Роботы всё глубже проникают в нашу жизнь, а значит - всё больше предпринимателей будут запускать проекты, в которых ключевым элементом является робот. Один из самых интересных робо-проектов последнего времени – кофейня MontyCafe, в которой напитки подаёт робот Монти. А если клиентов нет и у Монти выдаётся свободная минутка – робот танцует. О том, как устроено и на чём зарабатывает первое в России робокафе, порталу Biz360.ru рассказал сооснователь проекта MontyCafе Павел Жданов.
Павел Жданов, предприниматель из Москвы, сооснователь проекта
MontyCafе. По образованию - IT-специалист. После окончания вуза вместе с друзьями Юрием Антоновым и Максимом Серединым создал компанию GBL Robotics, которая занимается разработкой роботов. В 2016 году компаньоны запустили проект MontyCafе, в котором кофе продаёт робот.
Компания GBL Robotics, созданная друзьями Павлом Ждановым, Юрием Антоновым и Максимом Серединным, несколько лет занималась разработкой роботов. Сначала её основатели проектировали роботов-промоутеров, которые внешне были похожи на стойку с монитором и перемещались на колёсиках. Таких роботов часто используют на презентациях, выставках и конференциях. Затем компания разработала «с нуля» роботов-манипуляторов, занимающихся на складах доставкой нужных товаров.
Всё это позволило GBL Robotics заработать авторитет разработчика качественных роботов и после нескольких лет работы накопить небольшой свободный капитал. В 2016 году основатели компании решили создать кофейню, в которой бы работал один только робот, заменявший бариста.
Идею робокафе компаньоны подсмотрели в США, где подобные заведения на тот момент уже существовали. Там же можно было купить и робота для работы в России. Но, во-первых, это было дорого, а во-вторых - проектировать роботов основатели GBL Robotics умели и хотели сами. Поэтому решили сделать своего - с оригинальным дизайном, собственной технической и функциональной частью.
«Мы не брали готовых разработок, а «по крупицам» собирали робота в нашем офисе, чтобы потом запатентовать эту идею как собственную. На проектирование, разработку и тестирование ушло около года. Работали в основном втроём, но при необходимости нанимали сторонних разработчиков», - вспоминает Павел Жданов, один из основателей GBL Robotics.
Создатели проекта очень серьёзно подошли к дизайну своего робота. Они считают, что роботы многих современных компаний «выглядят страшно». Их же «детище» должно было не отпугивать людей, а привлекать их в кофейню.
В процессе разработки робот обзавёлся «руками», которые выгнуты назад. Это необходимо, чтобы в кофейне он мог дотянуться до любого места при производстве и выдаче кофе. Своего робота создатели стали в шутку называть богомолом - из-за формы рук.
Именно эту ассоциацию решили обыграть в названии. Использовали английское «mantis» (богомол), но модефицировали это слово в Monty. Так что робота зовут Монти, а сам проект кофейни, в которой не используется труд человека, называется MontyCafe.
На разработку собственного робота было потрачено несколько миллионов рублей. Они в основном понадобились для закупки комплектующих – моторов, компьютеров с дисплеями, камер слежения. Чтобы Monty мог работать как бариста, основатели проекта приобрели кофемашину, сокоохладитель, кофейные зёрна, молоко, сиропы и прозрачный киоск, в котором помещается робот и всё кофейное оборудование.
Перед запуском кофейни её тестировали на выставках мобильных роботов. Monty готовил напитки с помощью кофемашины и выдавал заказ клиентам в нескольких городах России, а также во Франции, Италии и ОАЭ. К роботу выстраивалась очередь, людям было интересно посмотреть на него и заказать у него кофе.
Эта реакция укрепила основателей проекта в том, что пришло время открывать автономную «точку» с Монти: стало понятно, что робот сможет самостоятельно работать, и у него будут посетители. Начать решили с Москвы.
Павел Жданов вспоминает, что команда проекта очень опасалась запускать свою роботизированную кофейню. Одно дело – тестовая эксплуатация робота на выставках, и совсем другое – в реальных условиях торгового центра с большой проходимостью.
В апреле 2019 года для MontyCafe арендовали небольшую площадь в торговом центре «Водный» на Севере Москвы. Именно этот центр находится рядом с офисом компании: если бы с Monty возникли какие-то проблемы, его создатели могли бы оперативно их исправить.
Аренда обошлась в 15 тысяч рублей в месяц. Робота-бариста поставили не в лучшей локации – на втором этаже между двух вендинговых аппаратов. Но для испытания MontyCafe в реальных условиях это место подходило. В первые два дня работы рядом с кофейней постоянно дежурил кто-то из основателей проекта. Но когда убедились, что робот отлично справляется сам, «точка» стала работать в автономном режиме.
В киоске MontyCafe расположены камеры слежения. Они позволяют удалённо наблюдать за тем, что происходит в робокафе. Павел Жданов признаёт, что иногда он и его компаньоны удивлялись тому, что видели. Например, однажды клиент полез внутрь киоска, потому что Monty не донёс стаканчик с кофе до окошка выдачи. Много раз посетители пытались снять терминал для оплаты или планшеты для оформления заказа.
Эти наблюдения подтолкнули создателей проекта к ряду изменений. Например, они усилили антивандальную защиту робота - его несколько раз пинали. «Мы до сих пор не можем сказать, что предусмотрели все возможные ситуации: аномалиям в человеческом поведении нет границ», - замечает Павел Жданов.
В первые месяцы несколько технических сбоев было и у робота. Однажды из-за сбоя программы Monty добавлял во все напитки по умолчанию сироп со вкусом жевательной резинки. Когда программу исправили, посетители продолжали спрашивать напитки и кофе с таким сиропом.
Сейчас Монти умеет обращаться с кофемашиной и переставлять стаканчик от неё к окошку выдачи. Вскоре он сможет добавлять в напитки сахар и рисовать изображения на кофейной пенке.
«Мы считаем, что сейчас Монти работает автономно и практически без ошибок. Мы решили, что можем идти и открывать новые точки в других местах. До конца октября откроем ещё одно робокафе – у метро «Проспект Мира», - делится планами Павел.
Когда у Монти нет клиентов, он танцует. Это сразу привлекает к нему посетителей торгового центра. Наибольший интерес к танцующему роботу проявляют дети: они подбегают к Монти, а потом приводят родителей, чтобы они купили что-нибудь у него.
Каждый вечер автоматы, которые использует в работе Монти, обслуживают: в них заливают свежее молоко и засыпают кофейные зёрна, при необходимости – моют и чистят. Основатели MontyCafe уверены, что это позволяет им предлагать своим клиентам напитки лучшего качества, чем в вендиновых аппаратах.
Сначала в ассортименте были только латте и капучино. Затем в меню добавили молочные коктейли, посчитав, что они могут стать хорошим дополнением к кофе. Неожиданно продажи этих напитков составили 40% от общего объёма. Теперь основатели проекта думают над дальнейшим расширением ассортимента. В меню уже появились маффины и конфеты, и это – не предел.
Напитки в MontyCafe стоили в первые месяцы после запуска символически – 50 рублей за стаканчик. Основатели проекта хотели убедиться, что робокафе работоспособно и интересно клиентам. Сейчас, когда эти теории подтвердились, цена на капучино увеличена до 70 рублей, а на молочные коктейли – до 100 рублей.
В кофейне принимается только оплата банковскими картами. От использования наличных отказались на этапе обсуждения робокофейни. Не хотелось заниматься инкассацией и создавать лишние проблемы с выдачей сдачи. Кроме этого при безналичном расчёте можно устанавливать любые цены на напитки, вплоть до копеек.
После тестирования нескольких терминалов для оплаты основатели MontyCafe подключили сервис «Прими Карту!» и терминал PAX SP30. Если из-за некорректной работы робота клиент не получает свой напиток, он может обратиться в техподдержку проекта - в этом случае ему сразу же вернут деньги на карту.
Ежедневно в кофейне с роботом продаётся около 50 стаканчиков напитков. Как считает Павел Жданов, это связано с низкой проходимостью их локации в торговом центре. Робот способен обслуживать в несколько раз больше клиентов.
Основатели MontyCafe планируют создать мобильное приложение для удалённого заказа кофе у робота. Сейчас готовится к выпуску другое приложение, с помощью которого можно наблюдать за работой Монти.
Для расширения проекта по всей России Павел Жданов и его компаньоны разработали франшизу. За 1,5 миллиона рублей они предлагают партнёрам киоск с роботом, а также помощь в подборе места для кофейни и её продвижении.
«Если торговый центр заломит слишком высокую арендную плату, то сколько бы робот не продавал кофе - вы не выйдете в плюс. Поэтому здесь, как и во всех остальных бизнесах, важны детали», - замечает Павел.
Сейчас интерес к франшизе проявляют не только предприниматели из России, но и бизнесмены из Кореи, Камбоджи, Индии, ОАЭ, США, Чили и Испании. Именно с продажей франшизы основатели MontyCafe связывают основные планы по монетизации проекта. «Вот здесь и начинается наш настоящий бизнес», - говорит Павел.
Монти может не только продавать кофе, но и, например, выпекать и продавать пиццу. Команда проекта планирует расширить функционал робота и специализацию кафе, использующих Монти.
«Наша мечта - открытие интерьерного кафе с одними роботами вместо персонала: роботом-барменом, роботом-шеф-поваром, роботами-официантами. Им в отличие от людей не надо платить зарплату, они могут лучше человека выполнять рутинные задачи. Сейчас ищем инвесторов под этот проект. Реализовать его планируем в 2020 году», - делится планами Павел Жданов.
Читайте также:
Братья по оружию: как заработать на оборудовании для лазертага.
Бизнес на двух колёсах: как заработать на умном прокате самокатов.
Кассиры больше не нужны: как устроена умная витрина для магазинов.