Монстры на заказ: как заработать на реквизите для квестов

Прочтёте за 5 мин.

На лицо ужасные, добрые внутри

IT-инструменты, которые использует Иван Плотников

  • Telegram
  • YouTube
  • Jivosite

Когда-то в комнатах страха специально нанимаемые мальчишки выпрыгивали из темноты и истошно вопили - пугали публику. Сегодня за такое никто денег не заплатит. Участник квестов требует, чтобы монстр – так монстр, а инопланетянин – так инопланетянин! И если есть спрос, то должно быть и предложение. О том, как cделать бизнес на монстрах, инопланетянах, василисках из «Гарри Поттера» и прочих потусторонних созданиях, порталу Biz360.ru рассказал  основатель студии скульптуры и бутафории FreeArt Иван Плотников.

Досье

Иван Плотников, 26 лет, предприниматель из Новосибирска, основатель студии  FreeArt. Окончил Институт педагогики и психологии Тюменского госуниверситета по специальности «ландшафтный дизайн». Работал в Музее смерти Новосибирского крематория. В 2015 году основал студию FreeArt, которая выполняет заказы для квестов, театров, коммерческих предприятий России, Европы и США. Женат.

Иван Плотников

«Я с четырнадцати лет делал евроремонты»

FreeArt – это студия бутафории и скульптуры, где делают монстров, зомби, инопланетян и ещё много разных прочих субъектов для квестов, которые стали популярны в мире и в России совсем недавно – в 2013-2014 годах. Получается, что Иван Плотников шёл к своему бизнесу, а ему навстречу двигалась индустрия, которую его бизнес будет обслуживать. И в 2015 году они встретились. 

Иван родился в Новокузнецке. Отец, Алексей Иванович, в советские годы работал художником-оформителем - как говорит Иван, «был одним из главных в городе». Художественное мышление в Иване – от отца. Ещё от отца – смелость. Алексей Иванович не боялся всё менять: в 1989 году переехал на Алтай, трудился в сельской школе учителем изобразительного искусства, трудов и музыки, не боялся работы (когда заказов по художественной части не стало, пошёл в строители). В результате научил работать сына не только кистью, но и разными строительными инструментами. 

«Я с четырнадцати лет делал евроремонты. Сначала отцу помогал, потом стали звать на объекты меня одного, а в 21 год руководил строительством коттеджа от начала и до конца. Поэтому я и художник, и строитель, и отделочник, и прораб. Были мысли в этом направлении бизнес открыть, но не открыл - и хорошо. Там тоже ответственность немаленькая» - говорит Иван. 

Первые бизнес-эксперименты

Тут надо добавить, что, кроме художественных и строительных способностей, у Ивана имелись задатки к точным наукам. «В школе физика мне хорошо давалась, я даже делал мелких роботов из разных конструкторов. Мама у меня физик, химик, биолог, поэтому она хотела, чтобы я пошел в какую-то из этих областей» - говорит предприниматель. 

В 16 лет он поступил на отделение декоративно-прикладного искусства Кемеровского художественного училища, на керамику, но через два месяца ушёл – «не понравилось». Вернувшись домой, снова строил. В 2008 году друзья позвали Ивана в Тюмень. Работал в фирме по монтажу газового оборудования, собирали газовые печки. И тогда же поступил в Тюменский государственный университет. 

«При конкурсе 14 человек я поступил на бюджет. Художественное училище, хоть я его и бросил, помогло. На ландшафтный дизайн пошёл потому, что потянуло на учёбу по художественной части, а там была эта специализация. Днём учился, по вечерам работал. В числе прочего, нам преподавали скульптуру, простейшие азы  - лепили из глины, снимали форму из гипса» – рассказывает Иван.

Иван Плотников 

После вуза он приехал в Новокузнецк, работал скульптором-моделистом. «Делал мастер-модели, чтобы снимать с них форму и уже изготавливать фигурки из бронзы для vip-сувениров разным организациям. Это же Кузбасс – сувениры были  в виде фигурок шахтёров и горноспасателей, размером от двух до тридцати сантиметров. Для горбольницы №1 Новокузнецка отливали тридцатисантиметровые статуэтки богини здоровья Гигиеи», - вспоминает Иван Плотников. 

Как часто бывает, сувенирку он делал не только на работе, но и дома – в частном порядке. «Это были разные маленькие фигурки, бюсты. Кроме этого, стенки разрисовывал. И начал понимать, что на этом можно зарабатывать. Предпринимательские амбиции были у меня давно, чуть не с детства. Первая попытка была ещё на Алтае. Я очень много рисовал, и понял, что мало блокнотов для художников. Хотел сделать блокноты реально классные, как для себя. Два месяца работал, сделал, разного формата, от А6 до А3, с жёсткой обложкой, чтобы можно было хоть на коленках рисовать. 

Заработал за два месяца на стройке около 60 тысяч, оплатил этими деньгами выпуск около тысячи этих блокнотов. Думал, что это быстро продастся, но оказалось, что это не особо кому-то нужно, и я продавал блокноты три года, ещё чуть-чуть этих блокнотов до сих пор осталось. Правда, не прогорел - выручил около 180 тысяч. Но – только через три года» - таким был первый бизнес-опыт Ивана Плотникова. Именно на тех блокнотах впервые был напечатал логотип студии FreeArt.

Иван Плотников 

В Новокузнецке он познакомился с Людмилой, будущей женой, и уже вместе они решили переехать в Новосибирск. Зачем? «Она хотела нового, я хотел нового», - отвечает на это наш герой. 

Как в Музее смерти научиться жизни

В Новосибирске у Ивана произошли два знакомства, без которых студии FreeArt могло бы и не быть - или путь к ней оказался бы длиннее. Сначала Иван познакомился с гримёром и бутафором Денисом Потеряевым, и стал работать в его мастерской, которая выполняла заказы новосибирских театров и – внимание! – квестов! 

«Я год работал с Потеряевым. Делали много чего: зомби, мумий, разные ужастики для комнат страха. Для одного из театров Екатеринбурга изготовили фигуру повешенной женщины» – рассказывает Иван Плотников. 

Иван Плотников

Но этого ему было мало, и он размещал объявления в интернете, искал работу. Так, по объявлению, его позвали делать диораму ко Дню Победы для музея, но не простого, а – для Музея смерти при Новосибирском крематории! Сергей Якушин, основавший в 2010 году крематорий, разными способами пытался приучить новосибирцев к своему мрачноватому заведению. К 70-летию Победы задумал диораму размером три на пять метров. 

«Сорок человек над ней работали. Моё – ландшафт и архитектура, а также фигурки солдат я отливал. Честно говоря, я не верил, что диорама получится, но получилось. И я понял, что если есть грамотный руководитель, то возможно всё. Сергей Борисович Якушин сильно меня воодушевил. Он сказал мне: «Художников много, скульпторов мало». Это я и сам сейчас вижу. Он показал мне, в каком направлении нужно двигаться. И личным примером демонстрировал, как распределять своё внимание, если в организации много народу» - говорит Иван. 

Иван работал с Потеряевым, в Музее смерти учился новому взгляду на жизнь, и одновременно размещал в сети объявления – искал подработку. Так в 2014 году его нашёл первый частный заказ по части бутафории, с которого, как говорит Иван, и началась студия FreeArt в её нынешнем виде.

 

«Для детского мюзикла заказали бутафорскую синюю валторну, из пластика, по размеру чуть меньше обычной, за 12 тысяч рублей. С этого и началось. Я видел, что есть спрос и потребность. Давал объявления - на платных досках объявлений, на бесплатных: «Изготавливаю бутафорию для квестов». Следующим был заказ на квест «Форт Боярд» - пушки, ядра» - вспоминает Иван. 

«Свадьба – это хороший пинок!»

А потом настал 2016 год. В январе Иван ушёл из Музея смерти, в феврале - от Потеряева, который собрался уезжать в Петербург. При этом уже была назначена дата свадьбы – на апрель. 

«Я остался без работы, а у меня через два месяца свадьба. Мне требовались деньги. Свадьба – это был хороший пинок. Я начал срочно пиариться. Начального капитала не было никакого, скорее даже минус, потому что я не работал месяц, и то, что оставалось, проел. Вставал в пять-шесть утра и до девяти утра в интернете размещал объявления: «Делаю бутафорию для квестов». Использовал соцсети, доски объявлений, сделал себе сайт. Недели через две-три появился в поисковых страницах «Яндекса». Сам я про это не знал. Но это мне помогло. Заказы пошли – Екатеринбург, Петербург, Москва. Работал по предоплате в 50 процентов. Вот так и начал» - рассказывает Иван.

Плотников Team 

Первые свои заказы - зомби, полутораметровый стеклопластиковый змей-василиск из сказок про Гарри Поттера, разные прочие другие изделия - Иван делал на балконе своей квартиры: «Была весна. Можно было работать на воздухе. Брат занимается мебелью, я заказал ему столик, который влезает на балкон, и работал». 

В результате к свадьбе Иван заработал 200 тысяч рублей – «вдвое больше, чем я зарабатывал у Потеряева и в крематории вместе взятых». Так Мастер и его Дело, наконец, нашли друг друга. 

FreeArt

Сделай то, не знаю что 

Квесты в замкнутом пространстве – популярное развлечение во всём мире и в России. Они бывают разные – страшные, приключенческие, антуражные, для детей, для подростков, для новичков, с актёрами, для большой компании и т.д. Экшн-игра, постапокалипсис, мистика, по фильмам и играм, по Гарри Поттеру,  и ещё много какие. 

Квестам нужен игровой реквизит: предметы интерьера, фигуры, артефакты, предметы одежды, что-то для создания атмосферы – например, гигантские цветы или деревья, если по сценарию должны быть джунгли. Магазинов, где такой реквизит можно было бы купить как носки, просто нет, приходится заказывать.  

«Квесты основаны на вау-эффекте. Чем больше вау-эффект, тем лучше будет работать сарафанное радио, тем популярнее будет квест. И вот тебе нужно сделать неведомую штуку, но так, чтобы все посмотрели и сказали: «Вау!». Одни клиенты приходят с эскизом, с фото или хотя бы с идеей. Другие приходят и просят придумать что-нибудь: «сделай то, не знаю что». Мы придумываем - рассказывает Иван.

FreeArt 

В 2016 году волна популярности квестов в России росла. Один и на балкончике Иван работал только два месяца. Потом пошли крупные заказы, и, соответственно, понадобились ещё люди и площади. 

«Сначала взял одного сотрудника. Потом другого. Потом нашли помещение для работы. Я понял, что дело пошло. И в 2016 году зарегистрировался как ИП. Наш оборот сейчас – около миллиона рублей в месяц. С экономикой помогает жена – она по образованию экономист, хотя работает организатором детских праздников» – рассказывает предприниматель. 

Год назад поступили первые заказы из Европы – на силиконовые муляжи, на маску и перчатки с когтями монстра для хоррор-квеста. Сейчас клиенты студии FreeArt - не только квесты из России и Европы, но и заказчики из Канады и США. Там клиенты с запросами – им нужны монстры с аниматроникой (анимация с помощью механики). Для этого в студии есть механики, электронщики

FreeArt 

«В мастерской сегодня работает восемь человек. Имеются специалисты под любую задачу. Моих познаний в физике хватает, чтобы мы понимали друг друга. Нужно, чтобы монстр шевелил руками – будет шевелить, нужно, чтобы зомби дышал – будет дышать» – говорит Иван Плотников. 

«Хоть они и зомби, но мы к ним привязываемся» 

Сейчас в работе трёхметровый Халк из стеклопластика, Тор, Капитан Америка, Терминатор, а также два зомби для США. В студии ко всем этим чудищам относятся так, будто они «на лицо ужасные, добрые внутри». «К каждому объекту мы привязываемся, он ведь наше детище всё-таки» - признаётся Иван.  

Приходится помнить о технике безопасности. Как-то раз сделали Франкенштейна, у которого открывался рот. Но моторчик оказался мощнее нужного и при проверке Франкенштейн легко перекусил авторучку. А если кто-то сунет ему в пасть палец?! Чудовищу тут же сделали амортизацию.

FreeArt 

Если говорить о цифрах, то стоимость одного изделия может составлять от 200 рублей до 200 тысяч рублей. Фигура с аниматроникой ростом с человека стоит от 150 тысяч рублей. На изготовление существа в человеческий рост (без механики, без аниматроники) уходит полтора-два-три месяца. Соблюдение сроков – весьма существенный критерий для квестов. 

«Они снимают помещение, платят аренду, и если мастер просрочил с изготовлением реквизита, то аренда капает, а квеста нет. Чтобы такие риски исключить, эти нюансы предусматриваются в договоре. В целом, мы работаем, как и раньше по предоплате в 50 процентов. Сделали, отправляем фото и видео, заказчик смотрит, если его всё устраивает, то он оплачивает остальное, и мы отправляем ему транспортной компанией. Там нас знают. Когда принесли первого зомби, так, конечно, прикололись. Начали с ним фотографироваться. Сейчас видят нас и спрашивают: «О, что новенького?» Показываем. Чтобы не расколотили, пишем «сувенирная продукция» или «скульптура»  – говорит предприниматель. 

Пока Ивана вполне устраивает Новосибирск. Хотя, «если вырастем раза в три-четыре», то возможен и переезд фирмы в Москву или Петербург. Также в перспективе Иван намерен освоить ещё одно направление – изготовление протезов. 

«Это требует крупных вложений. Но мы растём, расширяемся, поэтому думаю, что в ближайшее время займемся и этим» – говорит Иван Плотников.

Иван Плотников

Читайте также:

Как заработать на производстве костюмов для косплеев.
Поставить всё на карту: как заработать на настенных паззлах. 

Как заработать на игровом оборудовании для мероприятий.

28 ноября 2017

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов