Развитие digital-технологий в сфере малого и среднего бизнеса идёт быстрыми темпами. И одной из важнейших точек приложения IT-инструментов является работа с клиентами. Те компании, которые понимают важность автоматизации коммуникаций со своими потребителями, получают конкурентное преимущество. О том, что такое CRM и чем могут быть полезны малому и среднему бизнесу системы управления отношениями с клиентами, порталу Biz360.ru рассказал гендиректор платформы AMBER CRM Александр Ивлев.
Александр Ивлев, 30 лет, генеральный директор компании Hawk House Integration, специализирующейся на автоматизации бизнес-процессов на платформе собственной разработки
AMBER. Образование: Государственный университет управления, Московский государственный институт электроники и математики; имеет степень MBA. Занимается автоматизацией бизнеса более 10 лет. Увлечения: сноуборд, путешествия на авто.

Всю профессиональную жизнь я занимаюсь автоматизацией – и каждый раз при успешном внедрении наблюдаю, как технологии позволяют оздоровить бизнес и улучшить его показатели. С другой стороны, много раз наблюдал и то, как непрофессиональные специалисты в IT реализовывали чудовищные проекты автоматизации, которые становилась барьером для дальнейшего развития бизнеса.
Основная причина, по которой бизнес часто обращается к непрофессионалам – достаточно высокая стоимость привлечения полноценной IT-команды для создания удобной системы автоматизации, заточенной на конкретный бизнес. В случае же приобретения готовых решений компаниям часто приходится мириться с неподходящими под конкретный бизнес особенностями программы.
Отсюда, а также из накопленного опыта внедрений, родилась идея разработать платформу, которая позволит достаточно быстро адаптировать систему к потребностям заказчика без привлечения большой команды (около 90% внедрения осуществляется без помощи программистов). При этом наша разработка - платформа AMBER - позволяет проводить довольно глубокую настройку под конкурентные потребности бизнеса.
В 2014-2016 годах значительная часть российских компаний, чей бизнес зависел от количества клиентов и объёма продаж, столкнулась с существенным спадом покупательской активности. И потому каждая компания, чтобы выжить и остаться на рынке, в первую очередь решала вопросы по поиску новых клиентов, повышению качества отработки входящих запросов, увеличению среднего чека и числа повторных продаж, оптимизации маркетингового бюджета. Наша идея заключалась в разработке такого инструмента, который помогал бы контролировать все входящие запросы от потенциальных клиентов и увеличивать продажи компании.
И в марте 2016 года мы вывели на рынок свою разработку – платформу AMBER со встроенным модулем CRM для оптимизации процессов взаимодействия с клиентами и роста продаж. Чуть позже зарегистрировали права на неё в Федеральном институте промышленной собственности.
В мире создано множество систем автоматизации продаж и коммуникации с клиентами, при этом в России CRM-системы используют всего 8% компаний, в то время, как в Европе и США – около 85%. Почему они не востребованы у нас? Я вижу несколько причин: консерватизм и нежелание людей что-то менять, страх перед новыми технологиями, дорогостоящие разработки.
Основой нашей бизнес-идеи была следующая гипотеза: всем предпринимателям и руководителям нужна автоматизация процессов, возможность получения оперативной статистики и аналитики, ведение реестров – всё это мы хотели реализовать в рамках одной платформы, которую бы они сами могли настроить под потребности своего бизнеса, без участия программистов.
Но в этом заключалась наша ключевая ошибка при выходе на рынок. Потенциальные заказчики не знали, что делать с нашей системой и не хотели разбираться. Нам понадобилось некоторое время, чтобы понять, почему система не востребована. Мы пришли к выводу, что потребителям, в первую очередь, необходимо помочь локализовать проблему - и уже потом решить её с помощью автоматизации.
Дело в том, что часто сами предприниматели не могут определить источник своих проблем. Мы начинаем автоматизировать систему продаж, чтобы помочь быстрее зарабатывать, а на самом деле их сложности возникают на других уровнях: неэффективный маркетинг, плохая IT-инфраструктура, потеря информации. Например, в одной компании конверсия снижалась на этапе согласования договоров, потому что в компании работал один юрист и не справлялся с потоком документов. А в другой продажи не росли, потому что была неграмотно организована логистика - терялась информация, неверно указывался адрес доставки.
Теперь наша структура продаж изменилась: мы перестали продавать готовый продукт и начинаем проект с консалтинга, аудита продаж и предпроектного обследования. Мы помогаем компаниям понять, какая система автоматизации им нужна, чтобы решить их ключевые задачи, минимизировать проблемы, описать процессы, построить аналитику для принятия управленческих решений.
Мы считаем, что 80% успеха внедрения CRM – грамотная диагностика, проведённая силами потенциального разработчика до старта проекта. Таким образом, наш бизнес эволюционировал, превратившись из разработки программного обеспечения, продажи лицензий и внедрения CRM в оказание комплексных услуг.
Давайте мысленно перенесёмся в типичный отдел продаж. Что там происходит? Вот сидит менеджер, он ведёт несколько клиентов. И для того чтобы закрыть сделку по одному из них, ему надо сделать много действий: позвонить, согласовать, подписать, проверить оплату, отгрузку, доставку и т.д. И пока у него клиентов три или пять - он справляется. У него, правда, всё рабочее пространство заклеено листочками - кому, когда, во сколько перезвонить, кто думает над предложением, кто в отъезде.
Но вот продажи растут, количество клиентов увеличивается. И удержать информацию по 10–30 клиентам у менеджера уже не получается. И он работает с теми, кто ему чем-то запомнился, или с кем ему было комфортно общаться. А всем остальным: «перезвоните, в конце недели» или «давайте свяжемся в следующем месяце». Потом про этих клиентов могут просто забыть. А ведь это существенный «кусок» базы. Это недоработанные заявки, которые могли бы принести деньги в компанию, если бы их отработал отдел продаж.
А если учесть, что в отделе продаж несколько менеджеров, то работа такого отдела превращается в хаос, с потерей нужной бумажки, нужного телефона, с жалобами клиентов и с постоянно орущим руководителем отдела продаж.
Где выход? Можно начать вести таблицы в Excel, где каждый менеджер будет подробно записывать всю информацию по каждому клиенту, но в этом случае мы с большой долей вероятности можем столкнуться с приписками, несвоевременным заполнением отчётов и бывают случаи, что и с воровством.
Все эти проблемы решаются, если мы отдаём эти задачи «роботу» - CRM-системе. Она точно ничего не забудет, не сворует ни одной заявки и проконтролирует движение клиента по по всей сделке до её финала. В результате – у вас не будет зависших заявок и клиентов. Со всеми всё понятно. Нажимаешь на одну кнопку - и вся нужная информация перед тобой.
AMBER CRM - автоматизированная система для управления взаимоотношениями с клиентами. Её применение позволяет увеличить объём продаж, оптимизировать маркетинг и улучшить уровень обслуживания клиентов. При взаимодействии с клиентом сотруднику компании доступна вся необходимая информация о взаимоотношениях с этим клиентом, и решение принимается на основе этой информации.
Кому нужна такая система? Компаниям малого и среднего бизнеса, нацеленным на активный рост и развитие, обоснованное принятие управленческих решений, централизованное управление клиентами, контактами, сделками.
10 важных вопросов руководителя, ответить на которые поможет AMBER CRM:
-
Сколько клиентов находится в работе у каждого менеджера.
-
Каковы результаты каждого менеджера за день, неделю, месяц, квартал, год.
-
Почему клиент купил у конкурента, а не у вас.
-
В какую сумму обходится компании каждое обращение клиента.
-
Как не потерять клиентов вместе с уходом ключевых сотрудников.
-
Все ли обращения, которые вы привлекли в компанию и на которые потратили деньги, отработаны менеджерами вовремя и с надлежащим качеством.
-
Насколько эффективно используется наработанная компанией база клиентов.
-
Какая в компании воронка продаж и средняя длительность сделки.
-
Почему обращения не превращаются в сделки, а сделки разваливаются на середине.
-
Есть ли у менеджеров по продажам просроченные или невыполненные задачи.
Я считаю, что автоматизация будет успешной лишь в том случае, когда в компании чётко описаны процессы продаж. А без этого возникнет автоматизированный бардак. Что такое бизнес-процесс? Последовательность шагов менеджера по продажам или слаженных действий группы причастных к продажам сотрудников, на пути от первого обращения к успешному результату сделки. Если эта последовательность формализована, чётко описана и фиксируется в CRM-системе в виде этапов сделки – руководитель может находить узкие места в продажах и работать над их устранением. Тогда автоматизация помогает решить проблемы компании и увеличить ее продажи.
Изучая проблемы компании и используемые бизнес-процессы, мы готовим документ, который содержит полое описание проекта, от чётко сформулированной проблематики компании и требований к CRM-системе, полностью учитывающей все уникальные особенности бизнеса, до обоснованного бюджета внедрения, последовательность работ и рекомендаций по снижению стоимости проекта.
Вот, к примеру, ситуация с одним из наших клиентов – крупным застройщиком Москвы. В ходе диагностики мы обнаружили бардак не в сфере продаж, а в документообороте: документы подписывались бесконтрольно, с изменениями, терялись при переходе из одного подразделения в другое, юристы не могли обеспечить защиту документов от искажений. Поэтому сначала мы внедрили электронный документооборот, благодаря чему оборот организации сразу увеличился на 15%. А следующим этапом автоматизации наметили настройку аналитической отчётности для руководителей и развитие системы бюджетирования и автоматизация взаиморасчётов с поставщиками.
Вот ещё один любопытный кейс. К нам обратился поставщик бутилированной воды «Жемчужная роса». Проблема заключалась в следующем: операторы круглосуточно принимали заказы клиентов на воду, расходы на их зарплату были слишком велики, и требовалось уменьшить издержки на операционную деятельность и содержание персонала по приёму заказов. При этом большинство клиентов повторяют свои заказы на регулярной основе, то есть заказывают доставку воды на одни и те же адреса.
Для решения проблемы мы использовали телефонию Oktell и утилиту Yandex SpeechKit, которая распознаёт человеческую речь и превращает её в текст или наоборот – озвучивает текст голосом (мы использовали вторую часть – озвучивание). Мы интегрировали свою CRM с Oktell и Yandex SpeechKit, что позволило принимать повторяющиеся заказы и выставлять счета клиентам в автоматическом режиме - без участия операторов. Работает всё так: звонит клиент, система определяет его по номеру телефона и обращается: «Здравствуйте, Алексей Сергеевич. Ваш прошлый заказ был четыре бутылки воды. Хотите повторить - нажмите кнопку «1». Хотите изменить заказ – нажмите кнопку «2». Теперь в 70-80% случаев заказ создаётся автоматически, без участия оператора.
Для меня идеальный клиент – во-первых, вдумчивый, вникающий в детали и понимающий, чего он хочет, это уже половина успеха проекта. Во-вторых, он образован и самостоятельно развил свой бизнес – значит, умеет трудиться и глубоко понимает, чем занимается. И, в-третьих, финансово обеспеченный и умеющий считать деньги, т.е. обладающий пониманием бюджета на то или иное решение и эффекта, который может предоставить выбранный функционал автоматизации.
Мы пытались разными способами донести информацию о нашем продукте до целевой аудитории, проводили массовые мероприятия - бизнес-завтраки и вебинары, ожидая много диалогов и конвертацию в продажи. Но на наши мероприятия часто приходили люди лишь для получения информации, обучения и развлечения, представители стартап-проектов. А наш клиент – это сложившийся бизнес, уже достигший успеха и заинтересованный в дальнейшем развитии. Мы помогаем бизнесу не создаваться, а расти и эффективно развиваться.
Можно с уверенностью сказать, что AMBER подходит тем компаниям, которые готовы к изменениям и нацелены на рост, развитие, масштабирование. Таким компания мы помогаем реализовать желания в качестве проактивного партнёра.
Как формируются сроки и стоимость решения:
1. Предпроектная диагностика: формирование требований к системе и составление ТЗ на разработку системы, идеально закрывающей потребности заказчика – 2-5 дней (от 43 200 до 108 000 рублей).
2. Оформление лицензий:
-
Выкупные с установкой на свой сервер: 99 000 рублей за 10 пользователей + 9 900 рублей за каждую дополнительную лицензию.
-
SaaS (аренда): 450 рублей за одного пользователя в месяц; 10 пользователей за год – 54 000 рублей.
3. Техническая поддержка: 20 000 рублей в год за 10 пользователей (2 000 рублей за одного пользователя).
4. Доработка системы под потребности заказчика: автоматизация бизнес-процессов, интеграции с системами заказчика, настройки печатных форм, дополнительных аналитических отчётов и прочее – 2 700 рублей/час. В среднем от 150 000 до 300 тысяч рублей за проект.
Средний чек за проект «под ключ» - 250-500 тысяч рублей.
Если говорить о рынке CRM-систем, то он активно развивается и в среднесрочной перспективе на рынке будут править бал системы, предоставляющие пользователям реально работающие инструменты, помогающие быстро решать бизнес-задачи, выявлять проблемные места; системы удобные в поддержке и не дорогие в адаптации.
Время больших, неповоротливых и медленно адаптируемых систем, изменения в которые могут вноситься месяцами и стоить целое состояние, прошло. Уверен, вне зависимости от продолжительности рецессии в отечественной экономике, этот тренд сохранится.
Ещё один тренд – повышение общей квалификации менеджмента отечественных компаний, а, следовательно, увеличение спроса на инструменты, позволяющие бизнес-пользователям оперативно настраивать информационные системы без привлечения IT-служб.

Читайте также:
Шесть причин, почему ваша CRM не работает в полную силу.
CRM для малого бизнеса: восемь правил успешного внедрения.
Реальная автоматизация: что это такое и зачем она нужна малому бизнесу.