Розничный магазин решает запустить акцию со скидками – и на следующий день кассы автоматически выбивают новые цены. Выглядит достаточно просто и привычно. Но владельцу важно, чтобы скидки получили не все покупатели, а только те, которые выполнили условия акция – например, приобрели акционный товар или сделали покупку на определённую сумму. За предоставление скидок нужному сегменту аудитории отвечает ПО, которое использует торговая точка. О том, как программы рассчитывают и дают скидки покупателям, порталу Biz360.ru рассказал разработчик решений для малого бизнеса фирмы «1С» Андрей Франчук.
Андрей Франчук – разработчик решений для малого бизнеса фирмы «1С».
Когда перед компанией стоит задача автоматизации, то чаще всего речь идёт о рутинных операция, которые, как правило, связаны с ведением бухгалтерского или налогового учёта. Тут всё регламентировано из-за требований законодательства: разработчикам нельзя сделать шаг влево или вправо.
А вот автоматизация процессов, которые связаны с маркетингом – это всегда творчество, попытка придумать что-то новое и интересное. Конечно, компании используют практики, зарекомендовавшие себя на рынке. Но вместе с тем они готовы экспериментировать и пробовать нестандартные подходы.
Мы, разработчики, понимаем, что магазинам или компаниям хочется разными способами привлекать и удерживать покупателей. Один из них – акции и выгодные условия покупки, которые будут выделять конкретный магазин или сеть среди конкурентов. Расскажу, как мы разрабатываем и постоянно улучшаем модуль «Скидки» в программах «1С:Розница» и «1С:Управление нашей фирмой».
Скидки для покупателя – это возможность приобрести товар/услугу по сниженной цене. Для магазина, торговой сети или компании скидка – способ удержания действующего клиента и привлечение нового.
В наших решениях для малого бизнеса мы предлагаем пользователям два вида скидок:
-
Ручные – те, что кассир предоставляет сам по своим критериям, исходя из ситуации (например, бананы почернели, значит, надо давать на них скидку);
-
Автоматические – те, что программа предлагает сама. Они утверждены заранее и кассир на них никак повлиять не может.
Для нас, как программистов, ручные скидки – довольная простая задача. Кассир сам решает, кому и когда снизить стоимость товара, а также сам определяет размер скидки. Наши IT-решения поддерживают такой сценарий предоставления скидки. Некоторые торговые сети любят давать покупателям возможность поторговаться на кассе. Это некий знак уважения к ним.
С автоматическими скидками всё гораздо сложней. Они предоставляются при определённых условиях, которые нужно «заложить» в программу.
Чтобы скидка считалась автоматически, программа должна уметь отвечать на два главных вопроса: когда предоставлять ту или иную скидку, и в каком размере. Для ответа не вопрос «Когда?», в ПО используются условия предоставления скидок.
Условия для скидки:
-
День недели («По понедельникам мы предлагаем скидки пенсионерам – 5%»);
-
Временной интервал («После 20:00 скидка на выпечку и кулинарию – 50%»);
-
Данные покупателя («В ваш день рождения и неделю после неделю скидка 30% при покупке тортов»);
-
Сумма чека («При чеке от 5000 рублей скидка на следующую покупку 25%»);
-
Количество товара («Купи три йогурта по цене двух»);
-
Покупка определённого товара («Акция: скидка на всю минеральную воду 15%»);
-
Участие в программе лояльности («Обладатели карты нашего магазина получают скидку 5% на каждую покупку»);
-
За накопленный объём покупок («Если в прошлом году купили на 50 000 рублей, скидка по карте составит 7%»);
-
При предъявлении промокода.
В последнем релизе программ «1С:Розница» и «1С:Управление нашей фирмой» появилась такая возможность, как «произвольные условия». Магазин или компания могут самостоятельно выбирать и настраивать критерии, по которым будут давать покупателям скидку.
Мы постоянно анализируем обратную связь и мониторим лучшие практики в ритейле. Это позволяет нам улучшать модуль «Скидки», благодаря чему сети и магазины получают нужные им возможности для запуска новых акций.
Для ответа на вопрос «Сколько?», существует несколько алгоритмов расчёта скидки:
-
Проценты («Цены пополам – скидка 50%»);
-
Фиксированная сумма («Скидка 300 рублей при заказе на сумму от 1500 рублей»);
-
Специальная цена («Индивидуальные цены по дисконтной карте»);
-
Подарки («За каждые 300 рублей вручаем на кассе игрушку»).
Разработчики не могут предусмотреть все условия предоставления скидок для совершенно разных магазинов. Например, где-то для получения скидки в рамках системы лояльности достаточно назвать номер телефона, а где-то необходимо cчитать штрих-код с карты. Поэтому в решениях «1С:Розница» и «1С:Управление нашей фирмой» пользователи могут сами настраивать разные сценарии и алгоритмы расчёта. Это делается в разделе «Продажи», в блоке «Цены и скидки». То есть магазин или сеть самостоятельно определяют, кому и как они дают скидку.
Пользователям требуется время, чтобы настроить новые условия или алгоритмы в программах. Мы сейчас работаем над тем, чтобы упростить все настройки, связанные со скидками, и сделать их интуитивно понятными.
Когда скидка начинает применяться, в наших программах можно увидеть аналитику по ней: список конкретных продаж, размер скидки, количество чеков и так далее. Это позволяет маркетологам оценить, всё ли идёт по плану. Иногда бывает, что сумма скидки получилась выше, чем планировалось, и магазин может сработать себе в убыток. Аналитика позволяет это выявить и вовремя изменить условия акции.
Эффективность любой маркетинговой кампании зависит от того, как о ней рассказывают потенциальным и действующим покупателям. Чем больше информации о выгодных условиях покупки они получат, тем скорее воспользуются этим предложением. Именно поэтому в решениях «1С:Розница» и «1С:Управление нашей фирмой» мы расширяем возможности для таких коммуникаций.
Наши решения позволяют напечатать в чеке промокод на следующую покупку. Мы планируем добавлять в чеки данные из системы лояльности. Покупатель увидит, сколько баллов ему начислили за покупку, а также их общий баланс. Эта информация может подтолкнуть его к следующей покупке, а значит, принести дополнительную прибыль магазину или сети. Это именно то, ради чего розничный бизнес и использует скидки.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».