Есть мнение, что стратегическое мышление и визионерство – это не навык, который можно в себе развить, а, скорее, врождённая способность. Но примеры многих предпринимателей доказывают обратное. В этой авторской статье для портала Biz360.ru основатель агентства недвижимости Barno Estate и сооснователь сети умных автосервисов «Вилгуд» Барно Турсунова рассказала о том, как предпринимателю развить стратегическое и визионерское мышление.
Барно Турсунова – сооснователь сети умных автосервисов «ВилГуд» и основатель агентства инвестиционной недвижимости Barno Estate. Барно и её муж Шерзод Турсунов закончили физический факультет Ташкентского госуниверситета. В 2001 году переехали в Москву, где начали с торговли обоями на Мытищинском рынке – из этого проекта появилась компания по продаже отделочных материалов «Евродизайн». С 2011 года супруги развивают сеть автосервисов «ВилГуд». Сейчас в сети более 50 точек в России, Белоруссии и Казахстане, годовой оборот – свыше 2 млрд. рублей. С 2022 года Барно развивает собственное агентство недвижимости Barno Estate.
Умение эффективно выстраивать бизнес-процессы и развитое стратегическое мышление – это качества, которые не так часто можно встретить у одного предпринимателя. Поэтому в большинстве случаев управлением компании занимаются несколько людей, каждый из которых силён в чем-то одном.
При этом многие предприниматели так или иначе хотят быть стратегами-новаторами в своей сфере. Такие управленцы умеют быстро ориентироваться в изменяющихся условиях, адаптировать бизнес-стратегию и прогнозировать новые тренды. Проекты визионеров часто растут быстрее других и обладают повышенной устойчивостью к кризисам.
- Визионер – это предприниматель с сильными лидерскими качествами, способностью предчувствовать развитие определённых тенденций и изменений на рынке, умением вдохновлять команду на развитие и объединять её вокруг общей цели.
Самый быстрый способ стать эффективным стратегом – научиться этому у другого визионера. Пожалуй, ни один курс или мастермайнд не заменят личного контакта и общения с предпринимателем, который каждый день показывает, как нужно работать, чтобы задавать тренды всему рынку.
Мне, как сооснователю нескольких компаний, очень повезло, что рядом со мной с самого начала был визионер. Мой муж Шерзод Турсунов – это человек, у которого всегда есть чёткий долгосрочный план практически на любую ситуацию. По мнению Шерзода, фундамент успеха в бизнесе – это правильный выбор ниши. Она должна быть устойчивой к кризисам, с минимальным количеством крупных конкурентов и большим потенциалом для роста. В такой сфере можно быстро вырасти до масштабов сети.
Именно такая стратегия сработала в нашем первом бизнесе в Москве. В 2001 году мы продавали отделочные материалы в небольшом контейнере. Спустя два года мы зарегистрировали оптовую компанию «Евродизайн», а всего через 8 лет её оборот достиг 8 миллиардов рублей. Но затем на рынок начали приходить крупные международные игроки – мы понимали, что дальше расти будет тяжело.
Мы начали искать новую нишу, опираясь на те же критерии, что в своё время привели нас в строительную отрасль. Выбор пал на авторемонт – так появился первый умный автосервис «Вилгуд». Благодаря схожим стратегическим подходам, которые мы применяли для развития прошлого бизнеса, уже через 7 лет мы были владельцами сети СТО с оборотом 1.8 млрд. рублей.
Работая бок о бок с визионером-стратегом, я постепенно перенимала образ мышления Шерзода, на который я затем опиралась при запуске собственного проекта – инвестиционного агентства недвижимости Barno Estate. Я рассуждала так: вклады в недвижимость – это, прежде всего, надёжность. В отличие от акций или криптовалюты, квартира – это реальный физический актив, который не может обесцениться. На него не влияют международные санкции, а сама сфера недвижимости устойчива к кризисам. Даже после временного снижения стоимость жилья, как правило, растёт, а новые цены обычно превышают докризисные значения.
То есть, инвестируя в недвижимость, собственники в любом случае остаются в выигрыше на длинной дистанции. А значит, в плюсе будет и мой бизнес.
Предпринимателей-визионеров отличает то, что они находятся в непрерывном поиске новых бизнес-идей. Стратеги черпают вдохновение практически отовсюду – из внешней среды, общения с друзьями или личного опыта. История знает немало примеров, когда новые изобретения появлялись благодаря тому, что их разработчики долго не могли найти решение какой-то проблемы на рынке – и в итоге создавали его сами.
Например, предприниматель Константин Калинов часто летал на самолётах, что обходилось ему довольно дорого. Чтобы сэкономить на перелётах, он собирал информацию о скидках от авиакомпаний и публиковал их у себя в блоге. Через какое-то время Калинов заметил, что эта проблема актуальна не только для него, но и для многих других людей. Именно так появился
один из крупнейших международных
сервисов по подбору билетов Aviasales.
Мой проект Barno Estate во многом также родился из личной истории. Когда мы переехали в Москву, я мечтала о собственной квартире. Мы начали копить деньги, но через год жильё подорожало на 50%. Цены продолжали расти, и мысленно я уже подсчитывала, сколько ещё времени нам придется копить на собственную квартиру.
К счастью, со временем средства всё же удалось накопить, но вместо квартиры мы решили взять в ипотеку таунхаус. И тут началось самое интересное – мы купили дом за 330 тысяч долларов, а спустя год его рыночная стоимость увеличилась почти в два раза. Так как мы очень быстро закрыли ипотеку с минимальной переплатой, то получалось, что мы стали владельцами собственности стоимостью 620 тысяч долларов. При этом цена на дом продолжила расти дальше.
Так я поняла, что на недвижимости можно зарабатывать. Как только у меня появлялись накопления – я вкладывала их в покупку новой квартиры. Объекты быстро росли в цене, их становилось всё больше, и это начало вдохновлять моих друзей, сотрудников и знакомых. Всё больше людей, совершенно не знакомых с нишей инвестирования и недвижимости, обращались ко мне за консультациями. К 2022 году я поняла, что накопила достаточный опыт и знания, чтобы открыть собственное агентство, в котором смогу помочь другим людям зарабатывать на инвестициях в недвижимость.
Если посмотреть на многих известных визионеров, можно заметить у них одну общую черту – масштабность мышления. Потребность в росте и удовлетворении своих амбиций побуждает их мозг работать немного иначе, чем у других людей. Поэтому предприниматели, которые умеют ощущать и прогнозировать тренды, смотрят более глобально и на свой бизнес.
Например, основатель Amazon Джефф Безос в своё время узнал, что интернет растёт на 2300% в год. Предприниматель сразу же увидел в этом возможность для реализации своей давней мечты – крупнейшего онлайн-магазина книг в мире. Безос никогда не был удовлетворен маленькими масштабами. Чтобы запустить Amazon, он не побоялся уволиться
со стабильной и хорошо оплачиваемой работы на Уолл-стрит, а в первые месяцы требовал от сотрудников максимально агрессивного роста.
Похожий пример был у меня перед глазами. Мой муж Шерзод всегда мечтал о настоящей крупной сети. В свёе время Шерзод настоял на переезде из просторного дома в Ташкенте в съёмную однушку на окраине Москвы. Он был убеждён, что вместо покупки недвижимости сначала нужно вложиться в бизнес, а все сложности, которые мы преодолеем, в будущем окупятся многократно.
Это правило сработало дважды – сначала в «Евродизайне», а спустя 10 лет - в «Вилгуд». Когда мы пришли в совершенно незнакомую нишу авторемонта, многое снова пришлось начинать с нуля. Но даже в момент, когда мы только-только отлаживали бизнес-процессы в первом автосервисе, Шерзод уже строил планы по трансформированию «Вилгуд» в большую сеть. Так стратегическое видение и страсть к росту снова стали фундаментом нашего успеха.
Поэтому когда я запускала Barno Estate, я сразу же строила долгосрочные планы. Моя мечта – сделать так, чтобы агентство стало одним из лидеров не только российского, но и международного рынка.
У многих предпринимателей есть привычка замыкаться и искать ответы только в рамках своей ниши. Но проблема в том, что в одной и той же отрасли у многих игроков одинаковое устройство бизнес-процессов и схожие проблемы. Поэтому со временем новых идей на рынке тоже становится меньше.
На самом деле, очень часто подсказку для решения проблемы можно найти на совершенно незнакомом рынке. Поэтому предприниматели-инноваторы не запираются внутри своей компании или отрасли. Они внимательно анализируют опыт и знания коллег из других ниш.
Так, в сети ресторанов Free & Co появилась модель freemium, в которой прибыль зарабатывается на расширенных функциях, а основной продукт – бесплатный. Концепцию freemium основатель франшизы взял из IT-сегмента.
Есть и другие способы получать вдохновение из новых источников. Мне, например, очень помогают мастермайнды, на которых предприниматели могут собраться вместе, обсудить сложности и выработать новые решения. На таких мероприятиях решающее значение имеет не сфера деятельности или размер компании, а скорее, близость людей по духу и отношению к жизни и бизнесу. Кроме того, очень полезно читать биографии и интервью известных визионеров, а затем внимательно анализировать интересные кейсы из их практики.
В целом возможности для обучения визионерству сегодня ограничены только фантазией. И если предприниматель действительно мотивирован работать над собой, у него будут все шансы для того, чтобы стать стратегом-новатором.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».