Запустить рекламную кампанию в интернете самому или делегировать эту работу профессионалам - в определённый момент времени этот вопрос встаёт перед каждым предпринимателем, стремящимся к развитию своего бизнеса. Сложно занять лидирующие позиции на рынке или выиграть битву у конкурентов, не продвигая себя онлайн. О том, каковы плюсы и минусы у различных форматов «похода в digital», в своей авторской колонке рассказал директор по маркетингу и PR агентства Biplane Григорий Ильин.
Григорий Ильин, директор по маркетингу и PR агентства
Biplane. Агентство Biplane специализируется на интернет-маркетинге, среди клиентов компании такие известные бренды, как Tui, «Экспедиция», Grundfos, «Шишкин лес», Legrand и др.
Когда наступает момент определиться, как именно нужно продвигать свой продукт в интернете, многих предприниматетелей останавливают дополнительные инвестиции или безосновательная вера в светлое будущее, базирующаяся на опыте былых побед, первичном спросе и сарафанном радио – «Ничего, раньше как-то нас клиенты находили». Ошибочная оценка перспектив способствует резкому падению оборотов, что в конечном итоге приводит предпринимателя к борьбе за выживание.
Другие пытаются разобраться во всех нюансах и деталях интернет-маркетинга, чтобы избежать подводных камней и фантазёров-прогнозистов, которые сначала нарисуют стратегию мечты, а потом радостно помашут ручкой, переключив своё внимание на новую жертву. К сожалению, полностью застраховаться от подобных форс-мажоров не получится. Нужно обращать внимание на опыт, портфолио, отзывы, экспертизу и сертификаты, а не на заманчиво дешёвый ценник.
Можно использовать разные подходы к продвижению своего бизнеса. И первый подход -
Начинается всё стандартно: «Ну и что такого сложного - галочку поставил и нажал на кнопку», «Да я мерседес отвёрткой чинил, с настройками в интернете уж как-нибудь справлюсь», «Не понимаю, за какие заслуги я должен платить им такие деньги». А потом появляются вопросы, злость и непонимание происходящего, обида за бессмысленно потраченные деньги и полный отказ от всего, что связано с этой «глупой штукой» под названием интернет-маркетинг.
Я действительно верю - умный, ответственный и внимательный человек может научиться практически всему. Это вопрос времени. Только каждый должен заниматься своим делом - удовольствия от процесса будет больше и результаты заметно улучшатся. Приведу несколько примеров из практики, которые хорошо отражают все минусы «самостоятельной» работы в сфере digital-маркетинга:
Конкуренты – скрытая угроза
В прошлом году к нам пришёл представитель малого бизнеса, долгое время считавший свою тематику низкоконкурентной - продажа специальных товаров для животных. Он не претендовал на объёмы гипермаркетов, закупая продукцию у официальных поставщиков и реализуя её с помощью сарафанного радио. Потом появились сильные соседи-конкуренты и проблемы с привлечением внимания аудитории, которые собственник хотел решить сам.
По ошибке он бросил вызов самым сильным игрокам рынка - плохо подобранные ключевые слова, широкий разброс аудитории, отсутствие гео-привязки и т.д. Кто-то из друзей посоветовал ему немного подождать: «Чтобы заработать - нужно потратить». Так ничего он и не дождался, кроме пустых кликов и бесполезных переходов.
Профи – ключ к успеху
Один мой знакомый наотрез отказывался от профессиональной помощи. «Давай я тебе фрилансера хорошего найду, если ты не готов платить за услуги агентства». «Я сам!». Было странно видеть его желание сэкономить, когда бизнес только набирал обороты, спрос на комплектующие для электрических радиоуправляемых внедорожников рос с каждым месяцем, да и цены на сам продукт давно вышли за пределы обычной игрушки - от 5000 рублей за простой вариант.
Он решил, что как основатель и руководитель маленькой компании должен посвятить себя продвижению бренда в интернете - так сказать, оптимизация расходов за счёт внутренних резервов. Я помню его возмущение и злость на несовпадение ожиданий в плане отдачи инвестиций и реальной картины.
Разумеется, с погружением во все тонкости правильных настроек рекламных кампаний при небольшом бюджете знакомый сделал выбор в пользу опытного фрилансера, который уже спустя два месяца увеличил количество заявок на 20%.
Делегирование – мастер 80 уровня
А это мой любимый пример, подчеркивающий правильный переход контроля над рекламной кампанией. Первое время клиент, занимающийся продажей спальных принадлежностей, сам выстраивал все бизнес-процессы: отвечал на звонки, общался с поставщиками, продвигал бренд и даже иногда доставлял заказы. Компания постепенно росла, увеличивался штат, появлялись новые задачи.
В какой-то момент он понял, что нужно использовать больше рекламных каналов и форматов для привлечения аудитории, а также автоматизировать рабочие процессы. Клиент обратился к нам с вопросом по внедрению сквозной аналитики и CRM-системы. С помощью полученных данных он планировал оптимизировать рекламные кампании. Было приятно встретить такое чёткое понимание целей и реальных дедлайнов по проекту. Мы получили полный доступ ко всей статистике и налаженную коммуникацию на каждом этапе, поэтому смогли в два раза увеличить количество заявок при том же бюджете.
Это серьёзное решение, для которого нужна смелость. Без шуток. Собственнику предстоит доверить продвижение своей любимой компании, рассказать в подробностях о продукте и процессах, поделиться историей и ещё заплатить за это хорошие деньги. А если вдруг попадутся обманщики, которые не просто прикарманят деньги, но ещё и данные конкурентам сольют? К сожалению, на рынке полно мерзавцев, поставивших на поток схему: наобещал - взял деньги - пропал - нашёл нового клиента. Поэтому я прекрасно понимаю опасения предпринимателей.
Здесь нет секретного рецепта способного избавить от встречи с такими лже-маркетологами. Смотрите на опыт, кейсы, отзывы, а не на соблазнительные предложения из серии «всё по 100». Настоящий профессионал ценит свой труд вне зависимости от того, где он работает.
Штатный маркетолог
Если захотите взять на работу действительно качественного специалиста, а не любителя прикольных видео и мемов, то придётся действительно инвестировать в рекламу на постоянной основе и совместно разрабатывать стратегию продвижения. Плюс в том, что вы получаете профессионала, который видит всё изнутри, контролирует ситуацию и оперативно вносит исправления.
Очевидны и минусы - даже самый крутой специалист по контекстной рекламе не сможет заменить целую команду: аналитика, маркетолога, оптимизатора, разработчика, дизайнера.
Странно будет слышать такие слова от представителя агентства, но я знаю случаи, когда специалист в штате творил историю компании и напрямую помогал её развитию. Так, молодой парень увлекался экстремальными видами спорта и что-то понимал в настройке рекламной кампании в «Яндексе», поэтому решил помочь своим друзьям с реализацией первой партии скейтбордов. А потом всё закрутилось-завертелось, и сейчас он уже директор по маркетингу сети спортмагазинов.
Фрилансер
Это будет дешевле, чем в первом случае, потому что не нужно платить налоги и социалку, обеспечивать рабочее место, думать о бонусах и мотивации. Правда, есть одна большая проблема - у вас не получится контролировать такого сотрудника, следовательно, вы можете неожиданно получить неприятный сюрприз. А вот когда он произойдёт и какого будет масштаба, остается только гадать. Рисковать или нет - каждый решает сам.
Не нужно пугаться и обходить фрилансеров стороной. Я знаю много суперпрофессионалов, которые дадут фору в знаниях и опыте любому наёмному сотруднику. К примеру, на моём прошлом месте работы был фрилансер по имени Вадим. Его никто не видел и не слышал, он не появлялся в офисе и даже избегал общих чатов, но практически все задачи по дизайну макетов решал быстро, качественно и с точным попаданием в ТЗ. Он заранее ставил в общем календаре даты, когда у него будет окно для наших проектов, предупреждал о сроках и никогда не давал пустых обещаний.
Агентство
Если вы правильно выбрали агентство (изучили отзывы, посмотрели портфолио и т.д.), то здесь вас встретят, как почётного гостя, рассказав о всех возможностях интернет-рекламы и потенциальной выгоды от сотрудничества. Опытные специалисты не будут врать и давать нереалистичных прогнозов, потому что дорожат своим имиджем. Завоеванный за годы тяжёлой и успешной работы статус может развалиться за считанные минуты из-за негативного комментария, который радостно подхватят завистливые конкуренты.
В агентство не стоит идти, если вы хотите потратить немного денег ради эксперимента или получить всё и сразу. Этот вариант подходит только для тех предпринимателей, кто ценит налаженные коммуникации, комплексный подход к работе, реальные отчёты, слушает рекомендации специалистов, а главное - знает задачи своего бизнеса.
Три бюджетных инструмента продвижения в интернете.
Стыд и спам: как мотивировать подписчика открыть рассылку.
Digital-маркетинг: пять ошибок, которые приводят клиента в агентство.