Мнение о том, что какая-то рыночная ниша давно занята – не всегда верное. Один из примеров – подростковая одежда. Считается, что предложений в этом сегменте довольно много. Финансист из Москвы Анастасия Шишкина убедилась, что это не так, когда её дети столкнулись со сложностями выбора подходящих вещей. И это натолкнуло её на мысль выпускать такую одежду самой. О том, как запустить бренд одежды для младших подростков, основатель компании Ad Astra Lab Анастасия Шишкина рассказала порталу Biz360.ru.
Анастасия Шишкина – предприниматель из Москвы, основатель бренда одежды для подростков Ad Astra Lab. По образованию экономист; несколько лет работала в финансовой сфере, возглавляла региональные филиалы банков. После рождения детей ушла из найма и в 2021 году основала бренд Ad Astra Lab.
Анастасия Шишкина довольно рано выстроила карьеру в банковской сфере: с позиции менеджера выросла до руководителя филиала. Но после рождения детей (их у неё трое) работу в найме пришлось оставить. Никаких сожалений по этому поводу не было: несколько лет напряженного офисного графика требовали смены обстановки. Материнство оказалось для Анастасии намного интересней, чем финансы.
В 2020 году, когда дети немного подросли, она задумалась о собственном бизнесе. Первой идеей было открытие детских развивающих центров, но в итоге проект состоялся совсем в другой сфере и не без подсказки детей.
Старший сын Анастасии входил в подростковый возраст, и выбор одежды для него стал очень ограниченным. Практически вся так называемая «подростковая мода» нацелена на ребят в возрасте 15-18 лет. Эту одежду обычно создают уже по взрослым лекалам. А для детей 11-14 лет многим «подростковым» брендам практически нечего предложить.
«Дело здесь не только в том, что отсутствуют нужные размеры. Часто подростковые бренды отражают философию «молодых взрослых»: детей, которым больше 15 лет. Одежда в этом возрасте направлена в первую очередь на то, чтобы преподнести себя, в ней уже есть элементы сексуальности», – говорит Анастасия.
«Для возраста 11-15 лет всё это не подходит. Ребят пугает то, что происходит с ними в этот период: в частности, то, как меняется их тело. И в предлагаемой «подростковой» одежде просто нет смыслов, которые аудитория готова принять», – считает основатель бренда Ad Astra Lab Анастасия Шишкина.
В выборе одежды для младших подростков кроется ещё одна важная проблема психологического свойства. Как правило, вещи для этой категории покупателей продаются в детских отделах «от 7 до 13 лет». Но 12-летний подросток вряд ли пойдёт покупать себе одежду вместе с 7-летками.
Обратив внимание на эти нюансы, Анастасия поняла, что ниша подростковой одежды на самом деле свободна. И решила войти в неё с собственным проектом – брендом Ad Astra Lab.
Производство одежды не стало для Анастасии абсолютно новым делом. В старших классах она много шила для себя, а мамина подруга-портниха помогала в реализации идей. Тогда это был практически единственный способ одеться ярко и отличаться от других. Как создавать комфортные и в то же время оригинальные вещи, Анастасия понимала.
Она решила делать стильную одежду для подростков 11-14 лет, приятную в обращении и не такую, как у всех. В первую коллекцию вошли несколько футболок, худи и свитшотов – примерно по 100 изделий на каждую модель и цвет. В создание проекта и запуск первой коллекции основатель Ad Astra Lab вложила примерно 3 млн. рублей.
Поиски материалов и подбор контрактных производств заняли весь 2021 год. Анастасия не торопилась: главным для неё было получить ткани нужного качества и партнёров высокого уровня. Материалы искала как через интернет, так и на выставках.
Анастасия использует в основном турецкие и японские ткани. Они устраивают её по качеству, внешнему виду и цене. Чтобы вещи бренда были приятными на ощупь, их шьют из материалов с содержанием хлопка от 90%. Такая одежда мягкая и удобная – именно это, по мнению предпринимательницы, в первую очередь нужно «младшим подросткам».
«Японские ткани привлекают не только натуральным составом, но и необыкновенной цветовой палитрой. Их цвета сильно отличаются от того, что предлагают европейские производители, даже самые лучшие. Японская культура восприятия цвета – это особые краски, чистые и яркие», – замечает Анастасия Шишкина.
Контрактное производство она искала «методом проб и ошибок» – в прямом смысле слова. Анастасия находила фабрики в интернете и по личным знакомствам, отшивала на них пробные экземпляры и оценивала их качество. В результате остановилась на двух производствах – в Москве и Подмосковье.
«Наши требования к качеству очень высокие. При всей простоте базовой футболки мы придумали много красивой отделки, сложных швов, которые относятся к премиальному сегменту. Оборудование для них есть не на каждом производстве. Проблема ещё и в том, что мы заказываем небольшие партии. Многим фабрикам связываться с маленькими объёмами и выполнять всё то, что мы хотим, неинтересно», – констатирует Анастасия.
Одна из сложностей производства – подготовка и нанесение принтов. Далеко не каждую картинку или фото можно напечатать на ткани так, чтобы она хорошо смотрелась. Поэтому все принты приходится тщательно подбирать и долго над ними работать.
С самой печатью тоже не всё просто. В поисках «своего» подрядчика Анастасия перебрала довольно много типографий, печатающих на ткани. Оказалось, лишь немногие могут чётко и в полном объёме передать цвета.
«Какие-то трудности возникали на каждом этапе, начиная от подбора производств и поиска тканей. Но я воспринимаю их как челлендж – решаешь вопрос и получаешь от этого удовольствие. Теперь, после выпуска первой коллекции нашей одежды, я знаю, где печатать лучший принт в стране, где делать классную строчку. Всё это падает в копилку знаний и становится моим преимуществом», – считает Анастасия.
Изделия её бренда сертифицированы лабораторией «Гостест», эксперты которой проверили их на соответствие заявленному составу и требуемым стандартам. Они оценили свойства тканей, стойкость красителя, качество пошива. По словам Анастасии, получение сертификатов – процесс не очень сложный, но занимает время: нужно заполнять довольно много документов.
Первая коллекция под брендом Ad Astra Lab появилась в продаже весной 2022 года. При её создании Анастасия уделяла основное внимание комфорту вещей в соединении с оригинальной эстетикой. На футболках, худи и свитшотах – принты, посвящённые космосу и балету. Их разработал известный фотограф Александр Иванец. Он же придумал основную идею и слоган коллекции: #исследуйсвойкосмос.
«Наши первые футболки с принтами космонавтов и балерин радуют меня и сейчас. Особенно если смотреть на них «вживую»: не всегда фото передают качество этих принтов. Они смотрятся ярко и необычно, нравятся как байерам, так и покупателям. Когда мы проводили уличные съёмки, то видели, что люди обращают внимание на принты», – замечает Анастасия.
В июне 2022 года появилась вторая коллекция. В отличие от первой, в ней больше вещей – их можно сочетать друг с другом. Бренд отказался от деления одежды «для мальчиков» или «для девочек», почти все товары подходят и тем, и другим. Помимо футболок и свитшотов в новой коллекции рубашки из микровельвета, шорты и брюки-карго.
Все вещи бренда представлены всего в трёх размерах. По замыслу Анастасии, так она может облегчить процесс выбора и сделать его доступным для ребёнка. Если он хочет, чтобы вещь была более свободной (по типу оверсайз), может носить одежду на размер больше, чем нужно. Анастасия утверждает, что в более объёмных вещах подростки чувствуют себя спокойно и защищено.
«Считаю, что свобода выбора в одежде должна быть у подростка в любом возрасте. Это то немногое, где они могут показать себя, заявить о себе с помощью гардероба. Для них это очень важно», – уверяет Анастасия.
Первые образцы новых вещей Анастасия тестирует на своих детях и их друзьях. Они рассказывают, что им понравилось и не понравилось, а иногда дают советы по поводу следующих коллекций.
«Сейчас мы отшиваем верхнюю одежду – тёплые курточки типа бомберов. Именно их просили сами дети. И мы старались сделать так, чтобы им понравилось. По поводу длины, формы, объёма мы советовались с ними. В выборе цвета дети тоже участвовали: они вместе с нами смотрели материалы», – говорит Анастасия.
Часть коллекции составляют вещи для «молодых взрослых» и старших подростков в возрасте 15-17 лет. Оказалось, что им тоже прекрасно «заходит» философия бренда. Они часто спрашивали, когда появится подобная одежда их размеров. Для них Анастасия выпустила три модели унисекс-футболок – эти вещи уже появились в продаже.
Основным каналом продаж Анастасия планировала сделать собственный интернет-магазин. Но после блокировки соцсетей Instagram и Facebook (принадлежат компании Meta, которая признана в России экстремистской) стало сложно приводить трафик – он шёл на сайт в основном из этих соцсетей. Нужно было искать новые каналы продаж.
При этом маркетплейсы отпадали сразу: по мнению Анастасии, для производителей «среднего» сегмента у них не самые лучшие условия. Нужно предлагать более низкие цены, чтобы конкурировать с масс-маркетом.
Решением стал выход со своей продукцией в другие интернет-магазины. Первый партнёр среди ритейлеров – питерский магазин детской одежды Funformum. Именно он, наряду с собственным магазином бренда, является сейчас одним из основных каналов продаж. Свой магазин генерит около 70% продаж, а партнёрский – 20%.
Вскоре вещи бренда Ad Astra Lab появились в магазине дизайнерской одежды Lio Store. Первые продажи в этом магазине уже есть, но в целом результаты пока довольно скромные: эта площадка больше ориентирована на взрослую одежду.
Ценовой сегмент своего бренда Анастасия определила как «средний плюс». Футболки Ad Astra Lab стоят порядка 4000 рублей, рубашки – 7000 рублей. Большинство вещей (кроме верхней одежды) «укладываются» в 10 000 рублей. Примерно столько же составляет и средний чек одной покупки. Комиссия интернет-магазинов – около 30% от суммы продаж.
В 2022 году расходы на закупки материалов выросли примерно на 30%. При этом цена самих тканей из-за высокого курса рубля осталась практически на докризисном уровне. Причина роста затрат – сильно подорожавшая логистика.
Но повышение цен на перевозку – не самое плохое, что может случиться. Гораздо хуже неопределённость со сроками поставок. Материалы из-за границы теперь могут идти в Россию по несколько месяцев. Из-за этого Анастасия Шишкина не смогла подготовить к осеннему сезону коллекцию верхней одежды – её перенесли на весну.
Штатных сотрудников у проекта пока нет. Анастасия сама придумывает модели, подбирает материалы, договаривается с производствами, контролирует результат. К работе она время от времени привлекает нескольких фрилансеров. Дизайнер отрисовывает модели и придаёт визуализацию деталям. Конструктор помогает создавать вещи и подбирать материалы. Фотограф совместно с Анастасией разрабатывает принты для коллекций. Специалист по продвижению занимается соцсетями, интернет-магазином, поиском каналов продаж.
«Я и сейчас продолжаю погружаться в производство. Стараюсь изучить процесс досконально, до мелочей. Здесь помогает опыт руководителя в очень большой структуре. Если есть задача – значит, в ней нужно разобраться и решить её. И неважно, в какой сфере – банковском деле или пошиве одежды», – говорит Анастасия.
Сейчас основательница бренда работает над тем, чтобы у него появились новые каналы продаж – офлайн-точки. Ведутся переговоры с магазинами из Москвы и Санкт-Петербурга.
К весне Анастасия Шишкина планирует выпустить полноценную коллекцию для младших подростков. В линейке бренда появятся вязаный трикотаж и верхняя одежда, увеличится число моделей и артикулов.
«Один из наших планов «на перспективу» – собственное производство тканей. Сейчас мы ищем возможности, чтобы материалы для нас покрасили или создали «с нуля», если нужен определённый цвет или свойства. С запуском собственного производства тканей мы не будем ограничены тем ассортиментом, который можно купить в небольших объёмах».
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».