Говорят, что если вас нет в интернете – вас нет в бизнесе. Но запустить сайт или другую корпоративную площадку – это полдела, их нужно ещё продвигать. Существует много способов продвижения во Всемирной Паутине, и один из них – SEO-оптимизация сайта для поисковых систем. О том, как сделать так, чтобы клиенты быстро находили вас в Google и «Яндексе», в своей авторской колонке для портала Biz360.ru рассказала руководитель группы по поисковому продвижению агентства Ingate Наталья Подшибаева.
Наталия Подшибаева – 34 года, руководитель группы по поисковому продвижению в сегментах среднего и крупного бизнеса агентства Ingate. Окончила Тульский государственный университет по направлению САПР. В Ingate пришла в 2009 году на должность SEO-оптимизатора, с 2010 по 2016 гг. работала SEO-специалистом, с 2017 года занимает должность руководителя группы по поисковому продвижению. В 2018 году заняла третье место в рейтинге SEO-специалистов SERPstat.
За последние десять лет аудитория рунета выросла в два раза. По данным Mediascope за прошлый год, она составляет уже почти 97,5 млн. человек, или 79,5% населения страны старше 12 лет. Четверо из пяти выходят в интернет со смартфона или планшета.
Самый покупающий сегмент аудитории – люди в возрасте от 25 до 45 лет – присутствует в интернете на 95%. И даже если они делают покупки в офлайн-магазинах, а не в онлайне, то выбирают товары и услуги всё равно в сети: изучая информацию и отзывы других покупателей. Ситуация с пандемией только подогрела этот тренд и буквально раскалила сегмент e-commerce.
Поэтому сайт или аккаунт в соцсети для бизнеса – визитная карточка и его «второе лицо». Для крупного бизнеса наличие сайта обязательно: бренд должен быть представлен везде, в том числе на сайте и в социальных сетях. Для нишевого малого и среднего бизнеса, например, регионального, часто можно обойтись только социальными сетями, где находится целевая аудитория: её проще сегментировать и найти.
Для микро-компаний всё ещё работает сарафанное радио. Но даже для них существуют такие площадки, как «Яндекс.Услуги» или «Профи.ру», где можно заявить о себе и находить клиентов. Но по мере развития бизнеса необходимость в сайте всё равно появится.
Сайт компании должен выполнять несколько функций: привлекать посетителей, давать им исчерпывающую информацию о товарах и услугах и, наконец, подтверждать их качество и давать гарантию, что всё будет в порядке. SEO-оптимизация позволяет решить две первые задачи: сделать так, чтобы информацию о ваших товарах можно было найти легко и быстро. Выделиться на фоне конкурентов, не прикладывая к этому усилий, просто невозможно. Давайте разберёмся, как работает SEO.
Чтобы понимать основы SEO (search engine optimization – поисковая оптимизация), нужно разобраться в основных принципах работы поисковиков Google и «Яндекса». Когда вы набираете в поисковой строке запрос «купить кроссовер в Новосибирске», поисковая система из тысяч сайтов должна предложить вам самые релевантные и расположить найденные ссылки в определённом порядке. Наиболее подходящие с точки зрения поисковой системы сайты попадают на первые места в выдаче.
Но кто решает, что конкретный сайт лучше всего ответит на запрос пользователя? Для этого у каждого поисковика есть собственные алгоритмы, они анализируют сайты с точки зрения пяти аспектов: технического устройства, текста на страницах, внешних, коммерческих и поведенческих параметров.
Этим аспектам поисковики придают разный вес. Например, «Яндекс» всё больше внимания начинает уделять поведению пользователей: как часто человек переходит из выдачи на определённый сайт, как «ходит» по нему, какие ссылки кликает и т.д. А Google по-прежнему высоко оценивает «вес» ссылки – это совсем другой критерий, который показывает, сколько раз на ваш сайт ссылались на других ресурсах. Разобраться в этом, отслеживать все изменения и учесть все эти нюансы может только SEO-специалист.
Как существует теневая экономика, так и у SEO-оптимизации есть «тёмная» сторона. Конечно, деление на этичные и не совсем этичные методики продвижения относительно. Некоторые оптимизаторы, зная об основных критериях ранжирования поисковых систем, стараются влиять на них, для чего нередко используют некорректные способы оптимизации (закон при этом они не нарушают).
Наиболее популярный приём – накрутка переходов с поисковой выдачи на сайт. Специалисты как бы показывают «Яндексу», что сайт привлекает внимание других пользователей, и система поднимает ресурс в поисковой выдаче.
К этой же категории относится накрутка подсказок: когда мы задаём вопрос, поисковик выдаёт список наиболее популярных запросов в виде выпадающего списка. Постоянно задавая вопрос, который вас интересует, вы можете сделать так, что он попадёт в популярную категорию – и его увидит больше пользователей.
Но большинство SEO-специалистов используют «белые» методы оптимизации, которые учитывают базовые принципы работы поисковых машин и адаптируют к ним сайт. «Белая» стратегия SEO-продвижения основана на прямых рекомендациях поисковых систем. Её задачей является улучшение сайта с точки зрения взаимодействия с пользователем, чтобы люди не хотели уходить с сайта, выполняли целевые действия, делали заказы и переходы по страницам.
Начинать нужно с подбора тематического ядра, целевых запросов и определения структуры вашего сайта: на нём должны появиться страницы и разделы, которые потом можно будет менять и оптимизировать.
Технически сайт не должен иметь грубых ошибок – это целый набор параметров, которые оценивает система:
-
основное «зеркало» должно быть одно и все остальные должны быть «склеены» с ним;
-
количество некачественных страниц (ошибки 404, редиректы, малоинформативные, дубли) не должно превышать 5-10% от сайта;
-
наличие мобильной версии или адаптива и открытость стилей CSS и скриптов JS к индексации;
-
региональная привзяка сайта и наличие карточек организаций в «Яндекс.Бизнес» и «Google Мой Бизнес»;
-
достаточно высокая скорость загрузки сайта;
-
наличие https протокола.
Текстовая оптимизация включает в себя множество приёмов контент-маркетинга. Сайт должен жить, на нём регулярно должны появляться новые материалы, что особенно важно для Google. Если ассортимент не меняется, помогает добавление отзывов и ведение блога. Что касается качества контента, то в зависимости от темы некоторые элементы просто обязательны. Например, в медицинской тематике приоритет получают те сайты, где будет описание этапов процедуры, подготовки, последствий или реабилитации. Также в тексте по тематике должны быть фразы, задающие тематику (LSI-фразы). Необходимо учитывать экспертность и достоверность контента: это относительно новый критерий качества контента называемый EAT-факторы.
Коммерческая оптимизация тесно связана с юзабилити (удобством интерфейса сайта для пользователей). Здесь важно ориентироваться на свою тему и ключевых конкурентов. Так, например, для интернет-магазинов важен ассортимент, удобство поиска и процесса покупки, полное описание товаров, фото, видео, технические характеристики, инструкции. Для сайтов с предложением услуг – экспертность специалиста, цены, гарантии, наличие договора, реальные отзывы, фото работ и производства, сертификаты и т.д.
Внешняя оптимизация, или получение обратных ссылок, тоже должна присутствовать. Старайтесь придерживаться естественности и получать хорошие ссылки на сайт. О размещении ссылок можно просить ваших партнёров, также нужно указывать ссылку в публикациях в СМИ. Ссылки на сайт можно и покупать, этот способ работает и особенно хорош для Google. Для молодых сайтов закупку стоит начинать после того, как появится естественная ссылочная масса от 50-100 линков на других ресурсах.
Поведенческая оптимизация – самая интересная тема, особенно актуальная, если стоит задача вывести сайт в топ поисковой выдачи. Способов повлиять на выдачу множество, от изменения регистра букв домена в выдаче, микроразметки для формирования красивых сниппетов (адрес, рейтинг, цены, УТП) до накруток, которые уже упоминались выше и которые относятся к полулегальным методам. При распределении сайтов в топ-5 самым весомым фактором являются клики из поисковой выдачи, чем их больше при вводе разных запросов на ваш сайт – тем позиция выше.
Проверьте, конкуренты ли вы: для этого можно сделать небольшой маркетинговый анализ конкурентов по ценам и УТП. Возможно, вы предлагаете продукцию дороже/хуже остальных, поэтому и в поиске вы тоже находитесь невысоко.
Также необходимо проверить, не затёрлись ли ранее проведенные доработки, такое часто бывает если некорректно проведена синхронизация с 1С или на сайте был редизайн/смена CMS.
Также рекомендуем провести проверку семантического ядра на соответствие выдаче. Возможно, выдача стала информационной по вашим запросам или наоборот, и вам нужно продвигать информационную статью, а не страницу услуг.
Важно понимать, что все SEO-приёмы требуют времени, реакцию систем нужно постоянно отслеживать, и даже если вы всё сделали правильно, нужно иметь в виду, что конкуренты тоже не дремлют.
Поэтому если эффекта нет, нужно обязательно продолжать работать дальше, следить за откликами и отзывами, продолжать создавать полезный контент. Также будет полезно провести аудит у экспертной компании и проанализировать ваши позиции с точки зрения SEO.
Оптимизация для поисковиков – это путь, а не постоянный результат.
Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в Facebook и канал на «Яндекс.Дзен».