Многие бизнесы появляются потому, что их создатели в какой-то момент не находят на рынке нужный товар. И тогда они решают запустить его производство для собственных нужд, а заодно и для других потребителей. Так поступил и Михаил Болотин, основатель питомника «Королевский марал». Он решил создать в Горном Алтае мараловую ферму, которая позволила бы ему и его близкому кругу принимать пантовые ванны. А через 10 лет запустил туристическое направление и производство БАДов на основе пантов. О том, как из «личного» проекта выросло несколько бизнесов, Михаил Болотин рассказал порталу Biz360.ru.
Михаил Болотин, предприниматель из Москвы, создатель питомника
«Королевский марал» (Республика Алтай) и бренда БАДов и фиточая
«Королевский марал». Кандидат химических наук, имеет свыше 30 лет опыта управления крупными промышленными предприятиями в России и за рубежом. Учредитель и директор компании «Болотин и партнёры – Индустриальный консалтинг»; инвестор и основатель концерна «Тракторные заводы». Создал, обеспечил финансирование и успешно запустил ряд стартапов. Основатель telegram-канала
«Промышленная среда».
В июне 2008 года предприниматель Михаил Болотин был в командировке в столице Алтайского края – Барнауле. Принимающая сторона предложила провести ближайшие выходные в соседнем регионе – Республике Алтай (эту территорию называют Горным Алтаем). Там предпринимателю и его коллегам предложили попробовать пантовые ванны – сначала на одном из маральников, а затем – на турбазе. Разница в составе отвара была колоссальной: на мараловой ферме он был концентрированным, а на турбазе – жидким и жёлтого цвета.
- Панты – молодые рога оленей. Они содержат 18 аминокислот из известных в природе 22, микроэлементы, а также глутаминовую кислоту, глицин и различные ферменты. Активно используются в производстве препаратов для здоровья.
Химик по образованию, Болотин выяснил в разговоре с сотрудниками турбазы, что они для ванн используют разбавленный отвар из рогов маралов. Поэтому и эффект от него в разы слабее, чем на мараловой ферме.
Тогда-то у Михаила Болотина и возникла идея вместе с партнёрами создать в Республике Алтай мараловый питомник, в котором они могли бы принимать пантовые ванны. Никакого бизнеса – проект исключительно для собственных нужд.
«Мы поставили себе задачу создать небольшую образцово-показательную ферму с высокопродуктивным поголовьем. Бизнес-задач мы не ставили – просто хотели обеспечить себя настоящими пантовыми ваннами», - рассказывает Михаил.
Реализацией проекта предприниматель занялся вместе с партнёром, который затем покинул проект. Михаил Болотин финансировал создание маральника, который решили назвать «Королевский марал», а его партнёр занимался организационными вопросами.
Для питомника купили земли около села Шебалино – 800 гектаров. Они были частью Шебалинского маральника, заброшенного ещё в советские годы. Проект фермы заказали в проектном институте Новосибирска. Самыми большими инвестициями на тот момент, по словам Болотина, стала покупка сетки ограждения для обустройства забора вокруг питомника и деления территории на парки.
Развитие маральника продвигалось очень медленно. В 2016 году Болотин сменил управляющих, привлёк квалифицированных сотрудников, пригласил доктора биологических наук зоотехником. «Я тоже стал знатным мараловодом – правда, теоретическим. Изучал специальную литературу по мараловодству. Начал разбираться в маралухах, рогачах и так далее», - замечает Михаил.
На создание оптимального стада, в котором сейчас около 500 голов, понадобилось несколько лет. Чтобы поддерживать породу, необходимо продавать часть собственных маралов и покупать особей из других хозяйств. Обмен генофондом – обязательный процесс.
Питомник «Королевский марал» сотрудничает с институтом пантоводства в Барнауле. Его специалисты разработали систему правильного питания животных с учётом территории их обитания.
С 2013 года собственники питомника «Королевский марал» и их знакомые приезжали сюда на 10 дней только для принятия ванн – в конце мая-начале июня. Именно в это время у маралов срезают рога, из которых и делают отвар для ванн. На территории питомника к тому моменту построили только павильон для принятия процедур, но жить было негде. Поэтому селились на турбазах в ближайших сёлах.
Следующим шагом стало строительство коттеджей на территории маральника. Эти работы завершили лишь в апреле 2021 года. «Конечно, всё можно было сделать быстрее, если бы я инвестировал космические деньги. Но у меня не было такой задачи, ведь речь шла не о бизнес-проекте», - подчёркивает Михаил Болотин.
Сейчас на территории маральника построено четыре коттеджа на 8-10 человек. Все дома – из кедра. Раньше здесь не было связи, и чтобы позвонить по мобильному телефону или выйти в интернет, приходилось спускаться в соседние сёла. Теперь со связью всё в порядке, так как к маральнику провели оптоволокно. Сюда же проложили дорогу и сделали новый мост, чтобы было комфортно добираться.
С этого года питомник «Королевский марал» начнёт работать и для туристов. В июне здесь можно будет принять ванны, а в остальное время – просто жить в коттеджах. Их можно забронировать через сервис Airbnb. Стоимость проживания – 25-30 тысяч рублей в сутки за один коттедж.
«Ванны мы делаем по-честному, ничем их не разбавляем. Варочный комплекс находится на горе, откуда горячий отвар самотёком поступает в павильон с ваннами. Это сезонная и довольна дорогая услуга. Одна ванна стоит 2500 рублей, врачи рекомендуют курс из 20 пантовых ванн», - замечает Михаил.
Запуск туристического направления – результат проведённого экономического анализа. Стало понятно, что предприятие не покрывает расходы в силу объективных причин – у питомника недостаточно территорий пастбищ для увеличения поголовья скота. И Михаил Болотин решил вывести маральник хотя бы «в ноль» по текущим расходам, ориентируясь на турпоток.
«Я не думал, что когда-нибудь туризм начнёт приносить нам прибыль. Проект создавался для себя, для собственного оздоровления, а не для получения дохода. Это можно сравнить с покупкой квартиры для себя. Вряд ли нормальный человек будет сдавать в ней койко-место, чтобы отбить расходы на ипотеку», - говорит предприниматель.
Ещё одним способом монетизации питомника стала продажа консервированных пантов. Рога срезают раз в год по технологии, которая традиционно применяется во всём мире, говорит Михаил Болотин.
«Марала загоняют в устройство, так называемый «станок», где животное фиксируют – безболезненно зажимают с боков и чуть приподнимают. Рога спиливают электропилой за 5-15 секунд. Места спилов затирают сухой смесью на основе квасцов, таким образом происходит обеззараживание. Процедура для марала малоболезненная, но животное, конечно, испытывает при этом стресс», - объясняет Михаил.
По его словам, в технологии варки и сушки рогов питомник «Королевский марал» максимально автоматизировал все процессы. Например, здесь используют систему принудительной вентиляции. Она позволяет высушивать рога вместо двух месяцев за месяц без потери качества. Рога маралов продаются на экспорт, так как в России спроса на эту продукцию нет.
«Мы продаём рога по 310-340 долларов за килограмм через посредников в Корею. А после переработки один килограмм рогов в виде препаратов стоит в Корее 1000 долларов и больше. И я задался вопросом – а чем мы хуже или глупее иностранцев? Разве мы не можем делать внутреннюю переработку? Тем более у нас всё для этого есть. Так возникла идея выпускать БАДы на основе порошка пантов», - рассказывает Михаил.
В этом ему помогло химико-техническое образование. Предприниматель понимал, как технологически организовать производство БАДов. Его разместили в Чувашии – в производственном комплексе «Биопарк-21» в Шумерлинском районе. Там есть всё необходимое оборудование для переработки и выстроены все технологические цепочки.
«С коллегами из «Биопарка» разработали состав рецептур. Мы получаем из рогов пантовый порошок. У нас своя технология и свои ноу-хау, мы контролируем все стадии производства», - рассказывает Михаил.
Он исходил из принципа, что для производства БАДов нужно чётко поставить задачу производителю. А для этого самому необходимо вникнуть во все детали. «Базовые идеи я почепнул в трудах Авиценны», - замечает предприниматель.
По словам основателя «Королевского марала», самым сложным в производстве БАДов была их регистрация в Роспотребнадзоре. На это понадобилось почти 1,5 года – в основном из-за бюрократии.
«Нужно пройти ряд необходимых испытаний и получить заключение эксперта. Например, одно испытание длится 40 дней. На 39-й день получаешь сообщение, что в заявке неправильно стоят две запятые. В процессе регистрации наши бумаги терялись, находились, потом случился короновирус – в общем, нормальная бюрократия», - описывает процедуру Михаил Болотин.
Регистрация одного наименования стоит до 100 тысяч рублей. Сейчас под брендом «Королевский марал» продаётся шесть видов БАДов – антистресс, повышение иммунитета, снижение веса, энергия и бодрость, для мужчин, для здоровых волос и ногтей. Готовится к выпуску ещё шесть БАДов. Для усиления эффекта БАДов компания производит 12 видов фиточая из трав Горного Алтая с добавлением порошка пантов. На составы фиточая также получен патент.
В 2020 году в питомнике «Королевский марал» получили около тонны сырых пантов. После консервации пантов большая их часть идёт на продажу, остальное используется для производства БАДов.
Одна банка БАДов от «Королевского марала» стоит в среднем 2 тысячи рублей. Купить продукцию можно на маркетплейсах (Wildberries, Ozon и других) и в интернет-магазине Kingmaral.ru.
«Когда у нас спрашивают, почему так дорого, я отвечаю, что исходное сырьё очень дорогое. Если БАД «с порошком пантов марала» стоит 500 рублей, значит, в нём кроме банки, мела, этикетки и витамина С ничего нет. Наши БАДы принимают мои знакомые, и мне не страшно предлагать им этот продукт», - замечает Михаил Болотин.
Так как в питомнике «Королевский марал» небольшое поголовье, то и объём получаемого сырья не может быть большим. Компания способна выпускать в год около 200 000 банок БАДов. Произвести такое количество – не проблема, настоящие трудности связаны со сбытом.
«Прямая реклама БАДов в интернете запрещена. Можно давать только контекстную и нативную рекламу. Мы рекламируем продукт в соцсетях. БАДы – это отдельное направление бизнеса, и я уже вынужден подходить к нему более серьёзно», - констатирует Михаил.
В этом году будет расширяться ассортимент БАДов, выпускаемых под брендом «Королевский марал». Предполагается, что их число увеличится с шести до двенадцати видов.
С этого года проект с БАДами запустит продажи своей продукции по франшизе. «У нас фактически монопродукт, и заходить с ним в сети невыгодно. К тому же сети платят за проданный товар с большой отсрочкой. Сейчас мы рассматриваем как возможную модель продажи по франшизе», - объясняет Михаил Болотин.
В планах проекта – выпускать новые продукты, в составе которых будет больше экстрактов трав с микроэлементами. «Мы сделаем менее гламурную упаковку, уменьшим количество капсул. Это позволит снизить стоимость. С помощью БАДов я планирую возвращать свои инвестиции. И думаю, что с этим проектом мы выйдем в уверенный плюс уже в 2022 году», - резюмирует Михаил Болотин.
Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в Facebook и канал на «Яндекс.Дзен».