Для выявления компаний, уклоняющихся от уплаты налогов, налоговая служба совершает выездные проверки. Подобный визит контролёров в офис, даже если он не вскроет налоговые нарушения, может негативно отразиться на работе компании. Кроме того, подобная ситуация чревата репутационными потерями, если проверка будет проходить в присутствии клиентов или партнёров. О том, как свести к минимуму риски для проведения налоговых проверок, в своей авторской колонке для портала Biz360.ru рассказал экономист и финансист Николай Неплюев.
Николай Неплюев, финансист, член совета директоров компании
«Тольяттиазот». Окончил Финансовую академию при правительстве РФ. В 2006 году начал работу в международной компании Ernst&Young, пройдя путь от интерна до менеджера отдела аудиторских и консультационных услуг в нефтегазовой отрасли. В 2015 году пришёл в компанию «Тольяттиазот», в которой проработал до 2019 года. В настоящее время является членом совета директоров предприятия.
Аудит арбитражной практики, анализ нормативной документации налоговой инспекции, а также наблюдения за аудиторским опытом её сотрудников позволяют выявить некоторые критерии оценки налогоплательщиков со стороны ФНС. И понять, какие категории налогоплательщиков с большой вероятностью попадают в список налоговых проверок. Кроме того проведённый анализ помогает обозначить те аспекты в деятельности компаний, которые чаще всего привлекают внимание контролёров перед принятием решения о проведении проверки.
Выездные налоговые проверки – это по-прежнему эффективный и действенный метод работы для ФНС, и он же – один из самых неприятных для налогоплательщиков. В ходе такой проверки инспекторы налоговой службы получают доступ ко всей документации компании, возможность аудита офисных и складских помещений, инвентаризации и проверки продукции.
Кроме того представители налоговой службы имеют право устроить опрос свидетелей, а в их числе могут оказаться не только сотрудники компании, но и её клиенты и партнёры, которые по стечению обстоятельств окажутся в это время в офисе фирмы. Велик риск, что подобные действия могут дискредитировать компанию.
На основе собственного опыта и анализа я обозначил те аспекты в деятельности компаний, которые вероятнее всего могут стать причиной для выездных проверок. Так как отказать налоговым инспекторам в проведении проверки предприниматель или компания не могут, стоит заранее свести число подобных факторов к минимуму.
Чаще всего внимание контролёров привлекают стратегии налоговой оптимизации, которые используют предприниматели. Любую оптимизацию они могут расценивать как признак недобросовестного делопроизводства, нарушения законодательства или уклонения от налоговых выплат. Пусть вменить в вину зачастую ничего и не удастся, но это повод для организации выездной налоговой проверки. При этом контролёры будут задавать типовые вопросы по внутреннему делопроизводству и логистике компании – к ним лучше заранее подготовить своих сотрудников.
Итак, поводом для налоговой проверки являются следующие аспекты в деятельности компании:
-
непрерывная убыточность за несколько отчётных налоговых периодов подряд;
-
налоговые выплаты ниже на 20-30%, чем в среднем по отрасли;
-
заниженные заработные платы (ниже среднеотраслевой по региону - от 30% и более);
-
налоговые вычеты в крупных размерах;
-
несоразмерный рост расходов к доходам как постоянная тенденция;
-
рентабельность ниже 30% от общей по отрасли в регионе.
Если не привлекать внимание ФНС вышеперечисленными факторами, шанс попадания компании под внеплановую выездную налоговую проверку существенно сократится.
Вышеперечисленные действия очень распространены, причём не всегда для того, чтобы уклониться от уплаты налогов. Бизнес - крайне нестабильная сфера. В ней часто случаются форс-мажоры, и далеко не каждая компания может добиться рентабельности при создании качественного и конкурентного продукта, да ещё и с достойными заработными выплатами своим сотрудникам. Следовательно, список подозрительных претендентов на налоговые проверки всегда имеется.
Сотрудники налоговой инспекции в ходе проверок должны не просто контролировать деятельность компаний, но и для статистики эффективности своей работы выявлять нарушителей. Поэтому проверка фирм, имеющих множество подозрительных, с точки зрения ФНС, факторов, всегда будет в приоритете.
ФНС пристальны к компаниям, которые запаздывают с отчётами либо предоставляют неполные и запутанные отчёты. По опыту контролёров, такие документы свидетельствуют либо о желании скрыть какие-то нюансы, либо о неумении вести отчётность. И в том, и в другом случае велика вероятность нарушения законодательства по налогообложению. То же самое касается вопросов с запаздывающими и неполными отчётами.
Я настоятельно рекомендую максимально внимательно и аккуратно подходить к сдаче отчётности. Возьмите за правило сдавать максимально объёмные и развёрнутые отчёты. Пусть они будут настолько исчерпывающими, чтобы вызывали скуку и зевоту у контролёров. Разумеется, важен и вопрос своевременности, что также негласно демонстрирует полную открытость со стороны компании и снижает к ней интерес со стороны ФНС.
Другой важный аспект, который может заинтересовать контролёров – недобросовестные или подозрительные партнёры. Если один или несколько партнёров компании постоянно попадают под налоговые проверки – считайте, что и этой фирме проверка обеспечена. В системе контроля «АСК НДС» автоматически отображаются все расчёты с контрагентами и отслеживается перемещение товаров. Это позволяет инспектору проследить всю историю деятельности компании в считанные минуты. Кроме прямых сделок самой фирмы в прямой взаимосвязи с ней можно увидеть и историю деятельности её партнёров и их сетей.
Данный нюанс заставляет предпринимателей и руководителей компании более осторожно выбирать партнёров и быть внимательными при ведении с ними общих дел. Прежде всего, вас самих должны насторожить регулярные проверки партнёра со стороны ФНС и заставить усомниться в его надёжности. Если же сотрудничество вас полностью устраивает и не вызывает никаких опасений, тогда постарайтесь скрыть взаимосвязи с данным партнёром из отчетностей. Это снизит риск проявления интереса к вам со стороны налоговой инспекции. В таких случаях либо прибегают к посредническим услугам сторонних компаний с хорошей налоговой репутацией, либо выделяют филиал как промежуточное звено, которое выступает буфером между вами и партнёром.
Зная, какие нюансы привлекают внимание контролёров, постарайтесь диверсифицировать риски их возникновения. Следите за тем, чтобы своевременно и без ошибок сдавать отчётность, интересуйтесь состоянием дел у своих контрагентов и партнёров, а также обращайте внимание на рентабельность вашего бизнеса и конкурентов.
Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш
Telegram-канал,
страницу в Facebook и
канал на «Яндекс.Дзен».