Рубрики:

Сломать внутренние барьеры: что мешает предпринимателям масштабировать бизнес

Прочтёте за 4 мин.

Как найти в себе силы и мотивацию для изменений

IT-инструменты, которые использует Таня Гордеева

  • Битрикс24
  • Figma
  • Telegram

Каждый предприниматель стремится к тому, чтобы его бизнес развивался. Вопрос лишь в том, как много времени проходит от появления идеи о масштабировании до её воплощения в жизнь. Происходит ли это вообще? Или идея о росте становится несбыточной мечтой? О том, какие личные убеждения предпринимателя становятся препятствием на пути к масштабированию, основатель школы «Белка.Дизайн» Таня Гордеева рассказала порталу Biz360.ru.

Досье

Таня Гордеева – основатель школы «Белка.Дизайн». Арт-директор, графический дизайнер с 14-летним опытом, бизнес-наставник. Собственную школу дизайна основала в 2019 году.

Таня Гордеева

«Зачем мне это?»

Мотивация для развития и движения вперёд нужна всем, руководитель бизнеса не является исключением. Когда твоё дело работает, как часы, зачем что-то менять? Ради чего покидать пресловутую зону комфорта? 

Безусловно, самый очевидный (и банальный) ответ на эти вопросы – деньги. Нет ничего зазорного в том, чтобы хотеть больший доход от бизнеса. Более того, это естественно, логично и абсолютно здраво. Главное, что надо помнить при финансовой мотивации – деньги не являются самоцелью. А те блага и возможности, которые они делают доступными, отличный двигатель бизнес-прогресса. В таком случае будет верно сначала определять «для чего?», а уже после переходить к расчётам «сколько?». 

Увеличение прибыли – хороший катализатор для масштабирования, но лишь до определённой степени. Это не значит, что впоследствии заработок перестаёт интересовать предпринимателя совсем, скорее желание только обогащения теряет свою силу. За поиском дальнейших стимулов к развитию обратимся к пирамиде потребностей Маслоу

Пирамида потребностей Маслоу

Предполагая, что выстроенные бизнес-процессы дают стабильный доход для закрытия первых трёх ступеней (физиологические потребности, потребности безопасности, любви и принадлежности), направим внимание на ступень четвёртую. На ней – потребность в уважении. 

Представьте, что ваш бренд все узнают, ваш бизнес ставят в пример, на качество ваших услуг равняются, ваши проекты используют в качестве референса, вас зовут на интервью и подкасты, вас цитируют! Почувствовали внутренний трепет? Значит, ваша новая мотивация уже близка, и самое время приступать к написанию нового плана. 

«Мне страшно»

Предприниматели почти всегда – люди риска. Пока другие сомневаются и взвешивают, они делают. Но это вовсе не означает, что чисто по-человечески им не может быть страшно. Где-то им удалось достигнуть цели сразу, где-то с нажимом, иногда только со второго-третьего или десятого раза, а где-то и вовсе пришлось отступить. 

И так выходит, что в силу прошлого опыта предприниматель может заранее отягощать выход на новый уровень страхами перед возможными сложностями и угрозами. 

Что делать в этом случае? Во-первых, здесь имеет место собственный настрой, а также трезвый взгляд на себя в настоящем. На этом этапе у собственника бизнеса уже накоплены опыт, связи и навыки, в том числе умение работать в ситуации неопределённости. Оглядываясь на прошлое и убирая любые негативные оценки, в сухом остатке будет только слово «получилось». Даже если иногда это получилось «вопреки» и «несмотря на». 

Во-вторых, стоит взглянуть на будущие изменения под другим углом. Например, некоторые онлайн-школы годами учат одной конкретной профессии и не идут в расширение, страшась проблем. Или магазины устанавливают лимиты на ассортиментный ряд, не подозревая, что этим сильно ограничивают развитие бизнеса. 

Расширение продуктовой линейки даёт приток новой целевой аудитории, бренд узнаёт большее количество людей. Появляется пространство для манёвра, потому что широкая и разнообразная целевая аудитория уменьшает зависимость от предпочтений и настроений ограниченного круга лиц. Теперь ваши товары или услуги покупают чаще – не одни, так другие люди. И наоборот, когда одна позиция/услуга не работает или не продаётся – всегда есть другой источник дохода. 

