Логистика – один из важнейших процессов для малого и среднего бизнеса. От надёжности логистических цепочек напрямую зависят сроки поставок, выполнение многих обязательств и репутация. Но нередко предприниматели в спешке или в стремлении сэкономить совершают одни и те же ошибки при выборе логистического партнёра. О том, на какие грабли можно наступить и как этого избежать, учредитель и CEO логистической компании «Фрэйт Логистик Групп» Михаил Дьяконов рассказал порталу Biz360.ru.
Михаил Дьяконов – предприниматель из Калининграда, учредитель и генеральный директор компании «Фрэйт Логистик Групп». Окончил Балтийскую государственную академию по специальности «Инженер по организации перевозок морским транспортом». 13 лет работал в компании контейнерных перевозок «Речдан». Компанией «Фрэйт Логистик Групп» руководит с 2018 года. При нём бизнес вышел за пределы Калининградской области и смог занять свою нишу в направлении сборных грузов из Китая в Москву по прямому железнодорожному маршруту.

Многие представители бизнеса часто выбирают партнёра, предлагающего наиболее низкие ставки на перевозку. Увы, «дешёво» – далеко не всегда значит «хорошо». Сопутствующим риском низкой стоимости могут стать задержки в поставках, срывы сроков и даже потеря груза.
Предприниматели редко уточняют, что именно включено в стоимость логистических услуг. Между тем конвертация валюты, топливные надбавки, сборы за досмотр и хранение могут стать непредвиденными дополнительными тратами и превратить «дешёвую» доставку в дорогую. Это сведёт на нет все мнимые выгоды, предлагаемые выбранной «бюджетной» логистической компанией.
Грамотный маркетинг способен создать картину потенциально привлекательного логистического партнёра, которую выгодно дополнят фальшивые отзывы в интернете. Основываясь только на этой информации, предприниматели обращаются к понравившейся компании. Но она может оказаться далеко не такой идеальной, как это транслируется.
Опыт работы на рынке, оборот, наличие штата, судебные дела и многие другие факторы – это то, что составляет реальную репутацию логистического партнёра. Не стоит доверять отзывам в интернете и рекламе. Понятно, что беглым взглядом сложно разобраться, где дилетант, а где профессионал. Но, как минимум, стоит обращать внимание на время существования компании на рынке. Слабое знание законодательства, таможенных процедур, неправильное заполнение документов – это те ошибки в работе логистического партнёра, которые зачастую приводят к закрытию его компании. Поэтому чем больше компания на рынке, тем выше вероятность её надёжности и профессионализма.
Кроме того, онлайн-сервисы вроде «1СПАРК-Риски» или Единый госреестр юрлиц и ИП позволяют проверить контрагента буквально за пять минут. Потратьте время, чтобы не нарваться, к примеру, на банкрота или неблагонадёжного оператора.
Ещё одна «вредная привычка» – не читать договор либо читать его невнимательно. Хотя в этом документе содержится важнейшая информация: штрафы за возможные задержки, юрисдикция правовых разбирательств и тому подобное. Поэтому нередки ситуации, когда при возникновении претензий к перевозчикам малый бизнес не может доказать свою правоту, ведь подписанный договор составлен явно не в пользу клиента.
Подписывать стоит только договор транспортно-экспедиторского обслуживания или договор перевозки. Они чётко фиксируют ответственность экспедитора или перевозчика.
Остальные виды договоров – агентский или комиссии – добавят в дальнейшем лишь дополнительные сложности. К примеру, агентский договор не налагает на перевозчика ответственности за сохранность груза. Договор комиссии же может предусматривать выплату больших комиссионных, что в конечном счёте увеличивает стоимость логистики.
В логистике есть устоявшееся понятие «трёх рук»:
-
Оператор первой руки осуществляет всю цепочку от закупки до доставки потребителю;
-
Вторая рука – компания-посредник, которая сотрудничает с перевозчиком и берёт на себя лишь часть задач;
-
Третья рука – как правило, аутсорсинг услуг по хранению, транспортировке и управлению запасами.
Важно знать, как работает потенциальный партнер – самостоятельно, через посредников или субподрядчиков? Чем длиннее цепочка, тем выше вероятность сбоев, задержек и перекладывания ответственности.
Многие клиенты не желают разбираться в предлагаемом маршруте прохождения груза, хотя на него нужно обращать пристальное внимание, особенно в части узких мест. Например, регулярные заторы на границе Казахстана и Китая оборачиваются для клиентов логистических компаний и срывом сроков поставок, и ростом затрат на временное хранение.
Поиск надёжного партнера – действительно важная и непростая задача, особенно для такого уязвимого к потерям сегмента, как малый и средний бизнес. При выборе логистической компании важно соблюдать несколько правил, чтобы сотрудничество с ней не принесло дополнительных сложностей.
-
Не руководствоваться только ценой.
-
Уточнять, что именно входит в стоимость, чтобы избежать неприятных неожиданностей в виде дополнительных платежей.
-
Запрашивать полную смету работ, которые обязуется провести логистическая компания.
-
Внимательно читать и подписывать лишь тот договор, который чётко определяет ответственность сторон.
-
Перед подписанием договора нелишним будет разобрать маршрут доставки, оценить возможные узкие места и задать вопросы потенциальному партнёру.
-
Проверять репутацию компании: стаж на рынке, обороты, судебные дела и иные данные из открытых баз.
-
Не забывать, что логистическая компания может быть оператором первой, второй или третьей руки. Это налагает отпечаток на глубину ответственности и определяет круг вероятных рисков. Уточните, по какой схеме работает выбранная вами компания.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал и страницу в «ВКонтакте».