Пять ошибок на старте нового бизнеса

Прочтёте за 3 мин.

Лев Третьяков – о типичных «граблях», на которые лучше не наступать, запуская новый проект

IT-инструменты, которые использует Лев Третьяков

  • RedHelper
  • Яндекс.Маркет
  • 1С:Бухгалтерия
  • Вконтакте

«Бизнес и деньги - это лакмусовая бумажка, позволяющая понять, кто есть кто», - считает предприниматель Лев Третьяков, за плечами которого уже несколько серьёзных проектов. И в каждом из них он, разумеется, совершал ошибки. Для одних предпринимателей ошибки становятся поводом опустить руки, для других – мотивацией закатать рукава и продолжать усердно работать. Свои ошибки Лев Третьяков тщательно классифицировал, описал и «упаковал» в свою авторскую колонку, которая будет интересна тем, кто планирует запустить новый бизнес-проект. 

Досье

Лев Третьяков, 29 лет, предприниматель из Екатеринбурга, соучредитель интернет-магазина товаров для дома, дачи и офиса  Alfamart. С 2009 года совместно с партнёром Вадимом Тюлькиным занимались розничной продажей дверей, в 2014 году продали бизнес и на вырученные деньги запустили DIY-проект Alfamart. Штат компании – 25 человек.

Лев Третьяков

Ошибка первая: строить бизнес с друзьями 

Дружба, построенная на бизнесе, лучше, чем бизнес, построенный на дружбе - в этом я убедился. Не секрет, что один из залогов успеха стартапа - это партнёрство. Но стоит учитывать, что с партнёром вы не должны быть друзьями изначально. Так было и в нашем случае - до того, как начать совместный проект, мы с моим партнёром Вадимом Тюлькиным просто знали друг друга как порядочных людей. Мы были знакомы года три, но никогда не общались близко, а просто здоровались. 

За время нашего сотрудничества мы поняли: во-первых, полномочия и задачи между партнёрами должны быть разведены в самом начале, во-вторых, нужно говорить партнёру в лицо всё, что о нём думаешь, указывать ему на все ошибки. И самому адекватно воспринимать критику.

В бизнесе главное - бизнес. Неправильно построенные отношения не должны ему вредить. 

По этому же поводу хочу добавить: в случае проблем в стартапе сотрудники, которых вы наняли, быстро уйдут, так как ничем не рискуют. Чтобы заинтересовать их, вы можете предлагать им долю в проекте. Но только тем, в ком полностью уверены. Иначе может получиться так, что пройдёт какое-то время, и вы увидите: человек представляет собой не то, кем казался, а доля у него в кармане.

Ошибка вторая: нанимать на работу знакомых   

Мы сами попадались на эту классическую ошибку и на старте проекта нанимали друзей, знакомых и знакомых знакомых. Чаще всего это приводит к провалу. Потому что люди почему-то начинают думать, что попали в компанию по какому-то блату, и не выжимают из своей работы 100%, как требуется на начальном этапе, но с превеликим удовольствием подходят к тебе пообщаться и рассказать о том, что вчера вечером прочитали в интернете. А в случае критики в их сторону или, не дай бог, каких-то порицаний, связанных с рабочим процессом, начинают дуть губы и хлопать дверью с ярко выраженной надписью на лице: «Мы же знакомые!». 

Мой совет: не берите знакомых в качестве сотрудников, поищите персонал на сайтах по трудоустройству. В конечном счёте вас будут связывать только рабочие отношения, что позитивно скажется на бизнесе.

Хотелось бы добавить, что нельзя бояться увольнять человека: если он не приносит денег и не меняется после постоянных бесед, то пострадает ваш бизнес. Нанимайте долго - увольняйте быстро.

Ошибка третья: заискивать перед поставщиками

Когда ты начинаешь «пилить» стартап, особенно если он, как в нашем случае, завязан на продажи товаров через интернет, ты практически целиком зависишь от поставщиков. Но поставщиков бояться - в бизнес не ходить. 

Так как многие стартаперы - молодые и наивные, а поставщики - умудрённые опытом седые дяденьки, и их детям примерно столько же лет, сколько стартаперам, то на начальном этапе взаимоотношений последние смотрят на первых как на полярных пингвинов, и воспринимают их «никак».

Поэтому есть один клёвый и стопроцентно работающий лайфхак, как сделать так, чтобы поставщики начинали тебя уважать. Как правило, поставщиков у нас несколько и продают они похожий товар. Все они друг друга знают, но из-за конкуренции не очень общаются. 

