В России принят закон о защите русского языка от чрезмерного использования заимствований в публичном пространстве. Он коснётся предпринимателей, которые используют иностранные слова в своём названии, рекламе или указателях. Новые требования начнут действовать с 1 марта 2026 года. О том, как бизнесу подготовиться к работе по новым правилам, исполнительный директор патентного бюро «Железно» Елена Лучинина рассказала порталу Biz360.ru.
Елена Лучинина – исполнительный директор федерального патентного бюро «Железно». Работала в найме управляющей бизнес-регионами. В бюро «Железно» – с момента основания компании в 2020 году. Заместитель председателя гильдии юристов при Московской торгово-промышленной палате, партнёр и спикер центров «Мой бизнес», участница образовательных подкастов для предпринимателей.

Большое количество иностранных слов – на вывесках, в объявлениях и баннерах – тема давних обсуждений чиновников. В конце 2023 года депутаты внесли в Госдуму проект закона о защите русского языка. Документ дорабатывали два года, и летом 2025 года приняли, после чего его подписал президент.
Суть закона – сократить использование иностранных слов и сделать информацию о товарах и услугах понятной для всех россиян. Речь идёт не только о вывесках, указателях, но и о рекламе в интернете. А значит, требования закона будут актуальны и для продавцов на маркетплейсах.
Во-первых, все обозначения на вывесках, баннерах, указателях, наклейках на дверях должны быть написаны по-русски.
-
Нельзя: sale, attention, open.
-
Можно: «распродажа», «внимание» и «открыто».
Во-вторых, если в надписях есть иностранные слова, их нужно убирать или дополнять переводом. Перевод должен быть равнозначным – того же цвета и размера. Визуальные акценты на англоязычных вариантах делать запрещено.
-
Нельзя: PIZZA/пицца
-
Можно: PIZZA/ПИЦЦА
То же самое требование дублирования касается и рекламы.
В-третьих, сделаны исключение для слов, которые не имеют аналогов в русском языке. Например, «ресепшн», «эйчар», «кэшбек». Проверить, есть ли такие слова в вашей рекламе или объявлении, можно в «Словаре иностранных слов». Он доступен в электронном виде на сайте Института русского языка имени Виноградова.
Если у бизнеса зарегистрирован товарный знак на иностранном языке в Роспатенте, его не нужно переводить на русский.
Товарный знак – это обозначение компании, бренда или продукта, которое регистрируется в Роспатенте. Он даёт владельцу исключительные права на использование обозначения. С помощью товарного знака можно:
-
блокировать конкурентов;
-
защититься от патентных «троллей»;
-
запретить ввоз контрафакта;
-
продавать франшизу;
-
сдавать в аренду;
-
повысить стоимость бизнеса.
Если ваш иноязычный товарный знак пока не зарегистрирован, то вам надо успеть сделать это до 1 марта 2026 года. После этой даты можно будет зарегистрировать только наименование на русском языке.
Закон о защите русского языка касается только вывесок и рекламы, включая интернет-рекламу. О том, что иностранные слова нельзя использовать в договорах, постах в соцсетях или на своём сайте в текстах и изображениях нерекламного характера, не говорится.
Пока нет ответа на вопрос, какие штрафы грозят бизнесу за использование незарегистрированного знака на иностранном языке. Это может быть 10 тысяч рублей за нарушение закона о защите прав потребителей, а может быть 500 тысяч за нарушение закона о рекламе.
-
Зарегистрировать товарный знак, если бренд на иностранном языке. Заявку нужно подавать сейчас, чтобы успеть до 1 марта 2026 года. Средний срок регистрации товарного знака – 6-8 месяцев.
-
Выбрать новый, русскоязычный бренд на тот случай, если ваш иностранный не будет зарегистрирован. Нужно обязательно проверить, не зарегистрирован ли бренд на русском языке кем-то другим.
-
Подумать о том, какими русскоязычными словами заменить после 1 марта 2026 года иностранные в своих вывесках и рекламе.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал и страницу в «ВКонтакте».