Увольнение важного для проекта сотрудника – это всегда стресс и для него самого, и для его руководителя, и для компании, в которой он работает. Но тянуть с принятием такого непростого решения – ещё хуже, чем принять его быстро, жёстко и безвозвратно. О том, что делать предпринимателю, если из его компании хочет уйти ценный и важный специалист, в своей авторской статье рассказала executive-коуч Юлия Пряхина.
Юлия Пряхина – бизнес-психолог, executive-коуч и ведущая командных сессий из Екатеринбурга, основатель консалтинговой компании
Top2Top Business. Образование: факультет психологии УрГПУ. Опыт работы в качестве бизнес-психолога и бизнес-тренера – свыше 15 лет.
Работая в найме, а позже развивая собственный бизнес, я часто увольняла сотрудников. Бывали и такие случаи, когда ценные специалисты уходили сами. В своей «управленческой молодости» я чувствовала себя «плохой»: либо потому что лишала человека заработка, либо потому что искала причины в себе.
Потом пришло понимание: моя задача как руководителя – выстраивать систему, которая должна работать эффективно. И если человек не соответствует определённой должности или должность перестала соответствовать требованиям сотрудника, он не становится хуже как личность. Точно так же и я не становлюсь хуже, и мы можем расстаться в хороших отношениях.
В этой колонке я предлагаю обсудить тему увольнений с того ракурса, когда сотрудник сам решает уйти: как можно предупредить эту ситуацию, что говорить напоследок, если не получилось сохранить ценного специалиста, и зачем пытаться сохранять нормальные отношения с бывшими.
Не так давно мне попалось любопытное исследование. Американские учёные Тимоти Гарднет и Питер Хом опросили около 100 руководителей и 100 наёмных сотрудников, которые покидали компании. Они пытались выявить сигналы, говорящие о скором увольнении специалистов.⠀
В итоге Гарднер и Хом объединили эти поведенческие маркеры в 13 факторов, которые следует воспринимать в сравнении с прежним поведением сотрудников. По их данным, скорее всего, наёмные сотрудники думают об увольнении, если наблюдаются следующие вещи:⠀
-
Сотрудники становятся менее производительными;
-
Сотрудники больше не ведут себя, как командные игроки;
-
Сотрудники выполняют работу, что называется, «по минимуму»;
-
Сотрудники менее заинтересованы в том, чтобы «угодить» своему руководителю;
-
Сотрудники меньше готовы придерживаться долгосрочных планов;
-
Сотрудники проявляют негатив к работе;
-
Сотрудники прилагают меньше усилий;
-
Сотрудники уделяют рабочим вопросам меньше внимания;
-
Сотрудники выражают неудовлетворённость своей нынешней работой;
-
Сотрудники недовольны руководителем;
-
Сотрудники уходят с работы раньше обычного;
-
Сотрудники утратили энтузиазм к миссии организации;
-
Сотрудники проявляют меньший интерес к взаимодействию с клиентами.⠀
Замечу, что это исследование было проведено до пандемии и событий в Украине 2022 года, поэтому не нужно торопиться с выводами: всегда стоит держать в уме ситуацию в мире. Например, снижение мотивации или угасший энтузиазм могут быть не связаны с работой.
Но в целом, если вы заинтересованы в снижении текучки и затрат на поиск и адаптацию новых сотрудников, эти сигналы смогут помочь вам вовремя заметить предпосылки к увольнению и пригласить сотрудника на разговор.
На такой встрече можно спросить:
-
Изменилось ли ваше видение карьерного роста в нашей компании?
-
Насколько вы удовлетворены работой у нас? А своими результатами?
-
Какие факторы сейчас мешают делать работу лучше?
Будучи молодым руководителем, я не обращала внимания на признаки увольнений. Даже если видела, что в поведении сотрудника что-то меняется, то думала, что это связано с личными проблемами человека и не имеет отношения к работе. Потом, конечно, поняла, что это было большой ошибкой. Сейчас, если замечаю изменения в поведении, мотивации, результатах, сразу инициирую разговор: мне важно держать руку на пульсе и знать, что происходит.
Если сотрудник твёрдо намерен уволиться, есть смысл поговорить с ним до расставания. Такая встреча с глазу на глаз может дать много полезной информации о ситуации в компании: скорее всего, ваш собеседник будет максимально открыт (ведь терять ему нечего, и он может говорить честно).
Кто может провести такой разговор? Считается, что это не должен быть непосредственный руководитель, так как откровенного разговора может не получиться. Исключением может стать только увольнение в небольшой компании, где со всеми были очень тесные отношения и выстроена культура открытости. Но в любом случае хорошо, когда есть HR-специалист, который может взять на себя такую задачу.
Вот примерные вопросы для exit-беседы:
-
Что привело к решению сменить место работы?
-
Что стало окончательной причиной для увольнения? (бывает, что сотрудник раздумывал месяцами, но последней каплей стал конфликт в коллективе);
-
Как складывались отношения с руководителем?
-
Порекомендовали бы вы компанию своим друзьям (и почему, независимо от ответа)?
-
Как бы вы описали нашу компанию (ответ на этот вопрос может указать на особенности корпоративной культуры)?
-
Что вы рекомендуете в качестве улучшений для нашей компании?
Почему такая беседа важна? Вы сможете увидеть определённые тренды в ответах разных сотрудников, сопоставить их и сделать выводы. Например, выяснить, устраивала ли зарплата, бонусы, социальный пакет.
- Важно! Настолько открытой обратной связи не даст никто, кроме тех, кто уходит, поэтому стоит очень тщательно ёе собирать.
Бывают случаи, когда после exit-интервью сотрудник передумывает увольняться! А если расставание происходит из-за конфликта с руководителем, и сотрудник увольняется с чувством злости, такой разговор может снизить эмоциональный накал.
Хочу ещё раз вернуться к началу своей управленческой карьеры. Мне было на тот момент всего 22 года, и я очень обижалась и расстраивалась, когда сотрудник инициировал увольнение. Думала, это говорит плохо обо мне как о руководителе (что-то не углядела, что-то не заметила, для чего-то не создала лучших условий).
Со временем я стала практиковать exit-интервью и заметила, что сам по себе финальный разговор снимает напряжение: как будто мы с сотрудником делимся своими мыслями, и каждому становится легче, а в официальных отношениях ставится «правильная» точка. На таких прощальных встречах можно получить огромный пул идей по улучшению, совершенствовать процессы внутри компании и собственные управленческие навыки.
Самое интересное, что с некоторыми своими бывшими подчинёнными я до сих пор в очень хороших отношениях.
На мой взгляд, расставаться в хороших отношениях важно как минимум по двум причинам:
-
во-первых, бывший сотрудник сохраняет лояльность и в будущем рекомендует работу в компании другим людям;
-
во-вторых, лояльный человек гораздо качественнее передаст дела преемнику.
К слову, я встречала истории, когда уволившийся подчинённый становился представителем крупного заказчика для своего бывшего руководителя.
Также я не вижу причин, по которым было бы нельзя разрешить сотруднику вернуться. Понятно, что если он уволился из-за несоответствия компетенций и возвращается на ту же должность – это бессмысленно. Другое дело, если он вернулся через год на другую должность, при этом показав, что за это время он обучился и приобрёл новый опыт.
При любом раскладе хорошие отношения – это очень крутой бонус, ведь мир, как известно, тесен.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».