Наш секрет таков: чем больше ты создаёшь себе имидж крутого и чем больше рассказываешь, что закупаешь серьёзные объемы у конкурентов, тем лучше к тебе относятся и тем выгоднее условия предлагают. А после того как тебе дадут хорошие условия, ты действительно начинаешь продавать, отгружаться и примелькаешься в среде поставщиков. 

К поставщикам связи, рекламы, аренды и прочих услуг для бизнеса это тоже применимо. На старте, как и на войне, все средства хороши.

Добавлю ещё, что нужно договариваться на берегу о том, как поставщик собирается действовать в случае поставок брака. У нас был негативный опыт, когда товар нам отгрузили, но он был бракованный. Поставщик нас попросту послал куда подальше, а мы остались виноваты перед клиентом.

Ошибка четвертая: бояться госмашины 

Когда мы начинали проект, то, с одной стороны, нас переполняло желание действовать, а с другой, в нас жил страх. Страх перед налоговыми, перед всевозможными инстанциями и судами. 

Сейчас это звучит смешно, но мы, как и многие наши знакомые, полагали, что уже на третий день работы в наш офис придёт налоговая (или прочие инстанции) и будет смотреть, правильно ли мы отбиваем чеки и ведём документы. Мы тратили на это много мыслей и энергии, что сильно нас тормозило. 

А всё по причине незнания и нежелания читать документы, иначе бы мы без труда нашли ответы на вопросы как, когда и за что предпринимателя могут наказать. Мы видим, что такая проблема есть на старте у многих, и нужно просто успокоиться и во всё вникнуть. На самом деле, в самом начале тебя никто не тронет.

Что касается судов, то, как бы ни хотелось их избежать, они бывают. Если раньше мы бежали с извинениями к недовольному клиенту, который через пару дней после поставки говорил, что на товаре царапина, хотя сам же её и поставил, то теперь мы научились отстаивать свои права. Пусть даже для этого приходится идти в суд. 

Ошибка пятая: сдаваться на полпути

Когда ты начинаешь стартап, ты уверен на 200%, что твоё дело взлетит. И вот ты уже бросил работу по найму, вложил все небольшие накопления в свой бизнес и осознанно согласился вкалывать «24 на 7».

И хорошо, если бы всё было, как в кино. Скажем, как в «Социальной сети» или «Стиве Джобсе», когда бурная смесь мечты и невероятных усилий даёт потрясающий результат.

Но, к сожалению, чаще получается по-другому, и месяц на третий ты понимаешь: из-за отсутствия начального капитала, оборотных средств и опыта команду мечты так и не удалось собрать, сайт так и не удалось доделать, за офис платить нечем и за рекламу тоже. Но что самое страшное, дома ждёт любимая девушка или жена, и вот она уже начинает смотреть на тебя косо. Руки опускаются, невольно берёшься просматривать сайт по поиску работы и ловишь себя на мысли, что бизнес - это развлечение для тех, у кого есть деньги.

Стоп! Умываешься холодной водой, даёшь себе пощечину, а если партнер приуныл, то и ему тоже.

Мы проходили это неоднократно, ситуации были просто ужасные - хотелось всё бросить, так как совсем не было денег, сил и понимания, что будет дальше. Вот хотя бы один пример: мы дали водителю деньги на закуп товара (а это была вся выручка!), и он просто исчез. Таких ситуаций «на грани» у нас было, наверно, около десятка. И - о, чудо! - мы поняли, что проблемы надо воспринимать как рабочие процессы. 

Ни для кого не секрет, что на начальном этапе очень важно, как к тебе относится окружение и поддерживает ли семья. Мы на себе поняли, что близкие люди могут отвернуться и уйти, потому что не хотят общаться с фанатиками, которые всё время обещаются: «Ещё немного, и все будет».

Бизнес и деньги - это лакмусовая бумажка, позволяющая понять, кто есть кто. Но главное делать то, что вы считаете нужным, стараться соблюдать баланс между работой и личной жизнью, верить в свою мечту и не слушать «доброжелателей». По-настоящему близкие люди всегда вас поддержат. 

Пять ошибок на старте нового бизнеса 

Источник: DK.ru.

Читайте также:

Как решить проблему с владельцем арендуемой недвижимости.
На ошибках учатся: три кейса о стратегических просчётах.
Сообразили на троих: общий магазин для трёх бизнесов.

13 июля 2016

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов