Бизнес невозможен без ошибок. Многие начинающие предприниматели уверены, что если они учтут опыт коллег, то не наступят на их грабли. Ольга Данилова из Кинешмы, открывая фитнес-студию, решила сделать ставку на клиентоориентированность и этим выгодно отличаться от конкурентов. Но это не уберегло её от совершения других промахов, которые были продиктованы заботой о клиентах и команде. О том, как важно вовремя исправить допущенные ошибки, Ольга Данилова рассказала в своей авторской колонке для портала Biz360.ru.
Ольга Данилова, 29 лет, предприниматель из города Кинешма (Ивановская область), основатель
«Студии здорового фитнеса Ольги Даниловой». Окончила Московский институт физической культуры и спорта, опыт работы инструктором йоги - 6 лет, фитнес-тренером - 8 лет. Собственную студию открыла в 2018 году. Фитнес-тренер, эксперт в области реабилитационного фитнеса, автор методик по восстановлению опорно-двигательного аппарата.
До того, как открыть собственную студию фитнеса, я работала ведущим фитнес-тренером в других клубах Кинешмы и знала работу этой индустрии изнутри. Зачастую я видела равнодушие сотрудников к проблеме клиента и отсутствие персонального подхода. Порой к посетителю относились не как к клиенту, лояльность которого надо заслужить, а как к человеку, которому делают одолжение, пуская его в свой фитнес-клуб.
Когда я начала думать об открытии своей студии, то решила кардинально отличаться от конкурентов. Ключевыми факторами успеха должны были стать лучшая система лояльности, дружелюбные и квалифицированные сотрудники. Помимо этого я делала ставку на тренировки, которые должны были решить проблемы со здоровьем клиентов.
К моменту открытия студии я уже имела отличные рекомендации и большую базу клиентов, которые перешли за мной в новое место. Сарафанное радио и активное продвижение в социальных сетях позволяли без проблем набирать полные группы и составлять плотное расписание персональных тренировок.
И здесь я совершила первую крупную ошибку.
вместо бренда студии
Поначалу мне приходилось много и эффективно работать одной, поскольку сотрудников подходящей квалификации не было. Я проводила от четырёх до шести разных тренировок в день, консультировала онлайн и офлайн, активно вела социальные сети, проводила тренировки онлайн. Я составляла такие программы, которые позволяли каждому почувствовать себя гораздо лучше с первого занятия, при этом тренировки никогда не повторялись. Моё имя знали многие в Кинешме, и заниматься у меня было престижно.
В дальнейшем, когда количество желающих заниматься в моей студии стало слишком большим, я задумалась о найме сотрудников. Но к новым тренерам прежние клиенты шли неохотно. Зал пустовал, и студия стала приносить меньший доход. Клиенты хотели заниматься непосредственно со мной, а не в моей студии. Их даже не интересовали тренировки по моим методикам с другим тренером.
Чтобы снять с себя нагрузку и увеличить количество клиентов у моих тренеров, я вообще перестала работать как фитнес-тренер. Заявила об этом во всех социальных сетях – личных и своей студии. При этом в каждом подобном посте я подчёркивала, что тренеры работают по моим методикам и фактически являются моими последователями.
Параллельно с этим мы с тренерами организовали несколько прямых трансляций тренировок в социальных сетях. Тренеры сами разрабатывали программы, старались сделать их доступными для каждого зрителя и тщательно готовились к эфиру. Это привлекло внимание тех, кто следил за жизнью студии в социальных сетях, но не решался на первое занятие.
Все принятые меры привели к тому, что клиенты перешли от меня к другим тренерам студии. И начали спокойно относиться к тому, что основатель проекта не проводит занятия.
С каждым клиентом у меня складывались доверительные дружеские отношения. Порой настолько дружеские, что мы стали некоторые важные события отмечать вместе и собираться на корпоративы.
Я старалась поощрять постоянных клиентов и «входить в положение» тех, кто испытывает финансовые трудности. Поэтому в своей студии часто проводила акции и скидки на покупку абонементов, а также условно-бесплатные тренировки с оплатой в 50% от их стоимости. С каждым месяцем работы таких владельцев абонементов со скидками становилось всё больше и больше, а выручка моего проекта – всё меньше.
Когда я перестала работать тренером, у нас увеличилось количество клиентов за счёт более активной работы других инструкторов. Тогда же мы немного подняли стоимость своих услуг. Акции и распродажи прекратили полностью, даже «для своих». Это позволило отсеять «старичков-халявщиков», которые посещали студию исключительно тогда, когда в ней проводились акции.
Стремясь создать комфортные условия для тренеров и дружескую атмосферу, мы проводили внутрикорпоративные тренинги и обучение, а также программы мотивации для сотрудников. Мы были настоящей командой и работали как единый организм, даже в кризисные времена.
Я как руководитель могла время от времени заглядывать в зал и проверять результаты работы персонала. Я точно знала и видела, что происходит в студии в то время, пока я там. И даже когда меня не было там физически, я была на связи и руководила проектом 24/7.
Но всё изменилось, когда спустя год интенсивной работы я решила уйти в отпуск, не оставив никого «за главного». Без внешнего контроля сотрудники самостоятельно поменяли программы тренировок, для своего удобства изменили расписание и перестали присылать мне отчётность. Тренерский состав не видел «ничего такого» в том, чтобы сдвинуть на полчаса время начала тренировки и не осознавал важность поддержания отлаженной системы. Всё это дало незамедлительный результат в виде уменьшения выручки студии за период моего отпуска.
После возвращения из отпуска я подошла к работе с персоналом с точки зрения предпринимателя, а не хорошего друга или доброго начальника. Стала активно продвигать в соцсетях лучших тренеров. В качестве вознаграждения за упорный и эффективный труд они получали больше, чем просто место работы и деньги. Они получали больше тренерских часов и клиентов, рекламу в соцсетях и фотосессии. Им нужно было только честно работать.
Введя продвижение тренера как бонус, мне удалось дисциплинировать сотрудников. Они уже сами вели и вовремя сдавали отчётность, подстраивались под удобный для клиентов график, а не под свои нужды и потребности.
Все допущенные ошибки привели, в конце концов, к модернизации системы работы фитнес-студии. Мои промахи не были критичными, но именно они заставили меня заняться решением важных стратегических задач, пересмотреть ценообразование и систему мотивации персонала.
Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш
Telegram-канал,
страницу в Facebook и
канал на «Яндекс.Дзен».