В кризис многие компании стараются сократить расходы из-за ситуации неопределённости. Но некоторые игроки практикуют и другую модель – инвестируют в развитие, чтобы увеличить долю рынка и усилить позиции. Например, по этому пути пошла сеть медицинских офисов CMD. О том, почему в корона-кризис медицинские лаборатории стали преобразовывать в клиники, в авторской колонке для портала Biz360.ru рассказала Наталья Лазарева, руководитель розничного подразделения центра молекулярной диагностики CMD.
Наталья Лазарева, 38 лет, руководитель розничного подразделения сети центров молекулярной диагностики
CMD. Окончила Санкт-Петербургский университет сервиса и экономики. Начинала карьеру в компании «Евросеть», затем работала в области страхования и розничной торговле, в центр молекулярной диагностике CMD пришла в 2016 году. CMD на рынке с 2003 года, франшиза запущена в 2009 году, сейчас работает более 230 офисов на территории России.
До декабря 2020 года медицинские офисы молекулярной диагностики CMD работали как лабораторно-диагностическая сеть. Они функционировали на базе ЦНИИ эпидемиологии Роспотребнадзора. В них можно было быстро пройти качественное обследование.
Но сейчас наши медицинские офисы переходят на новый формат работы - преобразовываются в медицинские клиники CMD. В них можно пройти лабораторные и функциональные исследования, а также записаться на приём к терапевту, педиатру, гинекологу и другим специалистам.
Работа врачей осуществляется под контролем ЦНИИ эпидемиологии Роспотребнадзора на всех этапах, в соответствии с протоколами лечения и диагностики, составленными экспертами института. Такой подход – дополнительная гарантия получения квалифицированной медицинской помощи.
Новый формат работы - это наш ответ на вызовы пандемии. Каждому хочется сдать анализы, получить консультацию специалиста и необходимые назначения, оформить справку или больничный в одном месте, не разъезжая по всему городу. Тем более в условиях пандемии, когда пользование общественным транспортом нежелательно, а контакты рекомендуется свести к минимуму.
Наша трансформация происходила во время эпидемии коронавируса, но об изменениях мы задумались ещё в 2019 году. Тогда мы провели большое исследование среди наших потребителей и выяснили, что они выбирают платную медицину из-за скорости предоставления услуг. Нашим клиентам важен не только срок выдачи результата анализа или исследования, но и возможность получить комплекс медицинских услуг в одном месте. Чтобы удовлетворить этот запрос, а также для завоевания большей доли на рынке медуслуг, мы задумались о преобразовании своих медицинских офисов в клиники.
В прошлом году мы начали готовиться к переходу на новый формат. Но пандемия внесла свои коррективы и потребовала от нас быстрой перестройки всех бизнес-процессов. В ситуации, когда поликлиники резко ограничили количество плановых приёмов, мы поняли, что нам нужно изменяться «сейчас или никогда».
Переход на новый формат потребовал от нас, как от франчайзера, проделать большую работу. Мы подготовили новые документы для своих партнёров и новые макеты оформления наших клиник. Это было относительно легко.
Гораздо сложнее оказалось составить протоколы лечения, сформулировать требования к персоналу и внедрить в работу новую медицинскую информационную систему. Написание стандартов было важной задачей для нас, но относительно лёгкой по сравнению с их внедрением. Нам пришлось в процессе обучения сотрудников преодолевать их возражения, особенно от врачей старшей возрастной группы. Это стало для нас настоящим челленджем.
Тяжело шёл и поиск новых врачей, потому что пока у бренда CMD нет имиджа престижной сети клиник и нет сформированного потока клиентов. Высококвалифицированные врачи с неохотой идут к нам работать, и эту проблему нам ещё предстоит решать.
Наши первые клиники уже действуют, но мы продолжаем работу по внедрению нового для себя формата. Готовим стандарты вакцинации и ведения беременности, планируем добавить услугу выезда врача на дом к пациенту.
Для наших партнёров, которые захотят преобразовать свой медицинский офис из лаборатории в клинику или сразу открыть клинику, меняются условия сотрудничества с нами. Первоначальные вложения франчайзи выросли с 2,5 млн. рублей в лабораторию до 3,5 млн. рублей в клинику.
Кроме того ужесточились и требования к помещению клиники. Они продиктованы нами, но базируются на выписках из Санитарно-эпидемиологических правил и норм лицензировании отдельных видов деятельности: площадь помещения от 100 квадратных метров, в нём должно быть как минимум четыре кабинета, два санузла и т.д.
Мы не собираемся принудительно переводить на новый формат работы всех наших партнёров. Стимулом для принятия решения могут быть наши прогнозы по выручке. За счёт появления новых услуг, связанных с приёмом специалистов, средний срок выхода клиники на самоокупаемость остаётся примерно таким же, как и для лаборатории, но среднемесячный доход в будущем станет значительно выше. Это подтверждают и имеющиеся показатели по количеству записей к врачам через наш сайт и колл-центр.
Поэтому сейчас многие партнёры рассматривают перспективу преобразования своего медицинского офиса в клинику. В нашей сети 230 офисов и 53 из них уже стали клиниками.
Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш
Telegram-канал,
страницу в Facebook и
канал на «Яндекс.Дзен».