Сексуально и удобно: как Анастасия Ли создаёт одежду для стройных девушек

Прочтёте за 6 мин.

«Вложения в первую коллекцию я отбила за полтора-два месяца»

IT-инструменты, которые использует Анастасия Ли

  • Notion
  • XMind
  • Instagram
  • Zoom

Москвичка Анастасия Ли занимается производством женской одежды под брендом Basic by Li, хотя никогда не училась на дизайнера или конструктора. Два года назад ей, совладелице SMM-агентства и Instagram-блогеру, захотелось попробовать что-то новое. В этом бизнесе она ведёт дела не так, как «принято в индустрии», а так, как ей подсказывает собственное чутьё. О том, почему бренд Basic by Li отказался от летних коллекций и почему его самые продаваемые позиции не появятся на маркетплейсах, Анастасия Ли рассказала порталу Biz360.ru.

Досье

Анастасия Ли – 27 лет, предприниматель из Москвы, основатель бренда  Basic by Li. По образованию – маркетолог. После окончания университета работала на телевидении корреспондентом и продюсером, затем – в рекламном агентстве PR-менеджером. В 2014 году вместе с Натальей Зайцевой открыла собственное SMM-агентство. В 2019 году запустила бренд одежды Basic by Li.

Анастасия Ли

Новый бизнес как средство от скуки

К идее собственного бренда одежды я пришла два года назад – в августе 2019-го. На тот момент у меня был довольно серьёзный блог в Instagram – примерно 700 000 подписчиков – и своё SMM-агентство. Но мне стало скучно. Я хотела попробовать себя в какой-то новой и нестандартной для меня сфере. 

Стала думать, что мне вообще нравится, что интересно. Поняла, что очень люблю шмотки и обожаю собирать классные луки. Я настоящий шопоголик! У меня нестандартная фигура – я слишком худая. И в массмаркете найти одежду мне очень тяжело – велик даже размер XS. Мне приходилось постоянно ушивать вещи либо одеваться в детских магазинах. 

При этом у меня есть свой стиль одежды, который я транслировала в блоге. Короткие топы, мужские рубашки поверх топа, открытый живот или открытая спина… Такой стиль нравится не всем и мало кому подходит. Но я видела, что у подписчиков в Instagram классная реакция на мою одежду и на то, как я выражаюсь через неё.

Анастасия Ли 

Я подумала – прикольно сделать свой бренд одежды, которая будет идеально подходить мне по размеру. Она будет отражать мой стиль и нести его в массы. Так родилась идея бренда Basic by Li. Я озвучила её в женской предпринимательской тусовке, и мне сказали: «Удивительно, что ты не сделала этого раньше!» 

Я поняла, что пора действовать. 

Быстрый старт с избыточным бюджетом

Я поставила себе цель – запустить проект за два месяца. И у меня получилось. Рынок перед этим не изучала – это заняло бы много времени. Если рискуешь – есть шанс выиграть или проиграть, а если не рискуешь – то отбираешь у себя любой шанс. 

Все два месяца я в своём блоге рассказывала, как продвигается проект, подписчики следили за ним с самого начала. Все вещи из первой коллекции были им знакомы – я показывала процесс их создания. Подписчики давали обратную связь, помогали с идеями. 

Basic by Li 

С названием возникла проблема. Называть бренд именем и фамилией, как предлагали подписчики, я не хотела. И мы в блоге устроили мозговой штурм. Так родилось название Basic By Li, что означает «основа, база, простота, свобода, спокойствие». By Li к Basic добавила для того, чтобы не возникало проблем с авторскими правами.

На запуск бренда я выделила миллион рублей. Но вложила примерно 700 000 рублей – этого хватило на всё, включая закупку тканей, пошив одежды, фотосессии, зарплату сотрудникам за два месяца. 

Но всё можно было сделать намного дешевле. Такая сумма объясняется тем, что я хотела запуститься как можно скорее и мощнее. Этот бизнес – для души, персонально для меня, а не для финансовой выгоды. Я была готова к неудаче и к тому, что потеряю вложенные деньги – и забуду о них. 

Basic by Li XII

Моя первая коллекция была большой – десять моделей вещей в разных категориях: рубашки, костюмы, штаны, кофты, лосины. Всё, что я когда-либо хотела сделать, я выпустила в первой партии. 

Я не планировала привлекать внимание к проекту. Ведь его я создавала для себя и для людей, которые ассоциируют себя со мной. Когда всё было готово, то просто дала ссылку на Instagram-аккаунт и на сайт проекта

Basic by Li

Все ходовые размеры первой коллекции раскупили за два дня. Остались только размеры L. Так я поняла, что большие вещи мы выпускать не будем. В магазинах продают вещи, которые не подходят мне – и у меня есть вещи, которые кому-то не подходят. Это нормально. 

Вложения в первую коллекцию я отбила за полтора-два месяца. И продолжила работать над следующими коллекциями. 

Как рождается одежда

Концепция бренда Basic by Li – базовые вещи, которые подходят под разные стили, идеально комбинируются между собой и с другими вещами из личного гардероба. Благодаря этому можно сформировать классный лук. Задача бренда – создавать вещи, которые будут выглядеть достаточно секси, станут в меру откровенными, но при этом удобными. 

Модели одежды создаю я сама, хотя и не являюсь дизайнером. В мире fashion принято сначала отрисовывать эскизы – но я это делаю крайне редко. Обычно покупаю кучу одежды, начинаю её резать и складывать так, как мне нравится. Я могу купить пять вещей и сделать из них одну, как в конструкторе. В одной вещи нравятся рукава, в другой вытачка, в третьей – капюшон. В итоге получается вещь, которая мне идеально нравится. Дальше я объясняю, что хочу видеть в этой конкретной вещи. Техник разрабатывает лекала. Мы отшиваем тестовый образец, потом корректируем его и доводим до идеала.

Basic by Li 

Я очень люблю продуманность наших вещей. Наверное, наша самая ходовая вещь – спортивный костюм с худи-трансформером и штанами-джоггерами. Ни в одном магазине мне не нравились спортивные штаны. То они топорщатся на животе, то сильно полнят, то у них дурацкая резинка, то сидят на бёдрах, как мешок. Моя задача была сделать идеальную посадку, которая подойдёт под любой тип фигуры. При этом штаны должны подходить и для спорта, и для повседневной жизни; и с кроссовками, и с туфлями-лодочками. 

Мы создавали эти джоггеры примерно семь месяцев. Довели их до идеала. И эти костюмы обычно раскупаются в первый день анонса продаж. Их покупают блогеры, лидеры мнений, им просто нравится, как они сидят. 

Как устроено производство

Главный минус швейного бизнеса – с производством постоянно возникают проблемы. Можно собрать крутую команду специалистов, но обязательно споткнёшься на производстве. Мы работаем с контрактными цехами, собственный я создавать не стала. 

Сейчас почти все швейные цеха – это немного «совок». И люди в них работают так, как это было принято раньше. Даже если открывать свой цех, то швеи в нём всё равно будут «из Советского Союза». Хороших молодых швей очень мало, в основном это женщины в возрасте. И они не понимают, что такое дедлайны.

Basic by Li 

Мы меняли производство три или четыре раза за год. Первое наше производство было в Чебоксарах. Даже с учётом затрат на транспортировку ткани и готовых вещей, это было очень выгодно. С ним мы проработали около года, а потом стукнула пандемия. Сначала швеи не могли выходить на работу, потом работали подпольно, а затем взяли большой госзаказ на пошив масок, что сильно сдвинуло сроки сдачи остальных заказов. Мы решили не терять время и найти новое производство. 

Сейчас наш цех – в Москве, довольно близко к центру. Я решила, что так можно быстрее и эффективнее работать. Цена пошива тут примерно в полтора раза выше, чем в Чебоксарах, но я готова платить больше за нормальное отношение к заказчику. 

Каждый раз при выборе исполнителя мы находим пять-десять производств, которые устраивают нас по цене и прочим параметрам. Каждому рассылаем ткань, фурнитуру и лекала – и просим сшить костюм. Тест оплачивается. Собираем образцы и смотрим, кто делает работу быстрее и качественнее. Но некоторые производства не умеют шить по лекалам. А иногда напрягает формат общения. Бывает и наоборот – прекрасно общаются, прекрасная логистика, всё хорошо, но только не умеют шить.

Basic by Li 

Мы используем для своих вещей премиальные ткани иностранного производства. Закупаем у посредников. Можно покупать дешевле – напрямую у производителей в Стамбуле. Но сейчас из-за пандемии это невозможно. Плюс поставки из Турции могут очень медленно ехать фурами. Моя позиция: заплатить больше, если это сэкономит время и силы. 

Новую коллекцию или партию одежды можно отшить за один месяц – если есть ткань в наличии, швеи не лажают, а производство выполняет все сроки. 

Аудитория бренда

Наши клиенты живут не только в Москве и Питере. Большую часть заказов мы получаем из регионов России. Есть заявки и из-за границы, но мы пока не можем туда отсылать свою продукцию из-за пандемии. 

Basic by Li

Костяк нашей аудитории – подписчицы моего Instagram, которые два года назад из него узнали о бренде Basic by Li. У нас много лояльных клиенток, которые покупают практически каждую новую вещь. 

Сейчас в своём личном блоге я почти ничего не рассказываю про бизнес, не делаю посты с анонсами новых коллекций. Всё и так покупают. 

Сложности с дедлайнами и исполнителями

Самое сложное в этом проекте – коммуникация со швеями и постоянно срывающиеся дедлайны. Остальное можно отладить, а здесь всё зависит не от тебя. Каким бы классным и ответственным ты ни был, производство контролировать невозможно. Швейные цеха живут в своём мире. Я действительно не понимаю, как они выживают с таким подходом к своим обязанностям. 

Ненавижу, когда наплевательски относятся к срокам и вообще к своей работе. Все профессионалы из сферы производства одежды говорят мне: «Просто смирись с этим. Закладывай на выпуск партии больше времени, чем озвучиваешь – всё равно заказ задержат».

Basic by Li 

За два года я отточила выдержку и научилась контролировать эмоции. Порой мне было довольно сложно сдерживаться, чтобы не начать истерить. Я могла наорать на управляющего цеха: «Какого чёрта, мы же договорились!?» А потом поняла, что это бессмысленно. 

Моя задача – отладить бизнес-процессы и сделать так, чтобы команда была довольна условиями и работала на усиление бизнеса. Если команда выкладывается не только за деньги, но ещё и за идею – тогда всё получится. 

Лета не будет

Маржа наших изделий – примерно 70% от их цены. Бизнес стал окупаемым практически сразу. Про его оборот я пока не готова говорить. 

Сейчас я отказалась от пошива летних вещей, хотя год назад у нас была летняя коллекция. Лето в Москве короткое, а потом круглый год – осень вместе с зимой. Я не хочу больше морочиться с летней одеждой и вкладывать в неё силы. Её носят два месяца, отложат до следующего года – а там уже новые тенденции в моде. Считаю летние коллекции невыгодными для бизнеса.

Basic by Li 

Мы отшили весеннюю коллекцию и взяли перерыв – спокойно отрабатываем лекала на осень. В июле начинаем шить новую коллекцию. У нас много времени, чтобы всё протестировать, подобрать хорошую ткань, разработать несколько образцов. 

Команда танцующих сотрудников

Я не считаю, что предпринимателю нужно иметь образование в каждой сфере своего бизнеса. Основной способ развития любого проекта – грамотное делегирование. Очень важно нанимать в команду людей, которые умнее, чем ты, собственник. Сотрудники не должны быть просто «руками». 

Мне очень повезло с управляющей. Это моя подписчица, которая два года назад сама предложила свою помощь. Она уже запускала бренд одежды – с нуля до собственного магазина. В производстве одежды это ключевой человек, который выстраивает работу подрядчиков и сотрудников. Закупка фурнитуры, общение с производством, передача лекал – всё это делает управляющая. Я в этом бизнесе отвечаю за творчество и душу.

Basic by Li 

В нашей команде на постоянной основе работают модели, с помощью которых мы создаём контент для соцсетей, SMM-менеджеры, таргетолог, служба поддержки заказчиков. 

Я использую много разных методов поощрения команды. Например, каждую неделю по утрам в четверг вожу моих сотрудниц на танцы. Мы раскрепощаемся, прокачиваем женскую энергию, потом ходим в SPA, пьём кофе и общаемся. Такие вещи помогают выстраивать теплые внутренние взаимоотношения и связи. Это мотивирует людей хорошо работать. Мы – команда, не только как сотрудники, но и как люди. 

Что дальше

Сейчас я задумываюсь о выходе на маркетплейсы, хотя и не очень этого хочу. Я считала, что в таких продажах «меньше души». Но с точки зрения бизнеса логично выходить на маркетплейсы. Я не буду выкладывать там весь свой ассортимент – отправлю отдельные модели. Например, футболки, которые подходят всем. Но выставлять на маркетплейсе мои любимые костюмы точно не стану – не хочу, чтобы в них ходили все подряд. Они будут продаваться только у меня. С помощью маркетплейсов я надеюсь выйти по продажам и за границу. 

Я бы хотела открыть офлайн-точку бренда. Но сейчас это не особо выгодно, да и небезопасно. Мы прекрасно работаем в онлайне, и пока я делаю упор именно на него. А офлайн, как мне кажется, можно открыть всегда. Думаю, в связи с общей экономической ситуацией аренда помещений в торговых центрах или коммерческой недвижимости будет дешеветь. И в один прекрасный момент мы снимем пространство в Москве не за бешеные деньги, и будем там себя прекрасно чувствовать.

Анастасия Ли

Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-каналстраницу в Facebook и канал на «Яндекс.Дзен».

14 июля 2021

Комментарии

1
  • Гость 18.07.2021 18:35

    Женюсь

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов