Турина гора – место в Барнауле, где в железном веке жили люди и где сейчас добывают глину. Эта легендарная местность дала название народному промыслу, в основе которого уникальная технология росписи по фаянсу. Почти 30 лет назад, на самой заре экономических преобразований, «Турину гору» создал предприниматель Владимир Москвитин. Кружки, горшочки, тарелки, вазы из фаянса с росписью – как такой бизнес смог продержаться так долго, преодолеть все кризисы - и до сих пор приносить прибыль?
Владимир Москвитин, 60 лет, предприниматель из Барнаула, основатель народного художественного промысла
«Турина гора» и одноимённой галереи. Образование: экономический факультет Новосибирского техникума советской торговли, экономический факультет Алтайского госуниверситета. «Турина гора» основана весной 1988 года, статус народного промысла получила в 1992 году; изделия из керамики «Туриной горы» представлены в художественных салонах Барнаула, Новосибирска, Москвы, в некоторых галереях Европы.
а не только получать»
Предпринимателем Владимир Москвитин почувствовал себя раньше, чем узнал это слово. В 70-е годы XX века он служил в армии в составе советского контингента в ГДР. Хотя ГДР была, по тогдашней официальной терминологии, страной социалистического лагеря, но «условия содержания» были мягче, чем в СССР. В ГДР сохранялась частная собственность и частная инициатива на уровне малого бизнеса – кафе, магазинов, небольших производств. На Москвитина, который до армии окончил техникум советской торговли, это произвело огромное впечатление.
«Я увидел, что деньги можно зарабатывать. Не государство что-то тебе платит, а ты сам работаешь и зарабатываешь…» - рассказывает предприниматель.
Когда по окончании службы ему предложили заключить контракт и уже как вольнонаёмному работать экспедитором в торгово-бытовом предприятии, он, конечно, согласился.
«Два года в ГДР стали, наверное, моими главными университетами. Я рыночные принципы воспринял сразу. И стал предпринимателем ещё тогда, там. Но контракт кончился, продлевать нельзя – иначе оттуда никто бы не уехал. Вернулся в Барнаул, крутил музыку в ресторане «Океан» – весь город туда ломился. Шил. И ждал, когда в СССР станет возможно зарабатывать легально…» - рассказывает Москвитин.
В ожидании перемен Владимир окончил экономический факультет Алтайского госуниверситета. При этом товаровед в нём ужился с художником – в 1986 году Владимира всерьёз заинтересовала керамика.
«Я с детства лепил, это получалось у меня лучше, чем писать на холсте. Понимал объём, чувствовал пластику. Мог слепить форму головы, бюст. Ещё до армии познакомился с Владимиром Каминским, Евгением Скурихиным, Валерием Октябрем (ныне известные в России художники – прим. редакции). А в 1986 году стал учиться у керамиста Надежды Петровой и художницы Елены Булатовой. Они объяснили мне кое-какие тонкости, я стал просто сумасшедшим в отношении керамики. Кроме того, я понял, что на этом можно зарабатывать. Керамика – это ведь очень широкий товарный ряд, большие возможности: и посуда, и сувенирка, и объекты искусства…»
26 мая 1988 года вышел закон «О кооперации в СССР» (именно в память об этом 26 мая отмечается День российского предпринимательства – прим. редакции). Сразу после этого Владимир Москвитин подал документы на регистрацию кооператива. Предварительно он назывался «Керамика», но к моменту регистрации Москвитин придумал своему кораблю другое имя – «Турина гора».
Начальный капитал - собственные накопления и то, что занял у родителей - составил больше тысячи советских рублей. Или около 50 тысяч рублей на нынешние деньги.
Сейчас, начиная новый бизнес, предприниматели прогнозируют сроки окупаемости в год, два года, три-четыре года… Тысяча, вложенная Владимиром Москвитиным в дело, вернулась в первые же месяцы - такие были времена
«Когда у тебя зарплата 120-130 рублей в месяц, а тут ты получаешь тысячу рублей… Но мы не прогуливали деньги – мы их вкладывали. И всё равно развиваться без кредитов было невозможно. В 90-е ставка по кредиту два процента, отчётности никакой, бухгалтерию я сам делал. Эти несколько лет, которые правительство дало предпринимателям, очень помогли…»
Три кита, на которых держится «Турина гора» - уникальная технология и уникальная продукция, максимальная оптимизация предприятия, отношение к керамике как к искусству. Принципы эти сложились не сразу и не сами по себе, они стали результатом многократной встречи с граблями - обычного для российского предпринимателя метода проб и ошибок.
О необходимости уникальной технологии задумались после того, как выяснилось, что некоторые мастера успевают работать «на два фронта» – и в «Туриной горе», и на Алтайском моторном заводе, где печи для обжига поставили в цехе ширпотреба.
«Я однажды предложил мэру Барнаула Владимиру Баварину купить вазы на подарки, а он: «Так у нас уже есть!» Я удивился: «А где сделали?» - «На моторном». Оказалось, директор завода Захаров покупал у меня продукцию для подарков иностранным партнёрам, а потом взял и сам сделал керамическое производство. Были «умельцы», которые работали полдня в «Туриной горе», а полдня – на АМЗ, используя наши краски и технологии!» – усмехается Владимир Москвитин.
Стало очевидно, что технология производства должна быть не только особой, но и секретной
Технология помогает и в конкуренции. «Турина гора» уже давно в одном ряду с такими народными промыслами, как Гжель, Скопинская керамика и другие. Предприятие входит в Ассоциацию народных промыслов России, ежегодно участвует в выставках, получает призы. Кроме вопроса престижа, это ещё и вопрос продвижения.
Ещё один урок преподал 2008 год. «Я ввязался в огромный для нас кредит – около трёх миллионов рублей. Сделал новые печи, реконструкцию провёл. И тут ударил кризис! А у меня ставка по кредиту 23 процента! Того, что мы зарабатывали, хватало только на проценты. Чтобы нам не пришлось объявлять себя банкротом, директоры банков передавали «Турину гору» из банка в банк. В конце концов, я понял, что работать по-старому мы не сможем…» - рассказывает Владимир Москвитин.
Бизнесмен в нём отодвинул художника - и вышел на авансцену, чтобы принять решения, о которых Москвитину до сих пор неприятно вспоминать. «Я собрал коллектив и сказал: «Работать будем по-другому». Объявил, что число работников будет уменьшено на две трети. На это было трудно решиться, это было очень трудно провести. Но в прежнем масштабе мы бы не протянули долго…» - говорит Москвитин.
Из семидесяти человек на предприятии осталось двадцать - в большинстве мастера, отработавшие в «Туриной горе» по 18-20 лет. Уменьшились объёмы: если раньше перерабатывали две-три тонны глины в месяц, то после перемен – одну.
В трудные времена «Турина гора» решила сделать ставку на искусство
Большие предприятия в Новосибирске, с хорошим ресурсом, которые делали ставку только на ширпотреб, закрылись. Мы сейчас единственный промысел, который сохранился в Сибири. И я считаю, что именно искусство помогло нам выжить. Бог нас не оставляет, потому что мы не оставляем искусство. Вот вроде всё, капец, главбух говорит: «Всё… Что делать?» И тут бах – заказ придёт!» - говорит основатель «Туриной горы».
В этом есть и прагматика: искусство ведь и стоит дороже. Если сейчас себестоимость расписанной тарелки, выпускаемой большим тиражом, - 1000 рублей, а розничная цена 1500 рублей, то цены на эксклюзивные изделия (керамические панно, вазы) могут доходить до 50-60 тысяч рублей и выше. (Правда, там и себестоимость иная – она согласуется с автором работы). Однако искусство надо продавать там, где его могут купить. То есть, нужны люди, которые, с одной стороны, понимают искусство, а с другой стороны – имеют на него деньги.
Тут, видимо, случилось одно из тех небольших чудес, которые время от времени помогают «Туриной горе» выжить - Владимир Москвитину предложили создать салон-галерею прикладного искусства Алтая в оздоровительном комплексе «Алтай-резорт». Фешенебельный отель в живописном уголке Горного Алтая входит в бизнес российского фигуранта списка Forbes Владимира Евтушенкова, что говорит само за себя. Это отдых VIP-класса на все вкусы - рыбалка, охота, конные маршруты, сплав по горным рекам.
Галерея прикладного искусства создана два года назад. Работать приходится буквально круглые сутки: кому-то поздно вечером захотелось посмотреть на керамику, а кто-то уезжает глубокой ночью и хочет купить на память тарелку «Туриной горы».
Нынешнюю экономическую стратегию «Туриной горы» можно назвать «лучше меньше, да лучше». Кроме «Алтай-резорта», изделия барнаульского народного промысла представлены в немецком Висбадене, итальянском Милане, российском Сочи. Керамику «Туриной горы» покупают Подарочный фонд президента РФ, Храм Христа Спасителя, некоторые другие храмы Москвы. Она продается в Счётной палате, в Госдуме, в Кремле.
Антикризисный менеджмент дал результаты: в 2015 году выручка предприятия выросла на 7 процентов, прибыль на 28 процентов. Среди заказчиков появились новые регионы. На данный момент спрос превышает предложение – за продукцией «Туриной горы» уже есть очередь.
«Меня, как ветерана бизнеса, иногда спрашивают, что главное для предпринимателя. Я думаю – быть верным своему делу. Не надо бросаться в разные стороны. Я видел много людей, которые хватаются за одно, за другое, и никак не могут состояться. Если ты в одном деле профессионал, то это принесёт свои плоды, пусть даже через тридцать лет...» – говорит Владимир Москвитин, создатель маленького, но несгибаемого народного промысла «Турина гора».Читайте также:
Как заработать на производстве детской мебели.
Как заработать на производстве часов из дерева.
Как заработать на производстве деревянных аксессуаров.