Дарья Грузинская с юности мечтала, чтобы её работа была связана с путешествиями, но долго не могла понять, как этого достичь. Однажды она попробовала продать надоевшую ей, но всё ещё качественную и актуальную одежду в соцсетях, и это привело её к открытию селективного секонд-хенда. Теперь Дарья путешествует по миру в поисках интересных вещей, а среди её клиентов есть известные российские актёры. О том, как развивается её небольшое дело и почему ресейл стал перспективной нишей для бизнеса, Дарья Грузинская рассказала порталу Biz360.ru.
Дарья Грузинская – 30 лет, предприниматель из Барнаула, основатель селективного секонд-хэнда VINTAZHKAA. Высшее образование получила в СПбГАУ (бакалавриат) и АлтГУ (магистратура) по специальности «Биотехнолог». До открытия собственного бизнеса работала в найме в разных компаниях. Проект VINTAZHKAA запустила в 2020 году.
Всё началось во время пандемии. Я, как и все, сидела дома, и от скуки начала разбирать шкафы. Там лежало много вещей, которые я привозила из путешествий, но уже давно не носила. Это была интересная одежда, которую я находила в винтажках и на блошиных рынках разных городов и стран. Я решила её продать, создала для этого страничку в заблокированной ныне соцсети, и к моему удивлению, вещи забрали очень быстро. В тот же период моя приятельница из Москвы открыла винтажный магазинчик. И я подумала: «Классная бизнес-идея! Надо тоже попробовать».
Вообще, я всегда мечтала, чтобы моя работа была связана с путешествиями, но долго не понимала, как к этому прийти. Искала себя: работала в лаборатории, в бьюти-сфере, у нас с мужем был небольшой совместный бизнес – но всё было не то. Мои родители предприниматели, поэтому, наверное, свой бизнес у меня в крови, и судьба вела меня именно к этому.
Интерес к винтажной одежде у меня с детства. В моей семье все хорошо одеваются, и я считаю, что это заложило во мне основы хорошего вкуса, что постоянно отмечают разные люди. Одна из моих бабушек живёт в частном доме, в котором много старых шкафов, доверху забитых одеждой. В детстве каждый мой приезд к ней сопровождался «расхищением антресолей». Мы с ней вместе доставали вещи, и я примеряла их перед зеркалом. Бабушка всегда любила наряжаться, многое шила на заказ, что-то привозила из-за границы и так собрала интересный гардероб.
А моя вторая бабушка жила в Казахстане, и когда я приезжала к ней, она брала меня с собой в секонд-хэнды. Для неё было обычным делом покупать вещи в таких магазинах, поэтому и у меня не сложилось против них никаких предубеждений. Учёба в Петербурге это только подпитала. Люди там мыслят более свободно, чем в провинции.
В целом, в больших городах секонд-хэнды популярнее, чем в маленьких. Наверное, мой бизнес было бы удобнее развивать в Петербурге, но я влюбилась, вышла замуж и вернулась в Барнаул.
Селективный секонд-хэнд предполагает, что каждая вещь в его ассортименте отобрана вручную. В крупных секондах одежду закупают оптом в мешках, как правило, в Европе, потом разбирают в магазине – и продают. Но в моём магазине нет случайных вещей. Я их целенаправленно ищу, выбираю, привожу в порядок и только потом продаю.
При выборе вещей я ориентируюсь исключительно на свой вкус. Те вещи, которые мне не нравятся, не покупаю, даже если они сейчас в тренде. Ассортимент у меня небольшой – одновременно продаётся 200-300 позиций.
Несмотря на то, что мой магазин называется VINTAZHKAA, не все вещи, которые мы продаём, относятся к винтажу, часть из них просто качественная одежда из секонд-хэндов. Винтажной сейчас считается одежда, которой более 15 лет. При этом она обязательно должна отражать дух своей эпохи. Чтобы при взгляде на неё было сразу понятно: «Да, это из маминой молодости, из бабушкиной юности». Кроме этого, вещи должны быть высокого качества и в хорошем состоянии.
Важная часть продаж в моём магазине – это стилизация одежды. Мало увидеть во время закупок потенциал вещей, висящих на вешалках, нужно ещё суметь показать его людям: красиво преподнести вещь, показать, как она смотрится на фигуре, как и с чем её можно носить в наши дни. В этом и заключается суть моей работы – рассмотреть красоту вещи там, где большинство её не заметит, а потом показать другим так, чтобы они захотели её купить.
Есть большая разница между тем, как вещь смотрится на вешалке, и тем, как она выглядит, когда я её надену. Тем не менее, судьба у вещей разная: иногда их забирают сразу, как только я выставляю фотографии в соцсетях, а некоторые висят один-два года, прежде чем найти новых владельцев.
Я работаю в среднем ценовом сегменте, люксовых брендов у меня практически нет. Это отдельная и довольно сложная ниша, потому что сейчас много подделок и нужно уметь разбираться, действительно ли тебе в руки попалась оригинальная вещь. У меня нет таких навыков.
По этой же причине я не продаю винтажную бижутерию. Отличить оригинальный винтаж от современных украшений «под винтаж» очень сложно. Зато в своей нише я могу определить примерный возраст вещи, её эпоху – по крою, ткани, состоянию. Есть совокупность факторов, которые об этом говорят.
База нашего ассортимента – это костюмы и пиджаки. Думаю, наша узнаваемость в Барнауле сформировалась благодаря им. Если нужно купить костюм или пиджак, часто вспоминают именно мой магазин. Хороший пиджак найти сложно, пиджак «с мужского плеча» – тем более, а смотрятся они круто.
У нас представлено много костюмов из высококачественных материалов. Например, из шерсти, которую можно смело носить и летом, потому что в ней не жарко. Винтажный пиджак за 5 тысяч рублей из натуральной шерсти часто оказывается привлекательнее любых других вариантов пиджаков.
В последние три-четыре года селективные секонд-хенды появились во многих городах России, это активно развивающаяся ниша. Толчком для неё послужили сначала ковид, а потом санкции и уход с российского рынка многих международных брендов одежды. Освободившееся место начали занимать российские бренды, цены на вещи сильно выросли, а качество осталось на том же уровне. Некоторые российские марки из масс-маркета и мидл-сегмента перешли в премиум. В таких условиях покупки в секонд-хендах стали хорошей альтернативой.
Также сохраняется и усиливается тренд последних лет на экологичность – люди, которых заботит изменения климата и которые знают, сколько вреда приносит природе быстрая мода, предпочитают ресейл.
Так винтажная одежда стала очень актуальной, и индустрия на это отреагировала – бренды стали выпускать линейки под винтаж. Тем не менее ценители настоящего винтажа остаются и покупают его в секонд-хендах. Благодаря соцсетям, у многих людей сейчас хорошая насмотренность, вкус, они умеют выбирать вещи. Запрос на качество по разумной цене остаётся, винтажки могут его удовлетворить.
Я заметила, что ассортимент в российских секонд-хендах стал хуже, это заметно и по Барнаулу. Стало много масс-маркета, я не в восторге от этого. Причины всё те же – стало сложно завозить товары из-за границы. Крупные сетевые секонд-хэнды всё самое «вкусное» продают в европейской части России, а что остаётся, везут вглубь страны. Конечно, в провинции тоже можно найти интересные вещи, но сложнее.
За крутыми находками теперь нужно куда-то ехать – в Питер, Москву, Калининград, Казахстан, Грузию, Турцию. Поэтому я часто путешествую, и куда бы не ехала, два дня закладываю на закупку вещей, которые привезу в свой магазин. Так и осуществилась моя мечта соединить путешествия и работу.
Невозможно предсказать, сколько вещей ты привезёшь из поездки и каких именно – это своего рода игра в рулетку. Бывает, найдёшь случайно какой-нибудь магазинчик в подвале, которого даже в «2ГИС» нет, а там классные вещи лежат. А бывает, приходишь в разрекламированный секонд-хэнд в Стамбуле или Баку, а там либо ничего интересного, либо всё слишком дорогое.
Мне важнее не количество вещей, а их вес и объём – это влияет на цену транспортировки. Если везёшь кожаные куртки – это один вес и объём, а если блузки – то совсем другой.
Иногда бывает, что нахожу что-то и в интернете. Бывают и уникальные встречи: несколько раз находила людей, которые в 2000-х годах продавали костюмы, и у них с тех времён остался товар, хранился в гараже два десятка лет.
У меня есть подруга, которая живёт в Франции, она иногда отправляет мне посылки. Ещё одна знакомая живёт в США – она может отправлять мне сумки, мы сейчас думаем, как это организовать. Транспортировка вещей из-за рубежа сейчас очень дорогая и в большинстве случаев оказывается нерентабельной.
Мне комфортно работать в среднем ценовом сегменте. Мои клиенты – это люди, которым важно качество вещи, её стилистика и внешний вид, но при этом они не готовы тратить слишком много денег на одежду.
Две трети продаж у нас происходит в интернете. Наши покупатели живут в разных городах и регионах – Москва, Питер, Сочи, Иркутск, Камчатка. В их числе были и медийные люди – актёры популярных российских сериалов. Сейчас появляется всё больше взрослых клиентов в возрасте около 40 лет.
Цены на одежду растут и в секонд-хендах. Цена закупа у меня увеличилась раза в три по сравнению с ковидными временами. Стоимость реставрации вещей тоже выросла. Например, кожаные вещи мы почти всегда реставрируем. Занимаемся этим вместе с помощницей – обрабатываем воском, подкрашиваем, подклады подшиваем. Уже специалисты в этом деле. Ещё я сотрудничаю со швеей, она помогает приводить вещи в порядок.
Всё, что я нахожу, нужно обязательно постирать, отгладить, отпарить, что-то сдать в химчистку, потому что вещи часто хранятся не в лучших условиях. Этой мелкой работы очень много. Мне важно, чтобы изначально вещь была в хорошем состоянии, потому что, если на её восстановление мы потратим слишком много времени, сил и денег, она станет слишком дорогой.
В большинстве регионов страны люди не готовы платить большие суммы за ресейл. Исключение – разве что Москва и Петербург. От очень дорогой одежды я отказываюсь. Либо если влюбляюсь в какую-то вещь и беру её, то морально готова оставить её себе, если не смогу продать.
На старте мне помогло то, что я жила в Питере, когда училась. Там у меня осталось много друзей. Они увидели мою страничку с винтажными вещами, кто-то отметил её у себя в профиле, рассказал обо мне, так включилось сарафанное радио. Спустя несколько месяцев работы у меня появился небольшой склад и шоу-рум в промзоне Барнаула.
Первые два года я работала преимущественно в онлайне и продавала вещи в другие регионы. А потом заметила, что и Барнаул доходит до того, что винтаж – это круто. Начала сотрудничать с блогерами, обороты сразу выросли, мы переехали в здание в центре, где работаем уже полтора года. Сейчас в городе о нас знают все.
Мне сложно назвать моё дело бизнесом, потому что, кажется, за этим словом должно стоять что-то серьёзное – стратегии, планы, большие доходы и так далее. Я же работаю на удовольствии. У меня нет каких-то супер-планов на ближайшие пять лет. Живу сегодняшним днём, решаю текущие задачи.
Команда у нас маленькая – я и моя постоянная помощница. Это моя подруга, которая со мной почти с самого начала. Она приводит вещи в порядок, вся работа руками на ней. Иногда на время долгих поездок я нанимаю ещё одну помощницу. Плюс есть швея на аутсорсинге.
Некоторые мне говорят: «Даша, открывай другие магазины», а мне не хочется. Недавно я вообще планировала всё закрывать, потому что выгорела. Но потом ко мне приехало местное телевидение, я с большим удовольствием рассказала им о своём деле. Смотрела репортаж и думала: как горят мои глаза, когда я об этом говорю! Как всё это бросить?
Наверное, такие моменты бывают у каждого предпринимателя, если он долго занимается своим делом. В повседневной рутине теряется смысл. Я как будто забыла, что мне всё это приносит удовольствие. Поэтому так важна обратная связь – когда люди интересуются твоим делом, благодарят тебя за вещи, которые они покупают.
Преимущество моего бизнеса в том, что он может существовать автономно какое-то время. Он не требует постоянного присутствия и больших временных затрат. Я спокойно могу уехать и оставить дела на сотрудников, и в это время перезагрузиться, поискать новые вещи и идеи.
Конечно, иногда приходят мысли, что нужно как-то разнообразить нашу жизнь, придумать что-то новое. Например, недавно мы обсуждали с фотографом возможность устраивать фотодни на базе моего магазина. У нас много интересной одежды, которую можно классно стилизовать, так что почему бы и нет?
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».