Сегодня, чтобы быть коммерчески успешной, каждая компания ищет и тестирует большое количество инструментов. Онлайн-образование – сектор, на который стоит обратить внимание. Собственный курс может работать не только на экономику проекта, но и на его узнаваемость, а также на подбор кадров. О том, как и зачем IT-компаниям создавать образовательные продукты, в своей авторской колонке для портала Biz360.ru рассказал основатель Фонда развития онлайн-образования Тарас Пустовой.
Тарас Пустовой – основатель и директор
Фонда развития онлайн-образования. Окончил факультет управления и прикладной математики МФТИ. Является экспертом в вопросах онлайн-образования в России и за рубежом, продвигает внедрение форматов онлайн-обучения в рамках классического высшего образования. Более трёх лет возглавлял техническую дирекцию Университета-2035, где отвечал за разработку цифровых платформ поддержки индивидуального развития. Фонд развития онлайн-образования создал в 2017 году.
Потребность в онлайн-обучении сегодня огромна. Так, по данным Smart Ranking, рынок EdTech в России по итогам первого квартала 2021 составил 20 млрд. рублей. По прогнозам, к концу этого года он вырастет до 58-60 млрд. рублей (а некоторые эксперты предсказывают рост до 70 млрд. рублей). Несмотря на частичное возвращение сотрудников с удалёнки в офисы онлайн-образование остаётся трендом. Почему IT-компаниям следует присмотреться к онлайн-обучению?
Во-первых, это монетизация: бизнес может зарабатывать на знаниях. Например, ваша компания создаёт софт для бухгалтеров или юристов. Чтобы получить больше продаж, создайте онлайн-программу, где обучение будет проходить с использованием вашего ПО. В дальнейшем, выходя на работу, ваш бывший студент будет устанавливать то ПО, на котором он обучался и о котором всё знает. А вы сможете предлагать специальные условия для приобретения корпоративных пакетов софта.
Вложения в онлайн-курсы окупаются в среднем за 11 месяцев. Если запустить несколько программ и специализаций (серия курсов на определённую тему), то отдача произойдёт чуть позже, но с большим выхлопом. Примерная стоимость качественной специализации – 4 млн. рублей. Если вы небольшая компания и ваша задача запустить для начала один курс, это обойдётся вам гораздо дешевле. Цена зависит от объёма работ и колеблется в диапазоне от 200 тысяч до полумиллиона рублей.
Во-вторых, привлечение новых пользователей. С помощью обучения вы позиционируете себя и свою компанию как эксперта, тем самым завоёвывая доверие клиентов.
В-третьих, создание HR-бренда: искать кадры можно, проводя реальные кейсы в онлайн-обучении. В результате вы получите замотивированных специалистов, готовых развиваться в компании. Онлайн-обучение – широкая воронка привлечения потенциальных сотрудников. Вы можете сделать курс платным, сузив воронку, но получив более мотивированных студентов; или бесплатным, чтобы привлечь пользователей с более широким потенциалом. В процессе обучения ваш студент решает реальные бизнес-задачи, а вы пополняете кадровый резерв или находите уникального сотрудника.
В-четвёртых, создание даже одного онлайн-курса позволяет иначе взглянуть на рынок. При обучении вы получаете живую обратную связь и можете не только влиять на результат обучения, но и вовремя отслеживать позитивные и негативные тенденции как в сфере вашего бизнеса (outdoor -мониторинг), так и вовремя вносить изменения в продукт (иногда мы, находясь внутри, не замечаем очень мелких, но крайне важных недостатков).
Чтобы запустить успешный онлайн-курс, можно воспользоваться следующим алгоритмом.
1. Определитесь, какие вопросы вы хотите закрыть:
-
продвижение бренда;
-
найм сотрудников;
-
создание сообщества;
-
получение дохода.
2. Сформулируйте тему.
3. Проведите исследование рынка.
Необходимо понимать, насколько выбранная тема курса или курсов перспективна и применима. Также нужно представить примерный потенциал студентов, разобраться в рынке и своей аудитории, понять, как в целом организован образовательный процесс.
4. Определитесь с ресурсами и форматом.
Подумайте, сколько средств вы готовы потратить на производство курса, кто будет менеджером, как обрабатывать заказы и общаться со студентами, как выбрать платформу для обучения, сколько времени уйдёт на упаковку занятий.
Онлайн-платформу следует выбирать в зависимости от задач. Вы можете запустить курс как на собственном сайте, так и выбрав один из сервисов.
Большинство IT-компаний, разрабатывающих решения для программистов, обходятся документацией, книгами и хранилищами данных. Но формат видеокурса предлагает более широкие возможности, позволяя общаться с разработчиками, отвечать на их вопросы и проверять домашние задания.
Что касается временных затрат, то на подготовку может уйти от одной-двух недель. Чем сложнее наполнение курса, тем больше времени вы потратите. Но спешить не стоит: если курс плохо проработан, будут ошибки, непонимание аудитории, отрицательные отзывы.
5. Составьте план продвижения продукта.
На чём точно нельзя сегодня экономить при создании онлайн-курса:
-
Продакшн. Визуал, звук, свет – без этого вы ничего не сможете сделать с вашими знаниями. Пользователю важна красивая картинка. Озаботьтесь приобретением хотя бы кольцевой лампы и петличного микрофона;
-
Поддержка. С аудиторией важно оставаться на связи постоянно, оперативно и вежливо решать возникающие вопросы.
Онлайн-обучение – это эффективный маркетинговый инструмент. С его помощью можно вывести на рынок новые продукты. Благодаря созданию курса вы заявите о компетенциях, привлечёте новую аудиторию, решите кадровые задачи.
Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в Facebook и канал на «Яндекс.Дзен».