Когда покупатель магазина торопится, он хочет поскорее оплатить выбранный товар и уйти. Сэкономить время помогает касса самообслуживания, она позволяет избежать очереди к кассиру. Такие кассы выгодны и для магазина, т.к. помогают экономить на персонале и увеличивать проходимость в торговой точке. Например, вместо шести кассиров работают один-два консультанта. Для такого оборудования важно, чтобы интерфейс был понятным, а сама техника работала без сбоев. О том, кто создаёт удобное ПО для касс самообслуживания в фирме «1С», порталу Biz360.ru рассказал Андрей Тонкошкуров, разработчик направления автоматизации розничной торговли.
Андрей Тонкошкуров – разработчик направления автоматизации розничной торговли в фирме «1С».
Касса самообслуживания знакома многим покупателям, особенно посетителям крупных сетей. Это отдельно стоящий терминал с экраном для оплаты покупок банковскими картами или с помощью смартфона. Он оснащён сканером, а иногда электронными весами.
Я занимаюсь в фирме «1С» развитием ПО для касс самообслуживания. Оно – часть решения «1С:Рабочее место кассира». По сути, касса самообслуживания – это касса, которой пользуются не кассиры, а покупатели. Поэтому её использование должно быть очень простым и понятным.
При разработке кассы самообслуживания мы сразу решили: приоритет для пользователей – функциональность. Интерфейс должен быть понятным, лаконичным и приятным. Человеку должно быть ясно, как самостоятельно сканировать товар, где искать нужные кнопки на экране, где смотреть итоговую сумму покупки, и т.д. Если нужно долго разбираться с тем, как работает касса самообслуживания, то покупателю проще отказаться от покупки или пойти на кассу с кассиром.
В фирме «1С» типовое решение для касс самообслуживания появилось совсем недавно – в 2023 году. До этого более года мы занимались его разработкой, но оно было скрыто в решении «1С:Рабочее место кассира» (далее «1С:РМК» - прим.редакции).
Однажды в очередном релизе «1С:РМК» мы случайно выпустили видимый для администратора переключатель «В режим кассы самообслуживания». Наш продукт мог работать в очень упрощённом виде – без комбинаций видов оплаты, без определения товаров с маркировкой. Но некоторые партнёры заметили режим, у кого-то даже получилось работать с ним. Нам стали поступать вопросы «Как запустить режим кассы самообслуживания?» Эта наша ошибка частично помогла ускорить разработку решения.
Когда я понял, что буду делать проекты для касс самообслуживания, стал обращать на них больше внимания в магазинах и чаще ими пользоваться. Всякий раз оцениваю интерфейс, функциональность, дополнительные возможности. Если иду в магазин со знакомыми или родными – наблюдаю, как они работают с кассой самообслуживания, спрашиваю, что им нравится или не нравится.
Всё это подмечаю для нашей собственной разработки. Напомню, что для нас самое главное – удобство конечного пользователя. Кнопки должны быть расположены так, чтобы покупатель мог максимально быстро найти товар и оплатить покупку.
Самое сложное в нашей работе – создание интерфейса. Надо кропотливо работать, чтобы все элементы отображались корректно, не сдвигались в стороны и выглядели красиво. Создать макет на компьютере – довольно простая задача. Но потом все его элементы надо выверить, доработать и подогнать под конкретные формы экранов. Например, на маленьком экране интерфейс выглядит хорошо, а на большом – не очень. Требуется проведение тестов на оборудовании, которое используют магазины.
В офисе у нас для этих целей есть несколько кассовых аппаратов. У них разные операционные системы (Windows и Linux), размеры (большие и маленькие экраны), типы отображения (по вертикали или горизонтали). Изучаем, как на них выглядит один и тот же интерфейс.
Если тестировщики, группа методической поддержки или отдел UX-исследований говорят, что «это выглядит некрасиво» или «это неудобно», мы переделываем интерфейс. После этого тестируем его заново.
Бывают ситуации, когда при разработке и тестировании на компьютере всё смотрится красиво. Но затем мы устанавливаем решение на аппарат с большим экраном. Подходит наша сотрудница небольшого роста и не может дотянуться до клавиш в верхней части – ей надо вставать на цыпочки. При разработке такая ситуация и в голову не приходила. После этого мы запланировали проект по гибкой настройке расположения панелей: можно будет размещать все кнопки в нижней части экрана или середине.
При тестировании на разных аппаратах замечаем подобные нюансы и вносим изменения в решение.
На кассе самообслуживания покупатель делает самые простые операции – сканирует штрихкод товара с помощью сканера и оплачивает покупку. Исключения – весовые товары. Для них необходимы электронные весы и плиточный интерфейс на экране – квадратики с фотографией товара, его названием, номером и иногда ценой.
К некоторым аппаратам подключены электронные весы, которые подают сигнал, если на них положили товар. Плиточный интерфейс появляется сразу, как только товары оказываются на весах. Покупателю не нужно искать каталог весовых товаров, вбивать название продукта, прибегая к электронной клавиатуре. Он просто видит изображение нужного товара и нажимает на него.
После взвешивания наша система запрашивает у покупателя подтверждение покупки. Например, человек положил на весы яблоки и видит, что сумма получилась большая – тогда он может убрать пару штук и взвесить заново. Системе необходимо подтверждение, чтобы было понятно: добавление этого товара в чек произошло не случайно.
В нашем решении можно не только сделать плитку весовых товаров, но и разбить их по папкам. Например, весовой товар – фрукты – все виды яблок. Магазины могут сами управлять своими папками и группировать товары так, как удобно покупателям.
Если не читается штрихкод, его номер можно ввести с помощью цифровой клавиатуры. Вверху интерфейса есть крупная кнопка «Ввести штрихкод», при касании которой разворачивается клавиатура. Она же используется, когда нужно добавить в чек несколько одинаковых товаров – например, три пачки салфеток. Так можно не сканировать каждую из них. Клавиатура пригодится и при введении номера карты лояльности. Как правило, номер совпадает с номером телефона покупателя. Если есть физическая карта, то достаточно отсканировать её штрихкод.
Удалить из чека отсканированный товар можно только с помощью сотрудника магазина. Сотрудник требуется и для покупки алкогольной продукции: он должен подтвердить в системе, что покупатель старше 18 лет.
В нашем решении покупателю не обязательно звать персонал на помощь всякий раз, когда это нужно. Некоторые кассы издают звуковой сигнал, чтобы привлечь сотрудника магазина. Другие аппараты имеют лампочку. Она загорается красным цветом, когда кассиру необходимо подойти на кассу самообслуживания.
В программе заложена возможность для развития разных цветовых сигналов. Например, зелёный цвет означает, что касса свободна. А синий – что человек выбирает самые дешёвые позиции из группы весовых товаров. Может, он ошибся, а, может, делает это специально – чтобы купить дорогой товар дешевле. Цветовой сигнал призывает сотрудника магазина проверить чек покупателя. Если чек не распечатан, кассир всё равно может его увидеть – информация хранится в кассе самообслуживания.
Оплата проводится в нашем решении картами, через систему быстрых платежей и списыванием бонусов.
Касса самообслуживания запускается в режиме киоска – на весь экран. Скрываются все лишние окна, а также панели, с помощью которых можно свернуть или открыть программу.
Наше решение для касс самообслуживания является частью сервиса «1С:РМК». Оно создано «для большинства» – то есть с одинаковыми для всех настройками.
Если касса самообслуживания используется в магазине с небольшим ассортиментом, то покупатель выбирает из небольшого количества товаров. В этом случае логичнее использовать плиточный интерфейс.
Здесь я говорю не о решении «1С», а о кассах самообслуживания в целом. Мне кажется, что этот тип оборудования будет меняться сразу в нескольких направлениях.
Усиление функции контроля
У покупателя всегда есть соблазн пробить в чеке не весь товар или оплатить более дешёвый аналог выбранных товаров. Возможно, будет так: покупатель что-то выбирает, оплачивает товар на кассе самообслуживания, а потом идёт получать его на пункт выдачи. Но такой вариант, конечно, не подходит для продуктового магазина. Возможно, что к кассе будет подключена камера. Она сможет видеть, что у покупателя в корзине и сколько товаров из неё он пробил.
Другой вариант – определение общего веса товаров в корзине и сопоставление его с общим весом покупок в чеке. Для этого в программу учёта должен быть внесён вес каждого товара. Корзину требуется просто взвесить. Такой контроль позволит магазинам больше доверять кассам самообслуживания и использовать меньше сотрудников.
Упрощение покупки весовых товаров
При подключении к электронным весам камеры система по внешнему виду товара сможет определять, к какой группе он относится. На экран кассы будут выводиться только эти продукты, чтобы покупателю не пришлось входить в каталог. Например, человек положил на весы помидор, на экране появляются изображения и названия всех помидоров, которые есть в магазине.
Возможно, в перспективе камера будет распознавать все товары из корзины, не только весовые, но это довольно сложно. Понадобится много времени на обучение системы, чтобы она понимала, к какой группе товаров относится каждая позиция.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».