Зарабатывать на собственном увлечении хотели бы многие. Но удаётся это далеко не всем. Москвич Сергей Жвакин – из таких счастливчиков. В детстве он занимался шахматами в спортшколе, но затем они стали лишь хобби – для профессии Сергей выбрал совсем другую сферу. Но в 2015 году он создал сеть шахматных школ, превратив давнее увлечение в основной источник дохода. О том, как заинтересовать детей шахматами и как в этом может помочь Лев Толстой, порталу Biz360.ru рассказал совладелец «Шахматной школы №1» Сергей Жвакин.
Сергей Жвакин, 33 года, управляющий партнёр
«Шахматной школы №1». Закончил Московский институт электроники и математики по специальности «инженер электронных приборов». После вуза работал на управляющих должностях в крупных компаниях, был директором семейного парка «Весёлые джунгли». Сеть «Шахматная школа №1» основал в 2015 году вместе с другом Евгением Шемонаевым, сегодня у школы 17 филиалов в Москве и Подмосковье.
В детстве Сергей Жвакин занимался шахматами на довольно серьёзном уровне. Он учился в шахматной школе олимпийского резерва СДЮШОР №3 и был чемпионом Москвы в составе школьной команды. Но стать профессиональным шахматистом не захотел: в этом виде спорта заработать могут только самые лучшие игроки.
Закончив институт, Сергей около 10 лет работал в различных компаниях, в том числе на позициях топ-менеджера. Но и шахматы не забывал. Ещё во время учёбы в институте начал вести занятия в частных школах Москвы и проводить турниры. Это занимало у него примерно по 10 часов в неделю.
В 2015 году Сергея пригласили в Школу олимпийского резерва прочитать лекцию о шахматах. На лекции он заметил, что детей на шахматы ходит много – все группы были заполнены. Это натолкнуло его на мысль о создании собственной шахматной школы.
Сергей набросал «на салфетке» план открытия школы и показал его своему другу Евгению Шемонаеву, который тоже серьёзно занимался шахматами. Для запуска требовалось найти помещение, нанять тренеров и закупить несложный инвентарь: шахматные и демонстрационные доски, шахматные задачники, часы. Уже через несколько недель партнёры арендовали своё первое помещение в студии рисунков в районе Красной Пресни и открыли набор в группы.
«По моему опыту, от принятия решения до его реализации должен проходить минимум времени. У меня таких салфеток с «бизнес-планами» было уже несколько десятков. Если в течение месяца ничего не начинается, проект откладывается в долгий ящик. На этот раз мы начали действовать сразу же. Тем более мы были компетентны в продукте, и примерно понимали, что нужно делать», - говорит Сергей Жвакин.
Первоначальные инвестиции в проект составили 50 тысяч рублей: 20 тысяч потратили на рекламу и 30 тысяч – на закупку инвентаря. Но вскоре друзей ждало разочарование. Несмотря на все усилия, набрать первую группу так и не удалось. Причиной стала высокая конкуренция - оказалось, что рядом уже был шахматный клуб. К счастью, много денег потеряно не было: партнёры не успели арендовать площади на длительный срок, а арендодатель во время тестового периода не взял с них плату, за что Сергей и Евгений ему до сих пор благодарны.
Первые трудности не остановили предпринимателей. Новой идеей стала почасовая аренда площадей в библиотеках Москвы. Как-то Евгений Шемонаев, проходя мимо библиотеки, увидел, что там проводятся занятия по английскому языку. Он зашёл и спросил, можно ли там же проводить занятия по шахматам. Сергей и Евгений арендовали помещение в этой библиотеке на месяц для проведения 4 часов занятий в неделю. Клиентов искали с помощью расклеенных по району бумажных объявлений. Таким образом, удалось набрать первых трёх ребят, с которыми и стали заниматься.
«Даже у детских клубов с множеством кружков, насколько мне известно, большие проблемы в несезон. А если направление только одно, держать помещение смысла нет. Поэтому это либо почасовая оплата, либо субаренда у детских клубов. По такой схеме работает весь рынок. Я не знаю ни одной шахматной школы, которая бы на постоянной основе арендовала помещение», - объясняет Сергей Жвакин.
Опыт работы в библиотеке натолкнул компаньонов на мысль о том, что точно так же занятия по шахматам можно проводить и в других районах Москвы. В каждом из них есть несколько современных библиотек, сдающих свои площади в аренду для различных образовательных проектов.
Основатели «Шахматной школы №1» искали помещения в районных библиотеках и объявляли о наборе группы. Если по новому адресу поступало более 10 заявок, новая «точка» начинала свою работу. Как правило, приходил заниматься каждый второй из подавших заявку. В первый рабочий сезон (2015/2016) таким образом появилось 5 филиалов, расположенных на западе Москвы. В сентябре 2016 года открылось ещё 3 новых клуба.
Помимо библиотек свои площади предоставили два детских клуба сети «Верный курс» в подмосковном городе Лобня. Эти клубы проводят занятия по разным направлениям – от школьных предметов и искусств до спорта и общего развития.
8 клубов «Шахматной школы №1» были расположены в разных районах Москвы и Московской области – от Лобни до Голицыно. Несмотря на увеличение количества «точек» и их удалённость друг от друга, Сергей Жвакин и Евгений Шемонаев вели административную работу вдвоём, без привлечения нанятых сотрудников. Занятия вели приглашённые тренеры.
Первоначальные инвестиции окупились через полгода. «Шахматная школа № 1» с несколькими филиалами вышла на окупаемость примерно через год. В сезон (учебный год) каждая точка окупается примерно через 2-3 месяца.
По итогам второго года работы количество учеников по сравнению с первым сезоном выросло почти вдвое. Примерно во столько же возросла и прибыль. Основатели «Шахматной школы №1» считали, что система обкатана и готова к масштабированию. Поэтому весной 2017 года они решили удвоить количество клубов к сентябрю. В течение 3 месяцев было проведено около 200 собеседований. По их результатам отобрали 15 преподавателей.
С осени 2017 года занятия «Шахматной школы №1» проходили в 16 разных точках. Но первые два осенних месяца показали, что такой бурный рост не обошёлся без серьёзных проблем. Количество учеников выросло почти вдвое, но выручка увеличилась всего в полтора раза, а прибыль – не более чем на 20%.
Основной сложностью, по признанию Сергея, стал слабый контроль ситуации в новых клубах. Поэтому основатели проекта решили нанять дополнительных администраторов. Так как сами Сергей и Евгений занимались администрированием в 8 точках, то на такое же количество новых кружков решили назначить двух человек.
«Оказалось, что администраторы – это не совсем мы. Клубы контролировались довольно слабо. Родители не получали квитанции об оплатах, оплачивали их не вовремя. Начали подводить и некоторые тренеры. Кто-то из них опаздывал на занятия, кто-то отставал от программы. В октябре мы поняли, что находимся в хаосе. Прибыль почти не повысилась, а расходы выросли почти в два раза», - вспоминает Сергей.
Чтобы исправить ситуацию, в ноябре 2017 года основатели школы усилили контроль за работой клубов. Администраторов обязали посещать каждое отделение раз в две недели. Во время этих проверок они должны заполнить чек-лист, в котором работа клуба оценивается по нескольким показателям: вовремя ли пришёл тренер, как он выглядел, выполнил ли программу, не было ли проблем с дисциплиной.
После занятия администратор беседует с родителями. Он спрашивает о замечаниях и пожеланиях к организаторам школы, информирует о предстоящих турнирах, лекциях, вебинарах. Кроме того, каждый тренер присылает отчёты о численности детей на его занятии. После получения всей информации Сергей с Евгением решают, какие именно «точки» им нужно посетить лично.
На проблемы в филиале указывают опоздания тренера, уменьшение количества учеников, жалобы клиентов и партнёров. Один из ключевых негативных признаков – регулярное отсутствие на соревнованиях или систематическая слабая игра учеников филиала.
Проблему неполученных квитанций решили с помощью автоматизированной рассылки платежей по электронной почте и в мессенджерах. Квитанцию можно скачать и на сайте школы. Получение и оплата квитанций также контролируется администраторами во время посещения клубов.
«После всех принятых мер стало чуть получше. Не могу сказать, что мы подняли показатели в два раза по сравнению с прошлым годом. Но все наши улучшения имеют отложенный эффект и обязательно скажутся на финансовых результатах», - уверен Сергей Жвакин.
Сейчас занятия «Шахматной школы №1» проходят в 17 филиалах. Среди «точек», добавленных за последние полгода, шесть находятся на территории Новой Москвы: Троицк, Коммунарка, Воскресенское, Газопровод. Открыли их, как и большинство других клубов, в библиотеках.
Всего в «Шахматной школе №1» занимаются 250 учеников в возрасте от 4 до 12 лет. Около 70% из них – мальчики, но они составляют большинство не в каждой секции: например, среди учеников одной из групп филиала в Марьиной Роще девочек около 80%.
В каждой студии занимается от одной до трёх групп, в каждой из них – от 5 до 10 человек. Если студия новая, группы делятся по возрасту. Через несколько месяцев занятий в «старшую» группу переводят всех ребят, делающих успехи, несмотря на их возраст. Тех, кто приходит в течение учебного года, как правило, записывают в младшую группу, даже если новичку 9-10 лет. Спустя пару месяцев, если у него начинает получаться, его подключают к старшей группе.
«В старшей группе занимаются те, кто уже умеет играть в шахматы. Им может быть и 6, и 10 лет. Неудобств от разницы в возрасте не возникает, потому что всё общение идет вокруг шахматной доски. Я сам ездил на сборы и помню, что там были дети от 8 до 16 лет, и никаких проблем с пониманием друг друга у нас не было», - рассказывает Сергей Жвакин.
В середине учебного года в школу берут не всех. Если основатели проекта понимают, что ребёнку будет сложно, они дают родителям материал для начинающих в игровой форме. Его просят изучить дома и только после этого прийти записываться.
Главная задача на первый год обучения – заинтересовать шахматами и научить играть партию от начала до конца. Новичкам рассказывают о том, как появились шахматы. Информацию о том, как ходит каждая фигура, дети усваивают с помощью игр. Спустя полгода занятий ученики начинают играть друг с другом свои первые партии. За победу в них вручают грамоты, а проигравших подбадривают утешительными подарками.
«К концу учебного года у них просыпается желание обыграть друг друга. И в этом смысл. Как только ребёнок понял, что шахматы – это спорт, и ему нужно занять первое место, как правило, его из шахмат уже не утащишь. Тех, кто научился играть, но им просто не нравится игра, не более 15%», - делится своими наблюдениями Сергей.
После двух лет обучения ученики «Шахматной школы №1» умеют строить осознанный план шахматной партии. Они разбираются в различных вариантах дебютов, продолжений и окончаний игры. Но главное – дети участвуют в соревнованиях и учатся анализировать свои турнирные партии. Именно это, по словам Сергея, является основой роста каждого шахматиста.
Занятия проводятся два раза в неделю. По мнению тренеров, для наилучших результатов ребёнок должен быть в контакте с шахматами четыре раза в неделю: 2 – на занятиях и ещё 2 – выполняя домашнюю работу.
Урок продолжается 60 минут. План каждого занятия расписан поминутно, и тренеры должны ему следовать. Они получают сценарий урока в виде файла или бумажной папки со всеми упражнениями и материалами. Если преподаватель считает, что какую-то тему может рассказать лучше, чем прописано в сценарии, он должен прислать свой текст на согласование. Такие ситуации возникают довольно часто: у тренеров высокого уровня немало своих интересных находок.
Каждый урок начинается с проверки домашнего задания, что занимает 5-10 минут. На учебный материал по программе уходит 35-40 минут. Оставшиеся 15-20 минут дети играют между собой партию. Те, кто ещё не умеет играть, рисуют в раскрасках на шахматную тему. А для хорошо играющих ребят проводятся целиком практические занятия. На первом ученики играют партию с записью ходов, на втором проводят её детальный разбор.
Начиная со второго года обучения, юные шахматисты регулярно участвуют в турнирах. Их проводит сама шахматная школа 1-2 раза в месяц. По результатам соревнований рассчитывается и обновляется официальный рейтинг каждого участника в Российской шахматной федерации.
Проведение таких турниров, по мнению Сергея Жвакина – важное преимущество в конкурентной борьбе. «Например, в Лобне никогда не было турниров с обсчётом рейтинга в шахматной федерации. В 2017 году мы привезли туда такие турниры», - замечает он.
Чтобы проводить «рейтинговые» турниры, школа Жвакина и Шемонаева вступила в Российскую шахматную федерацию. Для регистрации в этой организации нужно было подготовить требуемые документы (заявление по специальной форме, информацию о количестве учеников школы и руководителе). Только после этого школа получила право присылать «на обсчёт» проведённые турниры.
«Видеть себя в рейтинге – это серьёзный стимул для ребят. И для родителей тоже очень важно, что их ребёнок получает личный рейтинг. Начиная со второго года, занятия шахматами без соревнований не имеют смысла. Человек не будет лучше играть, если не будет участвовать в турнирах и анализировать собственные партии», - убеждён Сергей.
Своим основным преимуществом на рынке основатели «Шахматной школы №1» считают высокий и при этом одинаковый во всех студиях стандарт работы. Школа гарантирует, что ребенок из любой студии через год занятий «с нуля» будет готов сыграть на первом турнире.
Большинство тренеров школы – шахматисты довольно высокого уровня (от первого разряда и выше). Как показывает практика, учить детей «с нуля» может и человек со вторым-третьим разрядом, занимавшийся шахматами не менее 5 лет. Но у более сильных шахматистов при проведении занятий есть важное преимущество.
«У тех, кто играл на более сёрьезном уровне, шахматная доска на занятии идёт фоном. Когда я что-то показываю, то могу на доску не смотреть. Я двигаю фигуры и на автомате понимаю, что там происходит. Поэтому всё внимание я уделяю детям: чтобы они сосредоточенно слушали, не баловались и не болтали. Преподаватель более низкого уровня постоянно смотрит на доску, потому что не уверен, правильно ли на ней стоят фигуры. И дети чувствуют, что он их не контролирует, начинается беспорядок. Так что приходится искать достаточно сильных шахматистов, но при этом понимающих и чувствующих детскую аудиторию», - говорит Сергей Жвакин.
Основная проблема с преподавателями – это опоздания. С опозданиями борются при помощи штрафов. Если тренер опаздывает систематически, то его увольняют и заменяют на другого. К настоящему моменту расстаться пришлось с каждым десятым преподавателем.
Некоторые из тренеров – профессиональные шахматисты, которые преподают в свободное от турниров время. Они могут много дать своим ученикам, но работу с такими преподавателями затрудняет их усталость после соревнований. «Я по своему опыту понимаю, что если отыграл 7-часовую партию, потом пару дней вообще ничего не соображаешь», - добавляет Сергей.
Поиск нового педагога занимает минимум времени. Во время собеседований летом 2017 года около 50 кандидатов было отобрано «в резерв». Если освобождается вакансия, остаётся только позвонить тренеру из этой базы, живущему недалеко от места проведения занятий. Таким же образом решается и вопрос временной замены педагога на одно или несколько занятий. Иногда занятия проводят сами основатели «Шахматной школы №1», но это бывает нечасто из-за нехватки времени.
Важный плюс для любых преподавателей – собственная учебная литература. Сергей Жвакин и Евгений Шемонаев написали две книги: учебник (пошаговое руководство для детей и родителей по обучению шахматам) и задачник для начинающих шахматистов.
Сергей Жвакин перестал работать на полный день в найме в феврале 2016 года, когда ушёл с должности гендиректора парка «Весёлые джунгли». Но он попросил оставить за ним должность директора по развитию в качестве второй занятости, так как не хотел покидать интересный ему проект. На эту работу он тратит примерно 15-20 часов в неделю.
Цены на занятия в шахматной школе зависят от филиала. В Москве стоимость занятий составляет 4500 рублей в месяц, в Подмосковье и Новой Москве – 3800 рублей.
Устанавливая цены, Сергей и Евгений ориентировались на рынок детских занятий в целом. «Мы конкурируем не только с множеством шахматных школ. Наши конкуренты - большое количество других детских досуговых заведений. Если родители записали ребёнка на один-два кружка, на третий могут и не записать. Оценив, какое место можем занимать в кошельке родителей, мы взяли цены чуть ниже средних по рынку», - объясняет Сергей.
С одного занятия в детских клубах шахматная школа получает несколько меньше, чем от занятия в библиотеке. Но это компенсируется тем, что в таких клубах есть свои администраторы, которые берут на себя часть работы по приёму и регистрации детей.
Пропущенные занятия школа компенсирует с помощью вебинаров. Их Сергей Жмакин проводит каждый месяц, рассказывая на онлайн-занятиях самые важные темы для тех, кто не смог посетить занятия. Каждый вебинар смотрят по несколько десятков человек. Проводятся и занятия по скайпу с учениками из регионов. Но с дошкольниками такой способ не очень эффективен - ребёнок постоянно отвлекается. Сейчас онлайн-занятия приносят не более 7-8% от общего дохода школы.
По оценке Сергея Жмакина, около 40% клиентов приходит из различных интернет-каналов. В основном это аккаунты в Instagram и «ВКонтакте», а также локальные группы в соцсетях. Например, перед открытием в посёлке Коммунарка (Новая Москва) был размещен пост в местной группе «ВКонтакте», у которой 4000 подписчиков. За сутки из неё поступило 7 заявок на обучение.
Начинает пользоваться популярностью и собственный сайт «Шахматной школы №1». По запросам «шахматы в районе» он выходит на первую страницу в основных поисковиках. Для этого используется поисковая оптимизация, которую Сергей настраивал самостоятельно – помог его опыт работы директором по маркетингу.
Ещё 40% учеников приходит после участия в мероприятиях - например, летом школа проводит игры и мастер-классы в парках. Остальные 20% - это расклейка объявлений по подъездам, как и в первый год работы школы. Иногда для этих целей нанимаются расклейщики. В остальных случаях объявления клеят основатели школы или тренеры (за небольшую плату).
Осенью 2017 года Сергей и Евгений подготовили презентацию «Шахматы в русской литературе», с которой выступали в школах. В ней, к примеру, рассказывается о шахматах в жизни и произведениях Льва Толстого и приводится одна из его партий.
Эта лекция появилась благодаря книге «Они играли в шахматы», которую Евгений Шемонаев случайно увидел в библиотеке. На её основании он и Сергей подготовили презентацию, с которой пошли к руководству шахматной федерации Западного округа Москвы. Федерация написала письма директорам школ с просьбой организовать проведение лекций. После этих презентаций в шахматную школу записались несколько учеников.
Около 70% новичков после первого года обучения записываются на следующий год. Перед началом нового сезона администраторы обзванивают клиентскую базу каждого филиала. Как показал опыт, если не работать с базой, то за межсезонье «теряется» до 50% учеников.
В приоритетах основателей клуба на текущий год – улучшение качества администрирования клубов. Количественный рост запланирован небольшой - в 2018 году будет открыто не более двух собственных точек в библиотеках и три-четыре филиала в детских клубах.
В 2017 году «Шахматная школа №1» объявила о продаже франшизы. На неё поступило около 30 заявок, но сейчас по франшизе работает всего один клуб – в посёлке Немчиновка. Создатели школы хотят «обкатать процессы» при сотрудничестве с одним франчайзи, чтобы исправить все возможные недостатки.
«Мы хотим всё протестировать и не попасть в ловушку, в которую часто попадают люди, начинающие рано продавать франшизы. Если мы продадим 100 франшиз, то любую нашу проблему мы растиражируем в 100 раз. Это приведёт к коллапсу для всех. К лету мы настроим все процессы и поймём, как отработала первая франшиза. И только если партнёр останется доволен сотрудничеством, мы активизируем продажу франшиз», - говорит Сергей Жвакин.Читайте также:
Ну очень гибкий бизнес: как заработать на школе шпагата.
Бизнес на пуантах: как устроена школа балета и стретчинга.
Мальчики на футбол, девочки на танцы: как заработать на детском спорте.