Наталья Замахина с 1986 года до начала нулевых работала художником по костюмам на киностудии «Ленфильм» - в её нарядах щеголяли на экране многие звёзды отечественного и мирового кино. Многие из этих нарядов оставались у неё: сначала как экспонаты личной коллекции, а позднее уже в качестве актива её небольшого, но увлекательного бизнеса – гардероба исторического костюма, вещи из которого арендуют для съёмок в клипах и рекламных роликах, участия в балах и карнавалах, для корпоративных вечеринок и свадеб. О том, как заработать на прокате исторических костюмов, порталу Biz360.ru рассказала основатель проекта «Капуssta» Наталья Замахина.
Наталья Замахина, предприниматель из Санкт-Петербурга, основатель проекта
«Капуssta» (прокат исторических костюмов для киносъёмок, рекламы, клипов, карнавалов, фотосессий и корпоративных вечеринок). Образование: Художественно-промышленное училище им. Мухиной. До открытия своего бизнеса 30 лет работала художником по костюмам на «Ленфильме». Лауреат премий «Ника» и «Золотой Орёл», член Союза кинематографистов России. Проект «Капуssta» запустила в 2003 году.
«Это костюмы массовки из фильма Алексея Германа «Трудно быть богом», созданные моей подругой Катей Шапкайц, - обыденно говорит хозяйка 20-тысячной коллекции гардероба исторического костюма «Капуsstа» Наталья Замахина. - Они внезапно стали популярны из-за «Игры престолов» и «Властелина колец» - теперь их часто берут в прокат для съёмок клипов, рекламы, на тематические вечеринки. А это шлем из «Александра Невского» от Тани Патрахальцевой, на самом деле он лёгкий, из пластика, везли его из Англии, так как в СССР такого пластика не умели делать».
...В роскошном Мраморном зале ДК Кирова на площади 700 квадратных метров - творческий беспорядок: исторический гардероб переезжает на Кожевенную линию, 30. Редкие из-за переезда гости блуждают среди лабиринтов стоек, теряя ощущение времени и пространства.
Наталья, в прошлом художник по костюмам «Ленфильма», пакует чемоданы, волнуется: «Когда-то мы очень нервничали, сможем ли заработать столько денег, чтобы платить за эту роскошь. А теперь думаем, осилим ли новый почти гектар».
«Сейчас я не работаю в кино - мне стало скучно. В последний раз продюсер уговорила поехать консультантом по всему русскому к Ральфу Файнсу на картину «Белый ворон» о Рудольфе Нуриеве. Я её ещё не видела - она недавно вышла», - рассказывает Наталья. По её словам, Файнс остро переживал из-за допущенных ляпов в «Онегине», смехе в зале при звуках «Калинки-малинки». И очень хотел снимать «Белого ворона» в России. Но не получилось - и Петербург «перенесли» в Белград, куда Наталья ехала нехотя, предполагая, что придётся исправлять чьи-то ошибки, а это всегда неприятно.
«Ну, представьте: профессорская чета, с дочкой которой сдружился Нуриев, в их квартире устраивается суаре с друзьями и разговорами о музыке, искусстве. Я захожу в павильон и вижу: вооот такой огромный лоток, куда красиво выкладывают гречневую кашу, а сверху - котлеты! У меня руки опускались, - вспоминает она. - Съёмочная группа - англичане, французы, сербы. Славные люди. Ну не чувствуют они, место ли в профессорской квартире чеканке с Есениным, обнимающим берёзки!
Или знакомят меня с сербским поваром, а он в Швеции работал с русским коллегой и думает, что хорошо осведомлён о русской кухне. И он, горд собой, смотрит на меня, улыбается, ждёт, чтобы я одобрила его гречневую кашу…
Всё равно масса нюансов осталась, которые не исправить. И когда меня Файнс спрашивал: «На-та-ша, это так, да?», я отвечала «да», потому что если я скажу «нет» - что делать? Отменять съёмку? Ужасно неприятно.
При этом все так тепло ко мне относились, в первую очередь - Файнс, который до этого видел меня мельком на «Ленфильме», когда приезжал принимать декорации. Но он тааак изобразил нашу встречу на съёмочной площадке, - я рыдала, вот что значит актёр-актёрыч! Он ТАК на меня смотрел, ТАК обнимал и ТАК говорил «На-та-ша», как будто у нас с ним что-то было. Я и сама чуть в это не поверила!»
Проект «Гардероб исторического костюма «Капуssta» родился и вырос из кино. В 90-е наши киношники были квалифицированной, но дешёвой рабочей силой для иностранцев, которые повалили в Россию снимать всё, что угодно: и Париж, и Вену, и прочие столицы.
«Тут-то первые костюмы и начали «прилипать» к моим рукам», - говорит Наталья Замахина. - Вот мы отработали французскую картину «Мадемуазель O» по Набокову (1994 год, режиссёр Жером Фулон): одежду на массовку брали в прокат на «Ленфильме», а для заглавных ролей под конкретных актёров костюмы создавала я - у французов был на это бюджет. Увозить отснятые вещи за границу - дело хлопотное, затратное и бесполезное - зачем им галоши во Франции? Поэтому их отдавали: «У тебя сохраннее будут».
И действительно, у меня осталось несколько костюмов с начала 90-х годов - они живы-здоровы, работают, снимаются в кино! А вот мужских костюмов с той картины не сохранилось - я их сшила из холста, бортовки, льна - других-то тканей не было у нас. И французские актёры все эти костюмы-тройки - а в них мало что изменилось с чеховских времён - расхватали, купив в личное пользование. Вещи сидели с иголочки - закройщик на «Ленфильме» - виртуоз, в коллекции «Капуsstы», кстати, есть два скроенных им костюма на Даню Козловского, так они любого украсят!»
Основная часть коллекции - это костюмы, созданные самой Натальей: «Сколько их? Невозможно сказать - это как сосчитать, сколько раз вы поцеловали своего ребёнка».
Сейчас костюмы от Натальи Замахиной снимаются в Петербурге у Авдотьи Смирновой - в 8-серийном биографическом фильме о Вертинском. А всего на счету Натальи как художника по костюмам - около ста российских и зарубежных фильмов, среди которых «Екатерина» (2005), «Распутин» (2004), «Война и мир» Роберта Дорнхельма (2007), «Про Федота-стрельца» (2002), «Сёстры» (2001), «Гольфстрим под айсбергом» (2012), «Ленинград» (2007), «Ветка сирени» (2007) - всех не перечислить.
Все вещи, отыграв свои роли, пополнили коллекцию «Kapusstы», сделав её уникальной, неповторимой: так, здесь могут рядышком висеть костюмы императрицы и бабки на завалинке из фильма «Бункер» Оливера Хиршбигеля, где Наталья выступала супервайзером, помогая одевать русских персонажей - гражданских и деревенских жителей.
Всё время создаются и новые костюмы - те, которые могут быть востребованы в кино или жизни, те, которых ещё нет в России - Наталья следит и за трендами зарубежного кино. Если известно, что у какого-либо режиссёра есть планы снимать нечто «русское», Наталья с удовольствием шьёт костюмы с использованием антикварных и современных материалов, отражающих стиль эпохи.
«Их могут взять сниматься в картине, а могут не взять - это мои риски. Но я шью сейчас только то, что мне нравится, и гардероб пополняется. Вот, в пейнтбол рядом с нами играют - почему бы не предложить им делать это в необычных костюмах?»
Бывает, в гардероб мешками привозят вещи из проданных квартир - ни новым, ни старым хозяевам они не нужны. «А мне заштопанные, затасканные носки нужны, потому что кинообраз создают. Новые купить - небольшая проблема, а где взять вязаные, штопанные-перештопанные, «пожившие» носки, чтобы бабку на завалинку посадить? - говорит Наталья. - Что-то дарят, что-то я покупаю на барахолках или в секондах, что-то привожу из Европы - вот настоящий старинный цилиндр, например, с антикварного рынка».
Небольшая часть костюмов перешла по наследству от Михайловского театра - из отыгранных, вышедших из репертуара спектаклей. «Вещи списали на склад, - объясняет Наталья. - Когда руководителем в театр пришёл Кехман и узнал, что под костюмерную арендуют ангар в новостройке и платят за него деньги, приказал всё закрыть. А у меня там подруга работает, спросила: «Надо?»
Достав из-под пыли и вдохнув новую жизнь в некогда блиставшие на сцене костюмы, теперь их сдают для школьных или студенческих постановок. «Говоря честно, театральные костюмы и киношные - две большие разницы, - говорит Наталья. - Мы как-то снимали в Мариинском театре - я смотрю: пачки все черные-пречерные на талии - даже зашиты черными нитками. От пыли! Как так, думаю? У нас в кино на крупном плане каждую соринку заметно. А в театре 15 метров до ближайшего зрителя - этого просто не видно».
Название «Капуsstа» произошло от методики облачения в рабочую одежду на съёмочную площадку. Когда с шести утра съёмки идут в дикий холод на улице, а днём продолжаются в жуткой духоте музея, костюм должен быть продуман до мелочей - тут не наденешь пижаму под свитер, потому что в процессе придётся раздеваться или «умереть» в интерьере.
Так же, по принципу «капусты», Наталья снаряжала и актёров на съемку - если летом герой в футболке, в довесок непременно шёл свитер или ветровка: чтобы, когда ту же самую сцену снимают в сентябре или при другой погоде, тёплые вещи не возникали в кадре из ниоткуда.
Прокат костюмов начал работать в 2003 году - к этому времени у Натальи как раз накопилась внушительная коллекция исторических костюмов и аксессуаров - шляп, зонтиков, сумочек, вееров, украшений и т.д.
Причиной стало то, что в какой-то момент знакомые и знакомые знакомых начали просить наряды напрокат - для фотосессий, на карнавалы, свадьбы или вечеринки. Кроме того, обращались и коллеги из кино, театра и рекламной индустрии – спрашивали про костюмы для фильмов, антрепризных спектаклей, рекламных и музыкальных клипов. А вот купить костюмы из гардероба нельзя - это нерентабельно для бизнеса.
Цены на прокат - в зависимости от образа: от самого простого к сложному в среднем от 3000 до 20 000 рублей за сутки. «Редко, но сталкиваемся с пропажами. Когда что-то исчезает, мы замечаем это лишь спустя время - никого не приходилось ловить за ногу. - говорит Наталья. – Например, было у меня три кокошника дивной красоты - их делала моя подруга Тамара Сеферян для Жар-птицы, Сирин-птицы и Гамаюн-птицы из «Сказа про Федота Стрельца». А теперь одного красного кокошника нет, и никуда завалиться он не мог. Исчез, и я о нём горюю».
Прокат костюмов - бизнес сезонный: пик - перед Новым годом, когда могут арендовать до 300-500 костюмов в месяц, а также перед праздниками типа Хэллоуина. Каждый раз перед сезоном в проект набирают помощников-костюмеров - своими силами с потоком клиентов не справиться. С февраля по апрель, как правило, спад - клиентов по пальцам пересчитать, если не случится крупный заказ на широкую Масленицу.
Неплохие месяцы - с мая по август: идут свадьбы, праздники, а также ежегодные фестивали: «Времена и Эпохи» в Москве, фестиваль тюльпанов на Елагином острове в Петербурге, костюмированный летний фестиваль Odyssey.
Среди постоянных клиентов - крупные агентства праздников: «Арт-фестиваль», «Посольство праздника» и другие; есть рамочный договор с петербургской «Новой Голландией».
У проекта есть сайт, который делала старшая дочь Натальи, а также группы в соцсетях: «ВКонтакте», Facebook, Instagram. Больше всего клиентов приходит через группу в «ВКонтакте», возможно, потому что она была создана первой, в ней сейчас более 15 тысяч подписчиков.
Рекламный бюджет - от 20 тысяч рублей в месяц и выше, зависит от месяца: например, запуск рекламы обычно идёт перед Хэллоуином и другими подобными датами. Также деньги вкладываются в продвижение сайта, чтобы тот держался в топе.
Сотрудничество со СМИ, в том числе, с проектами уровня «Собака.ру» - скорее имиджевая история, не влияющая на продвижение и продажи.
«Мы пытались привлечь директора по развитию со стороны, который бы разработал стратегию, посмотрел на проект под новым углом, что вывело бы его на другой уровень, - говорит Наталья. - Все ахают, что у нас уникальный продукт, но предлагают не только неинтересное и скучное, но и вовсе абсурдное: «У вас такой бренд - чего футболки не делаете?»
«Нам довольно сложно выживать: пока шёл экономический рост, мы тоже росли, но после обвала рубля в 2014 году бизнес, как и у всех, просел»,- делится Наталья.
Львиная доля расходов - это аренда: в ДК за 700 квадратных метров платили 300 тысяч рублей в месяц. Сейчас переехали в новое место – оно больше и дороже. Чтобы осилить аренду за оба помещения в октябре, Наталье пришлось занимать деньги.
«Для того, чтобы нормально выживать - выплачивать аренду, зарплаты, пополнять коллекцию новыми костюмами, а прибыль вкладывать в развитие проекта - надо зарабатывать 700 тысяч рублей в месяц. И мы стараемся их заработать. Раз 16 лет существуем, значит, пока всё получается.
Я надеюсь, что переезд - а это физическая и моральная встряска - даст проекту второе дыхание. До этого я «лежала, мечтала и ела пюре»: все шло из года в год потихоньку, по отработанному сценарию, а сейчас - стресс. Будем крутиться. Будем делать красиво, привлекательно. Есть новые идеи, например, предложить сотрудничество фотостудиям».
В команде «Kapusstы» - три человека, все «родом» с «Ленфильма». Кроме самой Натальи, которая отвечает за коллекцию и её пополнение, есть гендиректор Лариса Хомченко (ранее костюмер и ассистент художника по костюмам), курирующая работу с корпоративными заказчиками, ведение соцсетей, рекламу и бухгалтерию, и технический директор Светлана Стаценко (ранее костюмер и ассистент художника по костюмам) - она занимается общением с клиентами и подбором образов для них. На фрилансе привлекаются и помощники - стиральщица, гладильщица, уборщица.
«Мы - не единственные на рынке, есть, например, в Петербурге фирма по прокату костюмов, созданная из бывших театральных мастерских Мариинского театра. Но я не слежу за ними, зачем? - говорит Наталья. - Я выращена в духе «не хвались, подожди, пока другие тебя похвалят». Нас воспитывали так, что очень сложно сказать: «Мы - лучшие!» Нет-нет, как это? Пусть это скажет кто-нибудь другой, а не я».
У огромного количества людей праздник начинается здесь. Потому что выбор и примерка костюма часто уже начинают задавать праздничное настроение.
«Как-то для сотрудников богатой компании заказали костюмированный вечер, - рассказывает Наталья. - В гардероб привезли шампанское. Идёт примерка. Заказчик решил: женщин оденем полностью, а мужчин слегка: одному - шляпу, другому - трость. Так что вы думаете?! Мужики одевались по полной: чулки, кюлоты, туфли на каблуках - это ж XVIII век! Все парики напялили, веселились! Натягивают чулки в раздевалке: «А у тебя сколько заводов в Москве?» «У меня - пять. А у тебя?»
Или приходит усталая женщина - ей начальство сказало быть в костюме! А она такая несчастная, ей не хочется наряжаться, она стесняется. А мы: тут затянули, там подложили - декольте сделали; где залысина - парик или шляпка с пером и… это же сразу заметно, как человек начинает смотреть на себя в зеркало - улыбаться, светиться от радости. Это очень приятная работа, когда человек уходит от тебя со счастливыми глазами».
Читайте также:
Как заработать на производстве костюмов для косплеев.
Монстры на заказ: как заработать на реквизите для квестов.
Разодеты в пух и прах: как заработать на исторических костюмах.