначала они заказывали готовые изделия, которые были выставлены на «Ярмарке мастеров», а потом перешли на заказы через сайт.
Часть клиентов «Кукла-Арт» находит на выставках-продажах, в которых активно участвует и где продвигает свою продукцию.
Стоимость изделий студии «Кукла-Арт» сильно зависит от характера работы с клиентом. Если он заказывает типовое изделие по образцам, выставленным на сайте студии, и не вносит в него корректировок, то платит установленную цену. Например, авторская сахарница или кружка с блюдцем могут стоить 1200 рублей, керамическая статуэтка - 2 500 рублей.
Если выполняется оригинальный заказ, то его цена складывается из того, как долго согласовывается эскиз и черновой вариант в глине. На конечную стоимость влияет размер изделия и количество израсходованного материала.
«Бывает, что спрашивают, почему такая высокая цена. Но это случайные люди, как правило. Не припомню случая, когда кто-то торговался с нами из-за цены», - говорит Вячеслав Смородин.
Есть корпоративные заказы, которые выполняются небольшими партиями. В этом случае устанавливается определенная предоплата и только после выполнения работы оплачивается полная стоимость заказа. «Корпоративные клиенты ценой, как правило, довольны. И говорят, что цены у нас невысокие», - признаёт Вячеслав. Тем более, что постоянным клиентам предоставляются скидки.
Российских производителей нужного студии сырья практически нет, поэтому глина закупается испанская или украинская, а ангобы и глазури – немецкие или китайские. Поэтому цена изделий зависит и от курса валют.
На данный момент проект «Кукла-Арт» вышел на самоокупаемость. «Заработок на данный момент конечно не постоянный, но в определенные периоды мы зарабатывали не меньше, чем работая наёмными сотрудниками», - признаётся Вячеслав Смородин.
В этом году супруги хотят активнее продвигаться за границей. Там керамические изделия ручной работы стоят гораздо дороже, чем в России. Более привлекательная цена может сделать эти планы реальными. Для продвижения за границей Вячеслав и Ольга хотят осенью этого года поучаствовать в Миланской выставке.
Сейчас Вячеслав и Ольга разрабатывают несколько проектов развития студии. Один из них - производство качественной и экологически чистой посуды, которую будут поставлять в рестораны, кафе, офисы. Супруги хотят предлагать своим клиентам керамическую посуду, разработанную с учетом характерных особенностей конкретного заведения. Это позволит делать бренд более узнаваемым и привлекательным.
Так же для студии интересен образовательный проект в формате коворкинга. «Мы хотим показывать процесс производства предметов быта, вовлекать людей в их разработку и создание, приобщать к бережному потреблению. На подобной площадке люди могли бы создавать что-то для себя, получая консультации и необходимое оборудование, - рассказывает Вячеслав. - Сейчас мы ищем партнёров, которые захотят сотрудничать с нами в этих проектах. Возможности для монетизации есть».
Как заработать на производстве дверей авторского дизайна.
Как заработать на производстве бескаркасных кресел и диванов.
Как заработать на предметах интерьера авторского дизайна.