История жизни и бизнеса Андрея и Оксаны Кобелевых – сплошная череда перемен. Они поменяли профессию – ушли из журналистики в предпринимательство. Они сменили место жительства – уехали из Нижневартовска на Черноморское побережье. Они открыли столярную мастерскую «Двор» и, когда она забуксовала, увидели возможности для нового бизнеса прямо под ногами – начали выпуск стильных панно из морской гальки и коряг. О том, как строит свою жизнь и бизнес эта удивительная семья, порталу Biz360.ru рассказала Оксана Кобелева.
Андрей Кобелев, 43 года, Оксана Кобелева, 39 лет, основатели столярной мастерской
«ДворЪ» и арт-мастерской
Three Sea Stone. До запуска семейного бизнеса супруги работали в нижневартовской газете «Местное время»: Андрей - художественным редактором, Оксана – корреспондентом. После переезда на Кубань открыли семейное дело. В семье Кобелевых растут три дочки.
Мы с Андреем не просто муж и жена. Мы - друзья и партнёры. У нас все разговоры - вокруг дела. Раньше - вокруг газет, потом - вокруг столярки, теперь - вокруг «Трёх камушков».
Я не могу понять, как можно жить вне своего дела. Как это - закрыть за собой дверь офиса и забыть о работе до утра? Когда я отвечала на сообщения Ирме, нашей заказчице из Австралии, она спохватилась: «Оксана, а почему вы не спите? У вас же ночь!». А я просто проснулась и увидела, что на потолке мигает синий огонёк смартфона - сообщение пришло. Я тут же включилась, ответила и дальше уснула.
Если бы вы знали, сколько всего я за ночь могу продать в Австралию или в США! Однажды Андрей проснулся, а я переписываюсь с заказчицей: «Ксюша, ты чего не спишь?» Ответила: «Нью-Йорк не спит, а я спать буду?!»
Решающую роль в образовании Андрея сыграли уроки химии. В ней он не смыслил ничего, поэтому рисовал карикатуры на учителей и пускал их по классу. Учителя перехватывали их и пытались сдержать смех. Его до сих пор помнят в родной 108-й уфимской школе. Специальность Андрея - слесарь по ремонту автомобилей. Пришёл из армии, переехал из Уфы в Нижневартовск и устроился водителем, но у фирмы начались финансовые проблемы. Чтобы заработать на сигареты, он принёс в газету свои карикатуры. За них сразу заплатили хорошие деньги, его взяли в штат с условием - пройти обучение на фотокора.
Я начинала карьеру чернорабочей в теплицах в 13 лет. В 14 перебирала помидоры на овощебазе. В 17 лет позвонила на новый местный телеканал и поинтересовалась - не нужны ли им корректоры и дикторы? Образования у меня не хватало (закончила вечернюю школу), зато наглости - хоть взаймы давай. Полтора года на телеканале, а потом - корреспондент в газете Нижневартовска «Местное время», где мы с Андреем и познакомились в 2001 году. Я писала о криминале, Андрей фотографировал знаменитостей, приезжавших в Нижневартовск на гастроли, создавал дизайн газеты. В 2002 году мы поженились, одна за другой появились две дочки.
Как только немного подросла младшая дочь, Андрей уволился из редакции и мы запустили свой издательский бизнес - газету для беременных и молодых мам «Наша мама». Затем придумали новое направление - производство брошюр «Обменная карта беременной женщины» и «Книжка молодой матери». Первую выдавали в женской консультации всем беременным при постановке на учёт, а вторую получали при выписке из роддома. Обе были наполнены рекламой.
«Обменка» приносила нам прибыль и после переезда на юг, в Кабардинку (это местечко недалеко от Геленджика), в 2007 году. Мы делали рекламу для нижневартовских магазинов, печатали брошюру в Питере, самолётом доставляли её в Нижневартовск. А там по женским консультациям её развозила наша давняя рекламодательница, владелица магазинов детских товаров и одежды для беременных.
Переезд на юг случился по просьбе моих родственников. Когда они отправили в Кабардинку контейнеры с мебелью, внезапно сорвалась сделка по покупке дома. Стали спешно искать варианты – и предложили нам купить общий дом, продав квартиру. Мы согласились, но с этим, к сожалению, был связан ряд конфликтов.
Родственники выбрали «старую» половину дома, приспособленную под жизнь и сдачу отдыхающим, а нам предложили новую, для одной семьи. В качестве компенсации отдали нам первый этаж хозблока, где был продуктовый магазин. Несколько лет мы держались на плаву благодаря ему. Продолжали выпускать «обменку» для Нижневартовска. С денег, вырученных за последний выпуск, открыли магазин одежды second hand.
А в 2012 году пришлось делить недвижимость через суд. Он постановил: за то, что наша половина новее, мы должны выплатить родне более полумиллиона рублей. К тому времени родственники вынудили нас закрыть и продуктовый магазин. Мы понимали, что на одежде б\у мы не заработаем тех денег, которых хватит на жизнь. К нам стали приходить приставы, описали имущество.
И тогда пришло время кардинальных перемен. Мы продали «сэконд» – его выкупила наша же продавщица. Андрей решил делать на продажу столярные изделия, которые он мастерил для души и дома - полку для икон, колыбель для младшей, третьей, дочки, стол и лавки во двор и т.д. Неудачные экземпляры он сжигал - на них готовили шашлык.
За несколько недель он смастерил красивую собачью будку, похожую на домик, с трубой, в которую мы посадили ампельную петунию. Поставили его на центральную улицу села, отдыхающие останавливались, чтобы сфотографироваться. Андрей загадал: если удастся продать будку за месяц, то столярной мастерской - быть. Будку купил спустя две недели хозяин кафе «Мельница», и паломничество отдыхающих перетекло к нему.
Мастерскую назвали «ДворЪ», буквицу «ер» применили в качестве указателя на стариный стиль изделий. Первое время у нас не было помещения, когда нужно было работать, Андрей говорил: «Пойду, во дворе пожужжу!» Но только начинает дождь накрапывать - приходится электроинструмент сворачивать, да и шуметь во дворе - не лучший вариант: кругом гостиницы и отдыхающие. Тогда Андрей договорился со своим знакомым, Александром, у которого покупал дерево, об аренде площади на его базе под навесом.
Он вышел на базу 6 июня 2012 года. Этот день мы считаем датой рождения нашей столярки. На щётку для обработки древесины заняли у кумы Кристины 150 рублей. Это и был наш «начальный капитал». А дерево на первый предмет на продажу - сундук под старину – взяли в долг у Александра. За аренду рассчитались в конце месяца, с денег, вырученных с продажи будки.
В это же время нам позвонила бывшая коллега из Нижневартовска и спросила, что с нашей газетой «Наша мама»? Возвращаться к издательскому бизнесу мы не планировали. Тогда она посоветовала зарегистрироваться на «Ярмарке мастеров» (крупный маркетплейс для хэнд-мейд-мастеров – прим. редакции), а я ей отправила свидетельство о регистрации СМИ. Так закрылась одна страница нашей жизни и открылась другая.
На старте столярки у нас была одна мечта - рассчитаться по решению суда. В ночь на 7 июля случилось крымское наводнение, здесь оно тоже наделало бед, были жертвы. А на утро были назначены просмотры дома покупателями. Всё сорвалось. Через пару дней почтальон принесла 50 тысяч рублей - первая помощь пострадавшим.
Мы купили на эти деньги рейсмус, чтобы снимать пару миллиметров с доски, благодаря чему она становится ровной и гладкой. И распиловочный станок, чтобы можно было отрезать доску под ровным углом, электролобзиком это сделать не удавалось.
Кроме того, сразу после регистрации начали поступать заказы с «Ярмарки мастеров». Первый - на придуманный Андреем сундук-топчан. Его мы уже делали на новом оборудовании.
Спустя месяц раздался телефонный звонок: «Кобелевы? Вам утверждена выплата на каждого члена семьи». В общей сложности нам выплатили 800 тысяч рублей. Хватило и на долг по суду, и на оборудование столярки.
Всего у нас 14 единиц электроинструмента, из них - три станка. Самый дорогой станок стоит около 30 тысяч рублей. Общая стоимость нашего оборудования - около 150 тысяч рублей
Первые два года Андрей делал изделие, а на финишную обработку привозил домой. Я выносила во двор сундуки-овощницы-топчаны и покрывала их морилкой и лаком, шкурила и снова покрывала лаком. И так - несколько раз. Пока поверхность не станет гладкой, что на неё можно сесть в капроновых чулках и не сделать затяжку!
Мы самоучки. У нас нет правил, канонов и барьеров. Порой опытные мастера с образованием пишут, что, к примеру, саморезы в изделии надо прятать. А мы нарочно их показываем. Мы умеем их прятать, поверьте. Но их умеют прятать все! Наша задача: сделать предмет, глядя на который сразу можно сказать, что это сделано человеческими руками. У нас и краскопульт есть, и компрессор. Но красить морилкой и покрывать лаком мы будем и дальше вручную.
Абсолютно все наши работы - от курятника и будок до часов и овощниц - создаются «с доски», т.е. без каких-либо чертежей и набросков. Работаем только с сосной. Её можно без проблем купить в Геленджике, перебоев не бывает. Сосна - доступный и нетребовательный к инструменту материал.
Покупаем просушенную двухметровую доску, которую не «поведёт» в случае чего. Есть тонкости в выборе, я знаю, какая доска для какого изделия подойдёт. С ярким рисунком и сучками - на брашировку и для старорусского стиля, а почти без сучков - на мебель и часы в стиле серии «Тоскана».
В нашем активе есть изобретения: короб-столик для пикника, овощница, где картошка не зеленеет, сундук-топчан, у которого крышка отодвигается, вставляются низкие скамеечки, а в итоге получается спальное место.
Доска - не основная часть затрат, её доля в стоимости изделия ничтожна - один метр доски стоит 40 рублей. Основное - это время мастера, оригинальность авторской идеи.
Например, у нас в ассортименте есть винная полка «ВещЪ», её мы делаем из паллеты (паллета – специальный поддон для транспортировки и хранения товаров – прим. редакции). На первый экземпляр мы проводили аукцион. И полка с двумя бутылками гаражного вина ушла за 10 100 рублей. Сейчас её у нас заказывают по 9 500 рублей.
Сколько стоит выброшенная на свалку паллета? Ничего. До той поры, пока к ней руку не приложит мастер Андрей Кобелев
Вот, к примеру, рундук «Кабардинский»: 15% цены в нём – это стоимость древесины, 35% - зарплата мастера, 20% - аренда, 30% - прибыль.
Мы стараемся установить невысокие цены на самые популярные изделия в нашем ассортименте - овощницы, рундуки. Подороже - на оригинальные и авторские вещи: полки из паллеты, винный бар с тайником, часы настенные и напольные.
На заре становления столярки Андрей смастерил подставку для меню. У нас же тут сплошь кафе и рестораны. Сделал красивый буклет, цены поставил на предельно низком уровне. Ходил, просил встреч с хозяином-директором-управляющим кафе. Ни одного звонка. Последней каплей стала фраза какой-то официантки: «Это из чего?» - «Сосна». «Хм, а цены - как за дуб!». Больше мы с предложениями в местный общепит не обращались. Это, кстати, тоже важное качество - умение отойти и выбрать другую тропинку, если что-то пошло не так.
Заказов с самого начала запуска столярки было много, в месяц мастерская приносила около 100 тысяч рублей, и мы вдвоём не справлялись. Очередь была на полгода вперёд. И осенью 2013 года пригласили в помощники нашего кума Зураба Панцулая. В 2014 году нам удалось продать свою половину дома, купить участок, построить небольшой дом. В этом же году арендовали землю и возвели на ней уже свою собственную столярку в 50 квадратных метров.
На «Ярмарке мастеров» мы очень удачно начали проводить аукционы. Сначала не могли определить, какая цена будет нормальной для настенных часов с маятником «Тоскана». Провели на первый экземпляр аукцион. Андрей сказал, что его бы устроило 10 тысяч рублей. Аукцион закончился на ставке 17 тысяч. Мы написали в личку всем, кто ставил свыше 10 тысяч рублей - и сделали им всем часы по этой цене.
Как-то мы делали винный бар с тайником для человека из списка «Форбс», он стоил 52 800 рублей. А самое дорогое изделие в нашем ассортименте - это авторские напольные часы с маятником Grande Maestro Tonino Guerra, последний раз мы их делали в прошлом году, их стоимость - 63 000 рублей. Мы сделали уже пять или шесть таких часов.
Наш клиент - это житель большого города, уставший от суеты, желающий вернуться к корням, к настоящему, исконному. Это представитель среднего класса и выше
Аудитория растёт благодаря продвижению в Facebook. Я научилась делать эффективную и дешёвую рекламу, которая этому способствует. У столярки на Facebook - больше 3 тысяч подписчиков, почти столько же – на «Ярмарке мастеров». Про нас вышла передача «Своими руками» на телеканале «Кубань 24», снимали сюжет на ОТР в передачу «Календарь», в передаче «Фазенда» демонстрировали наш короб-столик для пикника.
В феврале 2016 года мы запустили краудфандинговую кампанию на площадке «Бумстартер» по сбору средств на строительство школы-мастерской и нормального дома на нашем участке. Была мощная волна поддержки, мастера давали работы на аукционы в пользу проекта, люди перечисляли по 300-500-1000 рублей.
В конце февраля мы получили письмо от нашего заказчика, который предложил на условиях беспроцентного кредита половину требуемой суммы - 1 млн. рублей. С условием неразглашения его личности. Мы потеряли дар речи. А в начале марта обнаружили, что счёт кампании пополнился еще на 1 млн. рублей. Их перечислил профессиональный инвестор из Швейцарии Борис Жилин и отказался от какого бы то ни было вознаграждения! И ещё извинился, что не перевёл 2 млн. и не закрыл проект полностью.
Оба случая нас настолько вдохновили, что мы с Андреем сформулировали идею для нашей жизни: хотим отдавать миру больше, чем берём от него.
Всю весну и лето 2016 года мы строили школу-мастерскую и дом. В какой-то момент стало понятно, что на чистовую отделку собранных денег не хватит. Мы спешно стали пытаться изменить ситуацию. Придумали новинку - меловую доску, поставили низкую цену. Один заказ - и тишина. Андрей делает большой шкаф для хранения заготовок и овощей, ставим его за 8 тысяч рублей (три дня работы, габариты внушительные), я запускаю рекламу на Facebook... Большего разочарования мы не испытывали никогда. Это был реально очень трудоёмкий предмет, и стоил он гораздо дешевле многих наших работ. Но, видимо, мы поставили не на ту лошадку.
На тот момент для людей, на которых мы опрометчиво сориентировались – тех, кто делает какие-то заготовки, покупает и хранит много овощей - остро стоял вопрос не где хранить картошку, а на что её купить. У нас снизилось количество заказов, плюс строительство трассы М4-Дон перекрыло подъездные пути к мастерской. Нам пришлось признаться Зурабу, что мы не можем больше платить ему зарплату – и он вернулся на стройку, где работал раньше. Мы зашли в тупик.
Мироздание непрозрачно намекало на поиск новых путей заработка. Честно сказать, порой руки опускались. Но в октябре 2016 года пришло письмо от нашей давней заказчицы Светланы Агаповой - она прислала фотографии панно, выполненных из старых лодок, которые увидела на каком-то из европейских островов. Мы начали думать в этом направлении.
У нас нет старых лодок, но зато есть галька. Стали развивать эту мысль. Делать просто картины из гальки - это непрактично. Мы любим, чтобы предметы были и красивыми, и функциональными. Так родилась идея панно-ключницы, а чуть позже она трансформировалась в идею панно-ключницы-подсвечника из сосновой доски, морской гальки и коряг.
Я зарегистрировала новый магазин на «Ярмарке мастеров» и создала страницу проекта в Facebook и «Вконтакте». Отправляла Светлане фото наших экспериментов. Ей больше всего понравилось панно со снеговиком - три камушка один на другом. Я пошутила, что нас спасут три камушка, она отметила, что это как в телесказке «Три орешка для Золушки». Моей любимой! Так родилось название проекта Three Sea Stones – «Три камушка».
Мы поставили цены на наши панно от 1490 до 4990 рублей. И не успевали их делать, они раскупались как горячие пирожки. Даже обычно провальный январь, когда людям не до покупок, принёс нам столько, сколько успешный месяц в столярке. Ровно 100 панно мы сделали и отправили за 3,5 месяца жизни проекта «Три камушка». География: Австралия, США, Нидерланды, Великобритания, Израиль, Россия.
За день мы можем сделать одно панно за 4990 рублей. Если сильно постараться, можно и два. И тут я вспоминаю тот злополучный шкаф для овощей за 8 тысяч, на который было потрачено много материала и несколько дней.
Сейчас У «Трёх камушков» почти четыре тысячи подписчиков на Facebook и «Ярмарке мастеров».
Мы рисуем акриловыми красками, а затем покрываем панно лаком. Сначала Андрей придумал панно с рыбачком, удящим рыбу. А я предложила сделать пару северян, греющихся у костра. Также у нас в ассортименте влюблённые птички и мудрые совы. Есть ещё зайка, составленный из разных камней. Популярностью пользуются и панно с домиками.
Мы не знаем, почему именно ханты, почему именно птички и совы, и дома. Андрей считает, что герои приходят сами. Перед Новым годом Андрей нашёл камень, похожий на героя картины Эдварда Мунка «Крик». Мы сделали шуточную картину. Она ушла с аукциона на Facebook за 10 500 рублей.
В январе этого года благодаря «камушкам» мы возобновили приём заказов на столярные изделия на февраль. Но сейчас пока не берёмся за индивидуальные заказы. Будем делать только то, на что есть постоянный спрос, выверенные размеры, шаблоны; и то, что Зураб, наш помощник, может делать без участия Андрея или с его минимальным участием.
Сколько удастся заработать в столярке в феврале мы не знаем, это сильно зависит не только от здоровья и работоспособности мастера, но и от погоды - столярка, несмотря на наличие в ней буржуйки, продувается всеми ветрами. А в норд-ост с минусовой температурой станки запускать нельзя, это может вывести их из строя.
По обоим проектам все этапы работы чётко распределены. В арт-мастерской на Андрее - отрисовка персонажей (он их выдумывает сам в зависимости от формы гальки), изготовление панно, фотосъёмка и обработка в фотошопе, упаковка для отправки. На мне – разукрашивание героев панно, соцсети, общение с покупателями, реклама и пиар, заказ доставки, отправка посылок и покупка сосновой доски.
По столярке: Андрей придумывает вещи, создаёт шаблоны и показывает, в какой последовательности собирать модель, нашим помощникам – вернувшемуся в феврале Зурабу - правой руке Андрея, и Владимиру Китай-Гора, который работает у нас в свободное от основной работы время, на нём - брашировка (состаривание) древесины. Я раньше отвечала за финишную отделку (морение и покрытие лаком), но теперь на мне сбыт, продвижение, реклама, доставка.
Если есть прекрасная идея - то никакой кризис не страшен. Сейчас в столярке заказов - всего треть от прежнего объёма, зато «Три камушка» - просто хит. Казалось бы – ну что, ключница-подсвечник, это же безделушка! В чём её успех? Наверняка у вас бывали случаи, когда вы задавали вопрос: что подарить человеку, у которого всё есть? Наши «Три камушка» во многом на эту целевую аудиторию и рассчитаны.
Поначалу заказы шли в основном с «Ярмарки мастеров». Сейчас на столярку 50% заказов приходят оттуда, 50% - с Facebook. По «Трём камушкам» статистика разительно отличается и я не могу понять почему: 90% - Facebook, 10% - «Ярмарка мастеров».
Facebook предоставляет шикарные возможности для рекламы. Я делаю вирусные посты, которые ставлю на продвижение - куча перепостов, лайков. Стоимость за взаимодействие - 5 копеек. Наращиваем количество подписчиков, которые становятся покупателями, а зачастую и друзьями. На Новый год мы получили посылки с подарками из Подмосковья и Австралии!
Мы мечтаем в этом году запустить школу-мастерскую и обучать людей ремеслу с нуля. Первый предмет, который научатся делать наши ученики - овощница «Погребок». В ней удобно хранить картофель: там реечное дно, благодаря чему циркулирует и не застаивается воздух, но при этом темно и картофель не зеленеет. Андрей хочет упор сделать на инвалидов-колясочников, для них обучение будет бесплатным. Он придумал длинный рабочий стол, вдоль которого на платформе движется человек.
Я на 100% уверена, что в будущем к нашему дому будут возить экскурсии. Потому что он будет очень красивым, в магазине при школе будут эксклюзивные и уникальные вещицы. А на школе-мастерской будут висеть доски почёта: на одной - имя генерального спонсора проекта Бориса Жилина; на второй - имена тех, кто внёс на строительство 1000 рублей и больше. В нашем селе больше нет строений, возведённых на деньги людей со всего мира!
Как вылепить бизнес из глины.
Как заработать на производстве часов из дерева.
Как заработать на производстве деревянных аксессуаров.