Рубрики:

Переходим на русский: как бизнесу избежать штрафов за использование иностранных слов

Прочтёте за 3 мин.

…и что надо успеть сделать до 1 марта 2026 года

IT-инструменты, которые использует Елена Лучинина

  • AmoCRM
  • Битрикс24
  • Гарант
  • Консультант+

В России принят закон о защите русского языка от чрезмерного использования заимствований в публичном пространстве. Он коснётся предпринимателей, которые используют иностранные слова в своём названии, рекламе или указателях. Новые требования начнут действовать с 1 марта 2026 года. О том, как бизнесу подготовиться к работе по новым правилам, исполнительный директор патентного бюро «Железно» Елена Лучинина рассказала порталу Biz360.ru.

Досье

Елена Лучинина – исполнительный директор федерального патентного бюро «Железно». Работала в найме управляющей бизнес-регионами. В бюро «Железно» – с момента основания компании в 2020 году. Заместитель председателя гильдии юристов при Московской торгово-промышленной палате, партнёр и спикер центров «Мой бизнес», участница образовательных подкастов для предпринимателей.

Елена Лучинина

Что изменил закон о защите русского языка 

Большое количество иностранных слов – на вывесках, в объявлениях и баннерах – тема давних обсуждений чиновников. В конце 2023 года депутаты внесли в Госдуму проект закона о защите русского языка. Документ дорабатывали два года, и летом 2025 года приняли, после чего его подписал президент. 

Суть закона – сократить использование иностранных слов и сделать информацию о товарах и услугах понятной для всех россиян. Речь идёт не только о вывесках, указателях, но и о рекламе в интернете. А значит, требования закона будут актуальны и для продавцов на маркетплейсах. 

Во-первых, все обозначения на вывесках, баннерах, указателях, наклейках на дверях должны быть написаны по-русски

  • Нельзя: sale, attention, open.

  • Можно: «распродажа», «внимание» и «открыто». 

Во-вторых, если в надписях есть иностранные слова, их нужно убирать или дополнять переводом. Перевод должен быть равнозначным – того же цвета и размера. Визуальные акценты на англоязычных вариантах делать запрещено. 

  • Нельзя: PIZZA/пицца  

  • Можно: PIZZA/ПИЦЦА 

То же самое требование дублирования касается и рекламы. 

В-третьих, сделаны исключение для слов, которые не имеют аналогов в русском языке. Например, «ресепшн», «эйчар», «кэшбек». Проверить, есть ли такие слова в вашей рекламе или объявлении, можно в «Словаре иностранных слов». Он доступен в электронном виде на сайте Института русского языка имени Виноградова. 

Как бизнесу легально использовать иностранные слова

Если у бизнеса зарегистрирован товарный знак на иностранном языке в Роспатенте, его не нужно переводить на русский. 

Товарный знак – это обозначение компании, бренда или продукта, которое регистрируется в Роспатенте. Он даёт владельцу исключительные права на использование обозначения. С помощью товарного знака можно: 

  • блокировать конкурентов;

  • защититься от патентных «троллей»;

  • запретить ввоз контрафакта;

  • продавать франшизу;

  • сдавать в аренду;

  • повысить стоимость бизнеса. 

Если ваш иноязычный товарный знак пока не зарегистрирован, то вам надо успеть сделать это до 1 марта 2026 года. После этой даты можно будет зарегистрировать только наименование на русском языке. 

Закон о защите русского языка касается только вывесок и рекламы, включая интернет-рекламу. О том, что иностранные слова нельзя использовать в договорах, постах в соцсетях или на своём сайте в текстах и изображениях нерекламного характера, не говорится. 

Пока нет ответа на вопрос, какие штрафы грозят бизнесу за использование незарегистрированного знака на иностранном языке. Это может быть 10 тысяч рублей за нарушение закона о защите прав потребителей, а может быть 500 тысяч за нарушение закона о рекламе. 

Как бизнесу подготовиться к изменениям

  • Зарегистрировать товарный знак, если бренд на иностранном языке. Заявку нужно подавать сейчас, чтобы успеть до 1 марта 2026 года. Средний срок регистрации товарного знака – 6-8 месяцев.

  • Выбрать новый, русскоязычный бренд на тот случай, если ваш иностранный не будет зарегистрирован. Нужно обязательно проверить, не зарегистрирован ли бренд на русском языке кем-то другим.

  • Подумать о том, какими русскоязычными словами заменить после 1 марта 2026 года иностранные в своих вывесках и рекламе.

Close

Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал и страницу в «ВКонтакте».

19 августа 2025

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов