От предпринимателей и людей, ведущих свой бизнес-блог, уже ждут не просто умных мыслей и интересных инсайтов, а обратной связи и взаимодействия. Достичь этого можно, регулярно общаясь с аудиторией и учитывая её желания при выстраивании контент-стратегии. О том, что дает блогу и бизнесу формат диалога с подписчиками, порталу Biz360.ru рассказала Саша Митрошина, популярный блогер и автор подкаста «Матерь Бложья».
Саша Митрошина – топ-блогер, предприниматель, автор подкаста «Матерь Бложья». Училась в МГУ и НИУ ВШЭ. Блог в заблокированной сейчас соцсети ведёт с 2013 года, его аудитория – 4 миллиона подписчиков.
Тренд на человечность, на мой взгляд, был, есть и будет всегда, потому что люди, подписываясь на блог предпринимателя, ищут именно это, а не только пользу, экспертность, вдохновение и мотивацию. Подписчикам приятно ощущать свою схожесть и общность с другим человеком.
В чём преимущество этого тренда? Он помогает не просто завоевать доверие к себе и к своему бизнесу, но и поднять продажи. Подписчики благодаря честному диалогу с вами становятся соавторами ваших продуктов, и как следствие, заинтересованы в их покупке.
Фрэнк Паскуале, специалист в области искусственного интеллекта, выразил подобную идею в книге «The Black Box Society», где он раскрывает феномен glass box – иначе говоря, принцип «стеклянного ящика». Его суть заключается в том, что аудитория должна быть не только «наблюдаемой», но и «наблюдателем». То есть подписчики могут и должны влиять на процессы и ценности этого «ящика» – блога или любого другого медиапродукта.
Это работает одинаково и для блогеров, и для предпринимателей разного уровня. Но достичь близости с аудиторией не так легко, как может показаться.
Самый лучший контакт с аудиторией устанавливается в диалоге. Например, когда я веду свой Telegram-канал и выкладываю пост, то обязательно читаю все комментарии и реагирую на них: отвечаю или делаю репост. Тем самым продолжаю развитие заданной темы в интересном для аудитории ключе.
Подписчики полноценно участвуют в формировании контента моего блога и определяют, в какую сторону повернуть дискуссию. Я общаюсь с ними на разных уровнях.
Первый и самый простой – спросить у людей «Что вас сейчас беспокоит?», «Какие темы вам сейчас не даются?». Беспроигрышный вариант – поинтересоваться, какой пост сейчас написать. Я так и делаю. После этого обычно выбираю самые частые ответы, предлагаю людям проголосовать за понравившуюся тему и снимаю видео по самому популярному варианту. Оно всегда собирает большое количество просмотров.
К слову, самые популярные выпуски подкаста «Матерь Бложья» за последние полгода – это те, которые я записывала по результатам опроса «На какую тему снять новый выпуск?». И этим многое сказано.
CustDev (отзывы и опрос клиентов – прим. редакции) и анкетирование – второй и третий уровни общения с аудиторией. Под CustDev я подразумеваю телефонные или Zoom-звонки, с помощью которых пытаются более глубоко и персонализированно понять своих подписчиков. Анкета-исследование целевой аудитории позволяет масштабировать CustDev и применить его результаты для большой аудитории.
С чем поможет CustDev:
-
понять, какие сегменты аудитории стоит учитывать при создании продуктов, а какие нет;
-
сформировать или скорректировать контент-стратегию и tone of voice (стиль коммуникации);
-
узнать, почему люди выбирают конкурентов, а не вас;
-
выяснить, почему потенциальный клиент не совершил покупку, даже получив бесплатный продукт от вас или какой-либо бонус;
-
скорректировать позиционирование продукта.
Пример из личного опыта: я планирую запустить приложение по саморазвитию и soft skills (мягким навыкам). Проведя CustDev, я выяснила, что 9 из 10 человек не знают о том, что такое soft skills. Без исследования я могла бы запустить продукт, позиционирование которого кажется мне очевидным, и совсем не попасть в свою аудиторию. Сейчас суть проекта остается той же, но позиционирование уже другое – теперь это приложение по улучшению качества жизни.
Исследование целевой аудитории я провожу минимум раз в полгода в уже действующем проекте и перед любыми запусками и продажами инфопродуктов. Их можно проводить ещё чаще, в зависимости от бизнес-задач.
Участников опроса можно выбрать рандомно: в случае с приложением по саморазвитию я проводила опрос на тему последних пройденных подписчиками курсов и их тематик. В результате случайной выборки просто написала им в директ, предложив созвониться в удобное для всех время.
Лучше, если вы проведёте CustDev с разными сегментами аудитории. Например, перед запуском нового продукта можно сформировать две группы: в первой будут те, кто уже пользовался вашими услугами и остался доволен, во второй – те, кому не понравилось. Если я провожу CustDev один на один с человеком, то отталкиваюсь от того, какие сегменты аудитории меня интересуют.
Во время CustDev стоит выяснить следующее:
-
чем живёт человек и чем он занимается: какие у него привычки или хобби, какие цели он ставит перед собой и что мешает ему достичь их?
-
почему человек подписан на вас: как нашёл ваш блог, что его привлекает в вашем контенте?
-
о его опыте с вашим продуктом: почему не купил продукт, почему посетил бесплатный вебинар и ничего не купил?
Последняя категория вопросов очень важна. Спросив напрямую, что мешает пользователю приобрести ваш продукт, вы можете найти в нём слабые места и устранить их. Например, это может быть завышенная цена. Тогда ваша задача объяснить пользователям в блоге, почему продукт стоит именно столько, сравнить его с вашими прошлыми продуктами и т.д.
Зачастую лучшие механизмы взаимодействия с аудиторией блога кроются в очевидных вещах, которых опасаются многие предприниматели. Важно быть не только мотивирующей силой и кумиром, но и таким же человеком для подписчиков, следуя тренду на искренность.
Не избегайте общения в блоге, будь то опросы, голосования, анкетирование, комментарии: ведь обратная связь позволяет ловить мэтч (соответствие – прим. редакции) и создавать интересный для подписчиков контент, соответствующий их запросам и нуждам. С последним помогут CustDev и исследование целевой аудитории, потому что не прогадать при запуске свежего продукта и задействовать необходимый сегмент аудитории – залог успеха любого стартапа.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».