«Команда работает плохо»

Сохраняйте оптимистичный настрой – команда всё-таки есть, и она работает. А качество работы поправимо. Осталось только найти причину. 

В первую очередь критической оценки требует система вознаграждения сотрудников. Финансовая мотивация может быть как недостаточной, так и чрезмерной. От «не буду стараться, мне за это слишком мало платят» до «а смысл стараться, мне и так платят хорошо». В этом отношении удобным рычагом управления становится понятная, прозрачная и достижимая система KPI. Не обязательно сразу внедрять сложные параметры с громоздкими формулами. Определять эффективность сотрудников можно элементарными показателями, например, соблюдением дедлайна. 

Копаем глубже. Насколько понятно и логично выстроены бизнес-процессы в вашей компании, все ли участники верно понимают свои роли? Как организована система коммуникации между сотрудниками, есть ли она вообще? Отдельное внимание стоит уделить качеству и полноте предоставляемой обратной связи. Если собственника не устраивает эффективность работы команды, он считает, что сотрудники могут и умеют справляться лучше, знают ли его подчинённые об этом? Если такие вопросы ставят вас, как предпринимателя, в тупик – это верный знак, что надо навести порядок. 

И, наконец, менее очевидный, но более важный фактор, который снижает вовлечённость и качество работы персонала – отсутствие интереса к своей деятельности. Здесь уместно обратиться к третьей ступени пирамиды Маслоу, которая заключает в себе удовлетворение социальных потребностей: общение, заботу о себе и других, сопричастность деятельности. 

Зачем большие компании пишут миссии, рассказывают о своих ценностях? Это закон любой команды: если сотрудник не верит в продукт, который издаёт, продаёт и продвигает, то план продаж не будет выполнен. Расскажите и донесите до персонала глобальные цели компании, те проблемы, которые она решает и те блага, что привносит в мир своей деятельностью. Подчеркните то, что отличает вашу компанию на рынке, почему вас выбирают клиенты, ваши лучшие и сильные стороны. 

Ваша задача, что называется «зажечь» коллектив, воодушевить и объединить одной общей идей. Поделитесь своим видением и будьте открыты к чужим мнениям. Чтобы добросовестно посвящать работе треть своей жизни, только хорошей зарплаты недостаточно. 

«Команды нет вообще»

Так тоже бывает. Зачастую на старте делать всё самому удобнее и выгоднее: предприниматель не тратит время на постановки техзаданий и правки, а сразу делает так, как надо. Наладив процессы, что мешает отойти от прямой операционной деятельности? 

«Никто не сделает лучше меня» – довольно распространённое предубеждение. В большинстве случаев оно скрывает банальный страх потери контроля. При таком образе мысли делегирование кажется чем-то небезопасным, что создаёт риски для всего ранее созданного и отлаженного. 

Но стоит взглянуть на ситуацию с другой стороны. Время – ограниченный ресурс, которым необходимо грамотно распоряжаться. Владелец бизнеса, который выполняет рутинные задачи вместо стратегического планирования, поиска новых точек сбыта или ведения переговоров с поставщиками, тратит этот ресурс неэффективно и финансово нецелесообразно. 

Предпринимателю стоит отпускать эмоции, делегирование – это его ключевая точка для расширения. Обезопасить бизнес от сбоев и минимизировать вероятность ошибок помогут регламенты, инструкции, гайдлайны и скрипты. 

И ещё один аргумент в пользу создания команды: сверхзагруженность и рутина – прямой путь к выгоранию. Для некоторых это становится точкой невозврата, и требуются долгие месяцы восстановления, чтобы вновь пробудить желание к бизнесу. 

Приступив к формированию команды, надо помнить о слагаемых, которые обеспечивают слаженную работу коллектива: финансовая мотивация система, общие цели и миссия компании. 

P.S.

«Бизнес, как игра» – не буквальная аналогия. Но развиваться, наращивать объёмы, становиться масштабнее и значимее – это действительно увлекательный, захватывающий процесс. И самое приятное – все бонусы и дивиденды предприниматель получает в реальной, а не виртуальной жизни. Рекомендую всем, кто только задумывается о масштабировании, изменить своё отношение к развитию бизнеса как к очередной проблеме и приступать к этой задаче со здоровым азартом и воодушевлением.

Crash

Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-каналстраницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».

21 февраля 2025

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов