Разодеты в пух и прах: как устроена мастерская исторического костюма

Прочтёте за 7 мин.

Как и для кого семейная пара из Кронштадта шьёт камзолы, дублеты и платья с кринолином

IT-инструменты, которые использует Канделябръ

  • ВКонтакте
  • Instagram
  • Adobe Photoshop
  • Telegram

«То, чем мы занимаемся, - это соприкосновение с историей. Наши костюмы хранятся в музеях и переживут нас, скорее всего, на многие столетия», - говорят Александр Трофимов и Евгения Кропотова, основатели мастерской по пошиву исторических костюмов «Канделябръ». Всё началось с увлечения исторической реконструкцией, но постепенно это нестандартное хобби стало «ламповым» семейным бизнесом. О том, кто и зачем заказывает исторические костюмы, порталу Biz360.ru рассказали Александр Трофимов и Евгения Кропотова.

Досье

Александр Трофимов, 36 лет; Евгения Кропотова, 31 год, предприниматели из Кронштадта, основатели мастерской по пошиву исторических костюмов  «Канделябръ». Александр окончил университет ИТМО по специальности «теплофизика», Евгения – Высшую школу экономики по специальности «реклама». Мастерскую «Канделябръ» запустили в 2015 году. Семейное хобби - историческая реконструкция. У пары двое детей.

Канделябръ Team

Как всё начиналось

У нас – семейное дело. Поженились мы в 2007 году. Саша на тот момент закончил магистратуру в ИТМО по специальности «теплофизика», работал в офисе в строительной фирме; я же почитывала Гарри Поттера на лекциях в Высшей школе экономики – училась на третьем курсе на менеджера по рекламе, а мечтала стать писателем.

В тот же год мы случайно, экспромтом, вступили в два клуба исторической реконструкции – за одну неделю. Мы иногда ездили на исторические фестивали, нас манила интересная жизнь реконструкторов, но о том, чтобы влиться в ряды этих неординарных людей, особо и не задумывались.

А тут зашли в реконструкторский магазинчик, а там – мероприятие лучников из «Серебряного сокола», с ними и остались. На этой же неделе в газете я увидела объявление о наборе в клуб «Рыцари круглого стола». Старинные танцы, верховая езда, красота!

Съездили, оценили, лихо вошли в реконструкторскую жизнь с извечной её проблемой: нужен исторический костюм. И не уровня аниматоров на детских праздниках, а максимально приближенный к тем, что были у простого европейского люда, лучников да крестьян или горожан XIII века. Саша решил: будем шить сами. А то, что не умеем – не проблема, научимся. В помощь – друзья-соратники, исторические источники, лён, сукно и выкройки тех времен.

Канделябръ

Собрались мы лучным клубом - и стали дружно костюмы шить. Бывалые и опытные помогали новичкам, объясняли и советовали. С иголкой Женя до этого четыре года дружила в школьном кружке по вышиванию, но с пошивом как-то не пошло – в конструировании путается, ножниц раскройных боится, на одном месте топчется и в сторону супруга косится. А тому линейка да мел сами в руки прыгают, лихо и точно всё отмеряют. Ножницами «чик!», и только сшить осталось. Машинкой «вжик!», и все невидимые швы прошиты. Иголкой – раз, а на два все края вручную обработаны.

И правда, такая сказка начинается, когда человек своё дело находит. Кто бы подумал, что магистр теплофизики ниткой да иголкой чудеса творить начнёт? Здесь, наверное, и пояснять не стоит, что так дальше и повелось: Саша шьёт, а Женя как подмастерье, на подхвате – там подогнёт, здесь иголкой пройдётся. Ну а сказке тем временем не конец.

Из крестьян в дворяне

Отправился Саша на трёхмесячные курсы кройки и шиться, чтобы сшить… мундир гренадера армии Наполеона. Курсы закончил, но мундир не сшил (Леонардо тоже многие работы не заканчивал).

Зато руководители «Рыцарей круглого стола» позвали нас играть в «Тартюфе» Мольера на сцене. Из крестьян XIII века мы перепрыгнули в дворян XVII столетия. А там с костюмами уже совсем другая история – пышное барокко, камзол с отделкой у мужчин, платье с корсажем на косточках и кринолином у дам.

Канделябръ

А мы же ничего не знали толком об истории Европы и тем более об одежде тех времён! Ночи исторических изысканий, сотни изученных портретов, интернет, книги – всё пошло в дело. Так сказать, ночь начинается – начинается наш пошив. Днём ведь Саша продолжал ездить на работу, стандартную пятидневную.

Костюмы удались. Я до сих пор одеваю платье Марианны на фестивали. 10 лет прошло, а оно всё так же прекрасно.

Спасибо кризису за это

Дальше был самый первый фестиваль «Золотой век» в Гатчине. Тогда мы окунулись в ренессанс, XVI век. И опять всё по-новой – изучение истории тех времён, одежды, кроя.

В 2008 году экономический кризис нам… помог. Саша в офисе стал работать лишь три дня в неделю. Освободившиеся два дня плюс выходной он практиковался в элитном ателье по пошиву мужских костюмов. Теперь этот опыт очень помогает в пошиве мундиров, фраков и камзолов. Следующие несколько лет вновь был офис.

Канделябръ

Я же после университета на работу не стала устраиваться – у нас родился сын, а вскоре и дочка. Теперь на фестивали мы ездили всей семьёй. Дети очень полюбили костюмы, что шил им папа. К уже имеющемуся портфолио прибавились костюмы дворянства эпохи Петра I, а также мундир Суворова для мероприятия в музее, посвящённого этому полководцу.

Кто не рискует…

В декабре 2015 года мы решили рискнуть. В очередной понедельник Саша остался дома, и мы создали в «ВКонтакте» группу «Мастерская изящного пошива «Канделябръ». Название придумывали долго. Хотели взять что-то на латыни, с отсылкой к истории моды, но не подобрали ничего приятно-звучного и запоминающегося.

Какие названия мы только не навыдумывали! Одно время я очень радела за название «Ателье у Тиля и Лали» (то были наши первые игровые имена с одного из исторических выездов). Настаивала, пока Саша не сказал, что «утиль» - это немножко не про нас.

Канделябръ

У нас дома стоит дореволюционный красавец C.M.Schröder, пианино 1902 года выпуска. Чёрного дерева, с бронзовыми канделябрами. И вот смотрела я на эти канделябры и зацепилась за слово. Какие ассоциации? Старина, изящество, уютный огонь творчества или творчество под освещением свечей. И слово яркое, запоминающееся, в чём-то забавное, вызывающее образы в голове. Это вам не какое-нибудь ателье «Ирина».

А мастерская именно изящного пошива, а не исторического – отсылка на то, что мы разносторонние ребята. Шьём и стилизацию, и даже современную одежду по мотивам изящной старины.

Историчность стежка

В разных городах России ежегодно проводится более ста фестивалей исторической реконструкции. На них съезжаются тысячи участников. И основополагающий элемент для каждого – костюм. Иногда это бывает даже страшно: дебаты об историчности стежка, пуговицы или вытачки бывают очень суровы. В ход идут все известные источники - живопись, литература, скульптура исследуемых периодов, а самое неопровержимое – это «копаное». Хранящиеся в музеях вещи из прошлого.

Кто-то наличие машинной строчки за реконструкцию не считает, кому-то хватает внешнего сходства. На многих фестивалях строжайший фейс-контроль с предварительной регистрацией, с отправлением организаторам фотографий всех элементов комплекта реконструктора с обоснованием для каждого (так называемый «паспорт костюма»). И это здорово! Потому что только так можно окунуться в эпоху, ощутить полное погружение. Это машина времени, изобретенная реконструкторами, и она работает.

Стоит ли говорить о том, что в обычное ателье ни один реконструктор заказывать костюм не пойдёт? Многие шьют сами, это привычное дело, но не у всех это получается на желаемом уровне. Многие обращаются к мастерам, имена которых передаются из уст в уста, от клуба к клубу. Есть узкие специалисты, которые обшивают либо только свой клуб, либо определённую эпоху. Одни создают обувь, другие - головные уборы, третьи - фурнитуру.

Мы же позиционируем себя как специалисты по любой эпохе. Даже если мы ещё не обшивали, к примеру, девушек XIX века, мы готовы это сделать. Мы знаем, где искать источники, у нас есть книги с выкройками, в том числе выписанные из Лондона, у нас есть желание исследовать и азарт сделать так, чтобы результат был неопровержимо историчен, невероятно красив и ладно сидел по фигуре.

Канделябръ

Также мы сами заказываем историчную фурнитуру у питерских реконструкторов, найдём мастера, что сделает головной убор и можем посоветовать мастера обувного. Подобного all-inclusive формата до этого мы не встречали нигде. Да, есть, к примеру, ребята, которые полностью посвящают себя Средневековью, объединяют мастеров. Но мы берёмся и за древность, и за сложнейшие платья эпохи рококо, с корсетами и широкими панье (кринолинами) с непростой конструкцией. Потому что мы не только шьём, но и исследуем.

Однажды Саша даже был в фонде Эрмитажа и собственными руками, облачёнными в белые перчатки, щупал вещи Петра I, изучал крой, стежки и все-все нюансы пошива. Также мы вступали в переписку с разными музеями мира. К примеру, английский музей по моей просьбе прислал около тридцати подробнейших фотографий изделия XVIII века – для того, чтобы я смогла повторить вышивку на копии, что планирую сделать.

С первым клиентом очень повезло

В своей квартире в Кронштадте мы выделили комнату, и стала она зваться «Мастерская»: сюда нет хода коту (если не прорвётся!), а дети заходят только со священным трепетом (хочется на это надеяться) и чистыми руками (в это можно только верить).

Никакого стартового капитала нам не понадобилось. Оборудование  (швейная машина, оверлок, машина потайного стежка, парогенератор) было всё закуплено до этого, по мере возникновения необходимости, тогда ещё без глобальных целей.

Мы позвали друзей в группу «ВКонтакте», друзья сделали репосты, сотню с чем-то подписчиков набрали за один день. Разместили рекламный пост в тематическом паблике «История моды», и нам тут же написала барышня Марина – ей было нужно прогулочное платье XVIII века для поездки в Германию на бал. Встретились мы в кафе в центре Питера. Всё обсудили, обговорили, и с замиранием сердца назвали сумму гонорара - 50 тысяч рублей. «Хорошо», не задумываясь, ответила девушка. «Без учёта стоимости материалов». «Да, конечно»…

Канделябръ

Это оказался уникальный заказ, пока что для нас единственный в своем роде – с неограниченным бюджетом, с почти полной творческой свободой в рамках выбранной эпохи. До сих пор мы вспоминаем Марину с благодарностью за уверенность, что она подарила нам в начале пути, за то чудесное платье, что теперь украшает наше портфолио.

Да, и уже тогда мы пригласили к сотрудничеству знакомую по исторической реконструкции Анну Попову, опытную мастерицу, особенно в создании костюмов эпохи рококо. Тогда Анна сплела соломенную шляпку и оформила на ней декор, а также помогла нам с историчной причёской во время первой фотосессии «Канделябра».

В очередь!

Мы работаем по 100% предоплате за материал, поэтому расходов на производство у нас фактически нет. В среднем получается изготавливать от одного до трёх комплектов одежды в месяц (штаны, камзол, рубашка для мужчин или платье, корсет, нижняя рубашка для женщин).

А весной 2018 у нас образовалась очередь на всё лето, от срочных заказов пришлось даже отказываться. В исторической реконструкции лето – пора фестивалей, и подготовка к сезону – самый жаркий период.  

Уже несколько месяцев мы не ведём страницы в соцсетях: заказы всё равно регулярно поступают. Нас рекомендуют, о нас рассказывают. Мы шили как минимум для пяти руководителей разных клубов исторической реконструкции, и часто к нам обращаются именно по их рекомендациям.

У нас есть несколько мастериц, готовых по необходимости нам помочь. Но обращаемся к ним редко, так как чаще всего шьём мужские солдатские комплекты – а там требуется именно мужская рука. Вручную обработать петли на сукне в несколько сложений – задача непростая.

Канделябръ

При расчёте заказа мы всегда называем отдельно стоимость материалов и работы. Заказчики участвуют в выборе тканей, исходя из своих предпочтений и бюджета: обычно мы покупаем самостоятельно, но по желанию заказчика ездим в магазины вместе.

Стоимость работы определяем, исходя от времени, которое будет потрачено на изготовление, от сложности и количества ручной работы. Конечно, мы анализируем цены других мастеров, стараемся сделать наши услуги более доступными. Иногда существенно снижаем стоимость работы потому, что проект нам интересен. К примеру, нередко делаем дополнительную неоплачиваемую отделку (это далеко не один час работы) – просто потому, что так будет явно лучше, подбивку для дополнительного укрепления, простёжку вручную и так далее.

Самые дорогие комплекты, что мы шили – это платье XVIII века для бала в Германии (50 000 рублей за работу и столько же ушло на материалы) и мужской комплект эпохи ампир (XIX век) для русско-итальянского бала в Санкт-Петербурге (55 000 рублей за работу и около 30 000 рублей за материалы). Самый бюджетный комплект из того, что мы шили – суконный солдатский костюм на начало XVII века без отделки (10 000 рублей). Это дублет (куртка) и штаны.

Канделябръ

Однажды нам предложили крупный заказ на несколько сотен тысяч рублей, но пришлось отказаться из-за сжатых сроков и отсутствия необходимых производственных мощностей. Возможно, на старте, когда было больше свободного времени, нам следовало бы более активно привлекать заказчиков и обучить большее количество мастеров, чтобы сейчас мы могли увереннее делегировать те заказы, что не успеваем сшить сами.

В ассортименте нашей мастерской не только исторически достоверная одежда-стилизация на любые эпохи, но также современная одежда по мотивам старины. Так, у нас появилась новинка - современное пальто в историческом стиле, который мы обозначили как BohoRocco. Образ своим уютом и прелестью напоминает стиль Boho, а Rocco - это и рококо, и барокко, и роковое очарование дам, в подчеркивающих красоту стана изящных одеяниях. Это демисезонное пальто с современным утеплителем, что защитит и в позднюю осень, и в раннюю весну. Стоимость пошива пальто подобной модели 24 000 рублей. Стоимость материалов зависит от индивидуальных предпочтений, как и сама модель пальто.

Канделябръ

Весьма часто наше общение с потенциальными заказчиками заканчивается после озвучивания стоимости работы и материалов. Ручной труд, к сожалению, ценится не соответственно затраченному на него времени. Многие люди ожидают от нас стоимость одежды, сравнимую с ценами в масс-маркете, тогда как это небо и земля.

Так как каждый заказ индивидуален, все материалы мы покупаем по розничной цене. Иногда трудно найти необходимую ткань, к примеру, плотное сукно красного и зелёного цветов. Чаще производят и продают приборное, тонкое. Нам оно, к сожалению, не подходит.  Другая проблема - сложно найти мастеров, готовых забыть о многих достижениях современного пошива и большую часть работы делать вручную. Некоторая работа – не для женских рук, а мужчин-мастеров найти очень непросто.

Костюмы в аренду

Иногда у нас берут костюмы в аренду. Специально для этих целей мы ничего не шили, но те комплекты, что мы шили для себя, иногда работают на нас. Здесь цены тоже очень гибкие. Если цель – коммерческий проект или свадьба, то стоимость от 5 тысяч рублей, костюм для детского утренника – 700 рублей. Однажды у нас арендовали платье для совместных фото на городском празднике, с целью сбора средств на Кронштадтский приют для животных «Ковчег». Там оплата была символическая.

Канделябръ

Самые запомнившиеся нам мероприятия, для которых были арендованы наши костюмы: межшкольное мероприятие в музее Суворова в Санкт-Петербурге, День города в Петергофе, свадьба в историческом стиле, главный военно-морской парад страны в Санкт-Петербурге 2018 года - после прохождения военных кораблей в параде участвовала копия ботика Петра I с императором на борту, и один из солдат, сопровождавших Петра, был в нашем мундире.

Специфика продвижения

Сайта у нас нет. Есть страничка в «ВКонтакте» и аккаунт в Instagram. Больше всего заказов поступает через группу в «ВК». В нашем специфическом случае лучшее продвижение – это личное общение в мире реконструкции.

Несколько раз давали рекламу в группе «История моды». Пожалуй, это единственная профильная площадка с большой аудиторией. А так – стараемся присутствовать в профильных группах, выкладываем свои работы в тематических альбомах, пишем о себе в соответствующих темах, используем хэштеги в своих постах. В Instagram пробовали платное размещение в группах, посвящённых хэнд-мейду, но эффекта это не принесло – не та целевая аудитория.

Канделябръ

Наши клиенты – исторические реконструкторы разных эпох, участники фестивалей, балов, исторических мероприятий. У нас узкая целевая аудитория. С одной стороны, это минус, но с другой плюс. Так как аудитория очень сплочённая, то расходы на рекламу практически не нужны. Эта аудитория стабильна. Историческая реконструкция – увлечение, не зависящее от современного прогресса, модных тенденций и прочего.

Иногда к нам обращаются за косплеем, но это редкие клиенты. Хотя, к примеру, по фильму «Игра престолов» мы бы с удовольствием сшили костюм. В общем, это одно из перспективных направлений нашего развития, на которое пока нет временных и человеческих ресурсов.

Музейные экспонаты

Вот чего мы не ожидали, так это того, что наши работы будут храниться в коллекциях четырёх музеев России! Так, мы сшили мундир мушкетёра (кафтан, камзол, кюлоты, суконные чулки) Обсервационного корпуса 1756-1760 гг. для коллекции Военно-исторического Музея артиллерии, инженерных войск и войск связи. Наш мундир на 1704 год украшает коллекцию музея «Малый Пороховой Амбар» Ивангородской крепости.

Шведский комплект пехотинца на начало XVII века был изготовлен для экспозиции музея в Историческом парке в Приозёрске. Был и пошив комплектов для обновляющейся экспозиции Архангельского музея, приуроченной к Арктическому форуму, который прошёл в Архангельске весной 2017 года. В сотрудничестве со специалистами из клуба исторической реконструкции «Лейб-гвардии Преображенский полк, 1709» мы создали мундирные комплекты солдата и лоцмана, а также комплект одежды матроса на начало XVIII века.

Канделябръ

К нам в Кронштадт приезжают не только из Санкт-Петербурга, но и из Ленинградской области, и даже из Москвы. Однажды мы сделали пять комплектов для мушкетёров начала XVII века - это 270 вручную обмётанных петель! Был и оптовый заказ - 14 штанов XVIII века для конкурса глав администраций Санкт-Петербурга.

Мы отправляли платья и мундиры по почте в Казань, Архангельск, Волгоград. Каждый раз, конечно, переживали – подойдёт ли? И неизменно получали положительные, порой восторженные отзывы.

Что дальше

Конечно, мы мечтаем о своём помещении в старинном стиле, где мы бы принимали клиентов, шили и проводили тематические мероприятия. Желаемая перспектива для нас – это отдельная мастерская с постоянным штатом сотрудников.

Но для окупаемости этой красоты одной исторической реконструкции мало. В таком случае придется захватить и смежные сферы – к примеру, пошив косплея, продажа сопутствующих товаров. И, конечно, мы хотели бы шить для исторических кинофильмов!

Также мы давно планируем создать в Кронштадте клуб исторической реконструкции по эпохе Петра I и всему XVIII веку. Это будет изучение истории, пошив костюмов, историческое фехтование, старинные танцы, возможно, верховая езда и, конечно, как результат всех стараний – исторические мероприятия и фестивали, проводимые в Кронштадте.

Канделябръ Team


Читайте также:

Как заработать на производстве костюмов для косплеев.
Монстры на заказ: как заработать на реквизите для квестов.
Спасти и сохранить: как работает мастерская этнической одежды.

21 августа 2018

Комментарии

1
  • Оксана 18.11.2021 16:40

    Вы молодцы, пошив одежды на заказ это вообще трудоемкая работа, где доля ручного труда составляет около 50%. Но к сожалению труб портного и швеи сейчас не ценится. А это очень жаль. Мы все становимся одинаково однополые........... Спасибо Вам за интересный рассказ и за Вашу работу.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов