Спасти и сохранить: как работает мастерская по пошиву этнической одежды

Прочтёте за 5 мин.

Как предприниматели в глубинке возрождают старинные традиции, но сами оказываются на грани выживания

IT-инструменты, которые использует мастерская Горт

  • ВКонтакте
  • Instagram
  • LiveMaster
  • Facebook
  • Одноклассники

Если от Перми ехать строго на север, то где-то через четыре часа вы попадёте в Кудымкар. Коренное население 30-тысячного городка - коми-пермяки. Они до сих пор верят в лешего, уверены, что придумали пельмени («пельмень» в переводе с местного языка означает «хлебное ухо») и гордятся тем, что местные мастерицы во все времена считались непревзойденными ткачихами. Коренная коми-пермячка Вера Мехоношина решила возродить ремесло своих предков – и открыла ателье по пошиву этнической одежды. О том, как работает мастерская «Горт» и почему она сейчас готовится к закрытию, Вера Мехоношина рассказала порталу Biz360.ru.

Досье

Вера Мехоношина, 31 год, предприниматель из Кудымкара, основатель мастерской этнической одежды  «Горт». По национальности - коми-пермячка. Училась на юриста в филиале Удмуртского госуниверситета, однако по специальности ни дня не проработала. Создаёт собственные коллекции этно-одежды в коми-пермяцкой национальной традиции. Называет себя социальным предпринимателем.

Вера Мехоношина

Как всё начиналось

Мне всегда хотелось заниматься чем-то своим. Закончила курсы по региональной программе «Ты – предприниматель» и узнала, что в центре занятости дают субсидии на открытие своего бизнеса. За один день приняла решение. Уволилась с прежнего места - работала специалистом в Коми-пермяцком этно-культурном центре. Встала на учёт в центр занятости и за две недели написала бизнес-план по открытию творческой мастерской «Горт» по пошиву этнической одежды и аксессуаров. 

Идея родилась из детской мечты - стать дизайнером. Шить научилась в школьные годы - в студии кройки и шитья. Всё. Поскольку меня без опыта и образования никто бы не взял, да и ниши такой в нашем городке попросту не было, решила создать и нишу, и стать сама себе работодателем. 

Название «Горт» в переводе на русский означает «дом, родное место». Перебрала массу вариантов, в итоге остановилась на этом. Мне не хотелось делать бренд из имени - имя мне ещё пригодится! 

В результате я получила субсидию из центра занятости – 108 тысяч рублей. Плюс местная администрация возместила мне часть затрат, связанных с открытием бизнеса - около 120 тысяч рублей. А ещё я выиграла региональный грант за лучший бизнес-проект - 100 тысяч рублей. Итого – 328 тысяч рублей.

Вера Мехоношина 

На сегодня я отдала государству - в виде налогов и прочих отчислений - сумму, превышающую эти субсидии. Так что моя совесть чиста. При этом не стоит забывать, что деньги даются не за просто так. Предприниматель держит за них отчёт. Например, в городскую администрацию я три года отчитывалась о ведении бизнеса, не имела права закрыться, выполняла показатели по трудоустройству и налогам. 

Субсидии потратила на покупку оборудования (машинки швейные, плоттер, термопресс) и сырья (ткани, нитки, краски). Всё покупала в ближайшем крупном городе - Перми. 

Одержимость мечтой

Основной трудностью стало рождение ребёнка на этапе запуска. Смешно было сидеть в роддоме со схватками и обсуждать с менеджером поставку тканей из другого города. Вечная невезуха с нянями, отсутствие нормальной поддержки бабушек. Я до сих пор удивляюсь, как вообще в самом начале получалось что-то создавать! 

Первый год мастерская размещалась прямо дома - в отдельной комнате. Потом мне до чёртиков надоела постоянная пыль от тканей и посторонние люди в доме. 

Пытались у частников помещение арендовать. Сделали даже там ремонт. А потом оказалось, что собственников там двое. И вторая внезапно заявила, что аренду я всю ей должна платить. Первый, конечно, возмутился и сказал, что при таком раскладе работать он нам здесь не даст. В общем - мутная история. Мы, конечно, отсидели там несколько месяцев, не платя аренду, как бы в счёт ремонта. Но осадок остался тогда. Муж ещё долго мне припоминал эту историю.

Горт 

Потом я пошла в муниципалитет и арендовала у них свободное помещение. Из-за детей работать могла только ночами. Все удивлялись - как тебе не страшно одной ночью в большом пустом здании. Всё держалось - да и сейчас держится - просто на одержимости мечтой. 

Что мы шьём

Мы шьём одежду из натурального льна и хлопка с использованием тканей с узорами, вытканными или набитыми вручную. Это как народные рубахи, сарафаны, порты, так и современные платья, туники, рубашки. Печатаем на футболках и толстовках этнические принты. Ещё у нас есть разного рода «мелочёвка» - эко-сумки, пояса, головные уборы. 

Постоянных клиентов немного. Но они есть. И это приятно. Большой оборот делают ансамбли и другие корпоративные заказчики, для которых я шью народные костюмы. Но фактически от них прибыли немного, больше нервов и головной боли.

Горт 

Рекламирую свою мастерскую через соцсети – в «Вконтакте» есть группа «Мастерская «Горт», где можно посмотреть и заказать нашу одежду. Instagram и Facebook дают меньше клиентов. 

Самый действенный канал продаж - это летние ярмарки на больших фестивалях. Таких как «Камва», например. Его ежегодно проводят в Перми. Мы - постоянные участники.

Вера Мехоношина  

Как рождаются платья? По-разному. Некоторые модели мне просто снятся. Ну, или создаются на основе увиденных где-то и полюбившихся платьев. За четыре года у нас получилось ровно четыре коллекции. Все названия на коми языке. 

Первая коллекция родилась вместе с первой дочкой. Она называлась «Йов» («Молоко»). А дочка у меня Ева. Это были воздушные молочно-белые платья, украшенные славянскими узорами. Мы её возили на различные фестивали и ярмарки. Вещи из неё очень быстро раскупили. 

Горт

Некоторые вещи перетекают из одной в другую коллекции. Хотя последняя «Yinwa дорын» («Рядом с рекой Иньва») - с нуля создавалась. Все модели в ней новые. В том числе там и платья с ручной набойкой на ткани. 

По старинным технологиям 

Уникальная набойка на ткани – это наша фишка. Принт, если говорить по-современному. Рисунок наносится на ткань при помощи деревянных досок с рельефным орнаментом. Я возрождаю забытое ремесло. Так делали ещё наши бабушки. 

Узоры срисовываю со старинной одежды. Коми-пермяцкий костюм в принципе почти ничем не отличается от русского костюма Прикамья. Подобные нашим узоры я по всей России встречаю. Фишка в том, что в Коми округе этого в разы больше сохранилось - цивилизация к нам позже пришла. 

Я изучила одежду практически во всех музеях Коми-Пермяцкого округа. Вечно на фестивалях гоняюсь как маньяк за нашими фольклорными ансамблями. Да, у нас многие всё ещё выступают в бабушкиных нарядах 150-200-летней давности - и это безумно круто! 

Я линейкой меряю каждый узор, фотографирую - и потом заказываю мастерам изготовление набоечных досок. Их мне делают ребята из Перми, в Музее исторической реконструкции.

Горт 

Набойку мы делаем двух видов - верховую и кубовую. Для верховой подходят современные акриловые краски. При набивке на ткань накладывают покрытую краской форму и ударяют по ней специальным молотком. Отсюда и название «набойка». 

Принцип кубовой набойки заключается в следующем: на белую ткань с помощью специальной защитной смеси «вапа» набивают узор. После чего ткань опускают в чан, называемый из-за своей формы «кубом». В кубе находится краситель «индиго», который придаёт синий цвет. Получаются белые узоры на синем фоне. «Вапа» не даёт ткани прокрашиваться в местах узоров. 

Для кубовой набойки сырьё очень сложно достать. Краситель «индиго» из Индии сейчас привозят. А рецепт «вапы» и по сей день в строжайшей тайне умельцы хранят. Мне и то, и другое закупать приходится по интернету в Санкт-Петербурге. Это дорогое удовольствие, поэтому кубовую набойку нечасто делаем.

Горт 

Ещё я сотрудничаю с местными мастерицами по «бранному ткачеству». Это очень трудоёмкая техника изготовления ткани на специальных старинных станках. У нас в округе есть только три мастерицы, которые владеют этим ремеслом. Они учились у своих бабушек и мам. 

Сама я почти не шью. В основном плачу профессиональным швеям, у которых есть своё ИП. Минус в том, что поскольку они люди свободные, то и на работу не каждый день могут приходить. Могут мой заказ подолгу удерживать, если у них есть работа помимо моей. Могут отказаться выполнять. Тогда приходится срочно искать других. Это тоже время и нервы выматывает. 

Финансы поют романсы

Цены у нас - от 3500 до 10 000 рублей за изделие. Стоимость получается из затрат на производство плюс маржа – 1000-2000 рублей, это мой доход. Процентов 50-60 себестоимости в платье - это пошив, то, что я плачу швеям. 

Хотя не всегда удается все текущие расходы в цену платья уместить. Тогда маржа и до 300-500 рублей падает. Очень сложно угадать с планом продаж. Потому и расходы разнятся. А дорого платья продавать не хочется. У местных жителей доходы низкие. Этот фактор тоже цены диктует.

Горт 

Порой одна рубаха за весь месяц продаётся. Но в среднем уходит 5-10 изделий, плюс аксессуары по мелочи. Если кто-то покупает из другого региона, то отправляю посылкой через «Почту России» либо транспортной компанией, доставка в среднем 300 рублей стоит. 

Если в месяц мне удается заработать чистыми 10-12 тысяч рублей - это очень хорошо. Я считаю, что моя мастерская - это скорее социальная миссия, а не бизнес, я сохраняю традиции моей земли и моего народа. 

Что дальше

Жаль, но наши товары не являются предметом первой необходимости. Получается так, что люди, которые возрождают традиции и поддерживают ремёсла - им очень тяжело выжить в рыночных условиях. Мы делаем очень специфический товар, не ширпотреб.

Нам, мастерам народного творчества, предпринимателями быть не выгодно. Особенно сейчас, когда отчисления в пенсионный фонд в два раза подняли. Ещё требуют онлайн-кассу устанавливать. Это ещё около 3 тысяч в месяц дополнительных расходов. А ценность ручного труда при этом, по крайней мере, у нас в регионе, практически отсутствует. Люди привыкли брать то, что «дёшево и сердито».

Горт 

В итоге ремесленники либо вынуждены скатываться в китч, либо оставаться вне закона. Большинство из них в теневом сегменте сегодня. Так как законно установленного статуса «предприниматель-народный мастер» для них нет. А я вот попыталась действовать официально - и просто не выдержала этой нагрузки... 

Я перегорела и сейчас думаю о том, чтобы закрыть мастерскую. Для того, чтобы продолжать работу, требуется переход на массовку, усовершенствование методов управления, привлечения клиентов. Но у меня сейчас нет желания. 

Надо устроить продолжительный отпуск и перезагрузку. Сейчас я всеми мыслями в других проектах. Выпускаем диск с современной коми-пермяцкой музыкой, ещё проекты на получение грантов пишу. А к мастерской когда-нибудь вернусь, возможно...

Вера Мехоношина


Читайте также: 

51 лайфхак фэшн-бизнеса: что нужно знать об этой индустрии.
«Барышня-крестьянка»: как устроен бренд православной одежды.
А мы в тельняшках: как заработать на легендарной одежде в полоску.

16 августа 2018

Комментарии

1
  • Алексей 13.02.2023 10:56

    Жаль, такие изделия красивые, но действительность рынка безусловно изматывает. Опыт не пропадет, найти инвестора и отшить партию в Китае на несколько размеров самых ходовых моделей. Так и доход выше и сохранение традиции.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов