Успеть за 30 секунд: как предпринимателю научиться себя презентовать

Прочтёте за 4 мин.

«Очень важно, чтобы самопрезентация шла из сердца»

IT-инструменты, которые использует Олеся Хаскелл

  • Miro
  • Zoom
  • Instagram

Одно из важных качеств для предпринимателя - умение завязывать полезные контакты и знакомства. Часто способность наладить быструю коммуникацию помогает найти партнёров, клиентов или инвесторов. И именно от первого впечатления во многом зависит, состоится дальнейшее общение или нет. О том, как избежать ошибок в первые секунды делового знакомства и как правильно подготовить самопрезентацию, в своей авторской колонке для портала Biz360.ru рассказала эксперт по коммуникациям Олеся Хаскелл.

Досье

Олеся Хаскелл, 32 года, эксперт по самопрезентации, автор курса «Самопрезентация за 30 секунд». Окончила Высшую школу экономики. Около 12 лет работала в международных компаниях на позициях, связанных с продажами и маркетингом.

Олеся Хаскелл 

Коротко и по существу

Я часто вижу, как предприниматели и эксперты в разных областях во время знакомства с другими людьми рассказывали о себе и своём детище с огромным волнением, долго, с большим количеством подробностей, но не смогли заинтересовать их своим рассказом. И часто, но уже потом, при близком знакомстве, становилось понятно, что перед тобой – профессионал, который просто стесняется или не умеет рассказывать о себе. 

Я знаю, что для многих самопрезентация – это настоящая проблема. Например, у предпринимателя спрашивают в беседе при знакомстве: «Расскажи, чем ты занимаешься?». У него есть несколько секунд, чтобы понять, что ответить собеседнику. При этом в голове – много мыслей. Начинается долгий и порой мучительный рассказ о себе с перечислением возраста, опыта и различных достижений. Но всё это может быть в данном случае лишним - необходимо выделить самое важное. 

Самопрезентация – искусство быстро и качественно рассказать о себе и своём деле. Сейчас наблюдается тренд - сокращение фокуса внимания. Если раньше люди могли удерживать внимание около 12 секунд, то сейчас меньше 8 секунд. Важно рассказать о себе ёмко и быстро - говорить по существу и «не лить воду». Когда человек рассказывает о себе неконкретно, то собеседник устаёт и перестаёт слушать, теряет интерес. 

В США есть такой термин – Elevator Pitch, «презентация для лифта». Она должна умещаться в 30 секунд: так можно представить себя или свой проект за время поездки в лифте. И если затянуть презентацию, вы рискуете не донести собеседнику самую важную информацию и не заинтересовать его. 

Понимание цели

Одна из основных ошибок предпринимателей во время самопрезентации - неправильное понимание её главной цели. Настоящая цель самопрезентации – нетворкинг, расширение круга знакомств. А многие предприниматели пытаются продать свои услуги «здесь и сейчас» и уверены, что смысл самопрезентации именно в этом. Но при этом забывают о самом главном моменте – наращивании социального капитала. Мы часто им пренебрегаем, а в нём заключена огромная сила. 

Самопрезентация может и должна продавать, но не обязательно прямо сейчас и в лоб. Это как своеобразный крючок для собеседника. Сейчас у него, возможно, просто отсутствует необходимость в вашей услуге. Но как только у него или у его знакомых возникнет такой запрос, он может вспомнить о вас. 

Структура самопрезентации

Какой должна быть структура ёмкой презентации? Достаточно трёх блоков – чтобы ответить на три основных вопроса. Первый из них – «Кто я?». Здесь нужно назвать имя и фамилию, вид бизнеса и социальный статус (основатель, руководитель и т.п.) 

Второй вопрос – «Что я делаю?». Нужно озвучить, что создаёт предприниматель или его компания, какая у него миссия. Как правило, в этой части презентации уместно использовать глаголы: помогаю, поставляю, создаю и т.п. 

Третий, самый важный вопрос – «Какой результат я даю своим клиентам?». Здесь желательно затронуть то, что волнует аудиторию, дать ответ на «боль клиента». Например, человек продаёт детскую одежду. Что в данной сфере нужно потребителям? Мама хочет, чтобы её ребенку было комфортно двигаться, чтобы одежда не сковывала его движения. На этом и следует сфокусировать внимание слушателя – на том, что важно вашим клиентам.

Олеся Хаскелл 

Ещё одним важным пунктом самопрезентации может стать нестандартное хобби или вообще что-то необычное. Желательно упомянуть о каком-то интересном факте о себе или своей жизни, за который собеседник может зацепиться и продолжить диалог. Например, в моём случае – я мама детей-билингвов. И меня часто спрашивают, как вырастить детей, говорящих на двух языках. 

Прежде чем начать подготовку самопрезентации, необходимо составить список того, что самое важное в вашей биографии. Ответьте себе на вопросы: какие у вас достижения? чем вы гордитесь? что вы любите делать?. Важно понять это для себя и транслировать другим. Если человек в себе уверен – презентация проходит лучше, а неуверенность легко считывается. 

Рекомендации для достижения лучшего эффекта

Называть и напоминать имя и фамилию. Вроде бы очевидный момент, но проблема вот в чём: обычно мы называем своё имя только один раз, в начале разговора. Некоторые уверены - «меня легко запомнить», а на самом деле у большинства людей плохая память. Часто бывает, что вы познакомились с человеком, он что-то рассказывает, а вы забыли, как его зовут! И пытаетесь вспомнить его имя, а не фокусируетесь на том, что он говорит. Чтобы избежать таких проблем, нужно время от времени напоминать не только своё имя, но и фамилию. Зачем? Если человек представился по имени - «Я Татьяна, юрист» - и, к примеру, она меня заинтересовала как специалист, то как я её потом найду? Но если она назовёт при знакомстве свою фамилию, поиск будет значительно легче. 

Не «прятать» предыдущий опыт. Распространённая ошибка в презентации – когда спикеры перечеркивают весь свой прошлый опыт. Иногда людям кажется, что их достижения неважны или устарели. Например, человек не упомянул 10-летний опыт работы в серьёзной компании: «Но ведь это совсем в другой сфере, и я уже давно там не работаю!» Ещё один пример: победительница конкурса «Миссис Европа» умолчала об этом факте, потому что «это было год назад». Но собеседникам, возможно, интересно узнать больше именно об этом. Опыт и экспертиза - это очень важно, даже если они сейчас «не в той сфере». 

Говорить искренне и естественно. Некоторые считают, что достаточно составить текст и выучить его наизусть. Конечно, это можно сделать. Но, как правило, заученный текст сразу чувствуется. Для меня самое главное – чтобы презентация шла из сердца. Если человек горит своим делом, то слова из него льются. Тем не менее, правильный подбор слов тоже очень важен. 

Не злоупотреблять «стоп-словами». К примеру, я советую избегать союза «но». Наш мозг воспринимает его как триггер и мы часто забываем всё, что было сказано до этого «но». Вот пример того, как не надо делать: «Я основатель носочно-чулочного производства, за 13 лет на рынке мы выпустили больше миллиарда пар, но в настоящий момент пересматриваем наше направление…» У собеседника сначала складывается впечатление, что он слышит профессионала своего дела. А после «но» кажется, что что-то пошло не так, и теперь выступающий чуть ли не закрывает производство. Если заменить «но» на «и», то значимость сказанного сохранится. 

Использовать цифры. Наш мозг хорошо воспринимает цифры. И любые успехи можно показывать с помощью цифр: оборот, показатели, завершённые проекты, количество клиентов, опыт и т.д. Кстати, люди хорошо запоминают цифры: если попросить человека пересказать чужую презентацию, то с вероятностью 70% он назовёт яркие цифры из неё. 

Уметь рассказать о себе для разной аудитории. Вы хорошо заучили рассказ о себе и можете представить себя в деловой обстановке. Но тут родственники на семейном торжестве спрашивают: «А чем ты занимаешься»? И многие впадают в ступор. Не начнёшь же выдавать «деловую» самопрезентацию – здесь она неуместна. У презентации могут быть разные цели: для нетворкинга, общения за чашкой кофе, для новых знакомых и т.д. Презентация должна меняться в зависимости от ситуации, но её смысл должен оставаться. При любых обстоятельствах она должна быть понятной и уместной. 

Добавить эмоций в онлайне. Для многих рассказать о себе перед камерой даже сложнее, чем перед живой аудиторией. Первое, на что стоит обратить внимание при работе «через экран» - твоя энергия будет считываться собеседником чуть меньше. Поэтому при онлайн-презентации нужно увеличить степень эмоциональности, «выкладываться» чуть больше, чем при живом общении. Это как макияж: «на камеру» его нужно делать намного ярче. 

Повторять, повторять, повторять. Готовую презентацию необходимо постоянно повторять. Например – перед зеркалом. Затем можно отрабатывать различные варианты презентации, исходя из аудитории и обстоятельств. Чем больше отрабатываешь на себе и других, тем лучше получается. Важно делать это вслух. Если на репетиции вы спотыкаетесь о какое-то слово или выражение, его следует заменить на более простое. Велика вероятность, что в реальной ситуации вы запнётесь на трудном для себя моменте. 

Вместо заключения

Соблюдайте эти несложные правила - и у вас всё получится. Помните, что время – самый важный ресурс, который есть у человека. И следует экономить своё и чужое время, выдавая собеседнику самую важную и уместную информацию о себе быстро и без «воды».

Biz360.ru

Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-каналстраницу в Facebook и канал на «Яндекс.Дзен».

01 марта 2021

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    по автоматизации бизнеса

    Наши эксперты ответят на вопросы по автоматизации бизнеса


    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов