У компании, перед которой стоит задача качественно запустить продвижение своих товаров или услуг в интернете, есть два очевидных решения – создать собственное маркетинговое подразделение или сотрудничать с внешним digital-агентством. У каждого из подходов есть свои сильные и слабые стороны. О том, каковы преимущества и риски работы с внешним подрядчиком, рассказал основатель центра интернет-маркетинга «Двигаем в ТОП» Игорь Крысов.
Игорь Крысов, 35 лет, предприниматель из Омска, основатель центра интернет-маркетинга
«Двигаем в ТОП». Окончил Омский государственный технический университет по специальности «вычислительные машины, комплексы, системы и сети» и аспирантуру по специальности «экономика и управление народным хозяйством». Кандидат экономических наук. Участвовал в продвижении и развитии более 50 интернет проектов в различных сферах, специализируется на B2B-проектах.
За последние несколько лет интернет-маркетинг существенно изменился:
-
Постоянно развиваются поисковые системы, внедряя машинное обучение и выкатывая обновления алгоритмов разбора, анализа и ранжирования интернет сайтов чуть ли не еженедельно.
-
Совершенствуется инвентарь рекламных систем.
-
Регулярно появляются новые и обновляются существующие рекламные сервисы и платформы.
-
Регулярно появляются новые возможности для выхода на целевую аудиторию с использованием социальных сетей.
-
Появляются инструменты бесшовной интеграции «офлайн» и «онлайн» маркетинга.
-
Усиливается конкуренция за внимание, точки контакта, объёмы привлекаемого трафика.
Интернет-маркетинг становится всё более «научным», реально работающими уже могут быть только сложные многоходовые цепочки касаний и взаимодействий с потенциальной аудиторией.
Если вы до сих пор используете набор разрозненных инструментов и всё ещё не теряете надежду, что «вот-вот полетит», то спешим вас огорчить: заработает только у тех, кто работает системно.
Попрошу вас уделить несколько минут следующему упражнению: подумать и ответить, можно ли к вашему бизнесу применить следующие утверждения:
-
Мы точно знаем, что половина нашего рекламного бюджета тратится впустую, только не знаем какая именно.
-
Мы не знаем точную стоимость привлечения заявки/лида (CPL) по каждой товарной категории в разрезе каналов.
-
Мы не знаем, текущее значение нашего CPL – это «много» или «мало». Если много – то за счёт чего его можно существенно снизить.
-
В контексте у нас нет графика оптимизации рекламных кампаний: по проверке статуса, ставкам ключевых слов, местам размещения, показателям качества, расширению семантики, по тестированию офферов в контекстно-медийной сети.
-
У нас нет схемы нашей системы продвижения: откуда какой трафик мы привлекаем, по какой цене, куда ведём, как и в какие целевые действия конвертируем, как его используем повторно (трафик, который мы уже купили).
-
У нас нет ни all-трекинга, ни связи сайта с CRM. Или есть что-то одно.
-
Мы не слушаем консультирование по телефону и не анализируем работу по входящим заявкам с сайта в еженедельном режиме.
-
Мы используем какой-то один канал (например, SEO или контекст), на остальное - у нас нет времени и/или бюджета.
За каждый ответ «Да» начисляйте 1 балл. Если по итогам сумма баллов будет равна нулю – поздравляем, у вас всё в порядке, и этот текст вы можете дальше не читать. А если у вас от 1 до 8 баллов – значит, ваш интернет-маркетинг пока не раскрывает весь потенциал вашего бизнеса.
А теперь задайте себе вопрос: сможете ли вы своими силами добиться высокого результата в этом направлении? Сможете, если ваш бюджет позволяет вам содержать команду качественных специалистов. А если ваша ситуация несколько иная? Тогда вряд ли. И на это есть ряд объективных причин. Одна из основных – финансовая: бюджет на содержание in-house-команд в регионах может доходить до полутора миллионов рублей в год.
Возьмем хотя бы трёх основных специалистов:
- Администратор сайта/программист (30 000 рублей в месяц с учётом частичной занятости);
- Интернет-маркетолог (30000 рублей в месяц).
- SEO-специалист (40 000 рублей в месяц).
А теперь сложим эти цифры (30 000 + 30 000 + 40 000 = 100 000) и умножим на 12 месяцев – получим 1,2 млн. рублей в год. Это если специалисты не в штате и вы сотрудничаете с ними как с ИП. А если в штате, то к этой сумме нужно прибавить все социальные выплаты.
Ещё один важный момент – вам придётся не только содержать целое подразделение digital-специалистов, но и обучать их, повышать квалификацию, мотивировать на продуктивную работу, управлять ими.
На мой взгляд, логичнее, стратегически правильнее и экономически целесообразнее отдать все эти процессы (или их часть) на аутсорсинг в специализированное интернет-агентство. В этом случае вы получите следующие преимущества:
-
Отраслевую экспертизу в вашей тематике: накопленный опыт работы в сфере интернет-маркетинга в вашей нише, наличие уже реализованных проектов. Просто найдите агентство, которое его имеет.
-
Комплексный поход к реализации целей: в агентстве на вашей стороне будет «играть» команда профессионалов, в которой каждый занимается своим направлением.
-
Интерактивный режим работы: c вами будут обсуждаться и согласовываться все шаги, предлагаться решения поставленных задач. Все технические моменты возьмёт на себя агентство. При этом весь процесс работы прозрачный, вы сможете «видеть» все этапы и принимать в них экспертное участие.
-
Агентство будет выступать в качестве аналитического центра – анализировать ситуацию и подбирать наиболее эффективные связки и рекламный инвентарь.
Конечно, у обращения в digital-агентство есть и вполне понятные риски:
-
Не секрет, что многие агентства «классифицируют» клиентов, и всегда будет вероятность, что вашим проектом будут заниматься не достаточно «вовлечённо», то есть по остаточному принципу. Сразу, конечно, вы этого не узнаете. Но если у вас возникнет такое ощущение – нужно будет срочно менять подрядчика.
-
Чрезвычайно важен уровень отраслевой экспертизы агентства – то есть опыт работы в вашей нише. Если его нет – возможны провалы. Еще до заключения договора нужно уточнить этот момент – запросить кейсы и наработки по проектам, похожим на ваш.
-
Всегда есть опасность, что агентство в данный момент работает с вашими прямыми конкурентами в вашем же регионе. Поэтому нужно убедиться, что не работает и на срок вашего договора работать не будет – и даст вам гарантию этого.
Выбор агентства – ответственное дело, и ошибка может дорого обойтись для бизнеса. Вот наш чек-лист – на что нужно обратить внимание при поиске агентства:
-
Срок жизни агентства. Сильно не углубляясь, год регистрации домена вам в помощь.
-
Отраслевая специализация. Должна соответствовать или быть близкой к вашей.
-
Бутиковое или потоковое агентство. Бутиковое вам в помощь. Обязательно уточните, сколько клиентов агентство обслуживает в данный момент.
-
Локация. Желательно, чтобы подрядчик располагался в том же городе, что и ваша компания.
-
Специализация агентства. Каким бы комплексным себя не считало агентство, всё равно у него есть «услуга-локомотив» - это может быть SEO, PPC (контекст), маркет-плейсы, SMM и т.д. Поинтересуйтесь, это достаточно важно.
-
Сколько времени будет уделяться вашему проекту ежемесячно. Тут нужно обратить внимание на загруженность специалистов - сколько проектов ведёт каждый из них. Зачастую, в потоковых агентствах один технический специалист может вести до 30-40 проектов. А значит, вашему сайту физически смогут уделять не более 5-7 часов в месяц. Оптимальный вариант - когда в агентстве работают 5-10 специалистов, которые одновременно ведут не более 30 проектов.
-
Сопровождение проекта. Все встречи по проекту, их регулярность и содержание должны быть отражены в заключаемом договоре. Если подрядчик отказывается составлять график встреч, а также подробный план работ на весь оговоренный период, либо составляет его для галочки, без конкретных дат и цифр, то здесь следует насторожиться.
-
Менеджер проекта. Агентством должен быть выделен менеджер, который будет курировать именно ваш проект и индивидуально выстраивать траекторию его интернет-продвижения, а также соблюдать сроки, прописанные в плане. Вам должно быть комфортно с ним взаимодействовать и оперативно решать все возникающие вопросы.
-
Отчётность. Отчётность должна быть понятной, своевременной и соотноситься с бизнес-целями клиента. Если все отчёты для вас – «китайская грамота», значит, подрядчик не потрудился перевести их на понятный и доступный вам язык.
Резюмируя: работать с агентством или создавать собственное digital-подразделение – решение остаётся за вами. Для нас выбор очевиден. В любом случае нужно взвесить все «за» и «против» и оценить выгоды и риски.
Читайте также:
Продажи в digital: убеждать, а не втюхивать.
Потратить с умом: как не спустить бюджет на digital впустую.
Как дать оценку проекту, если заказчик не хочет раскрывать бюджет.