Каждый предприниматель рано или поздно сталкивается с проблемой: как вдохновить сотрудников, когда финансовые стимулы уже не работают? Настоящая мотивация к эффективной работе рождается не только из цифр в зарплатной ведомости, а из ощущения смысла, признания и возможностей для роста. О том, как стимулировать команду без увеличения зарплаты, бизнес-эксперт Оксана Артюхина рассказала порталу Biz360.ru.
Оксана Артюхина – бизнес-эксперт, ментор, серийный предприниматель. По образованию – экономист. Автор образовательного курса «Думай и делай как маркетолог», автор книги «Бизнес живёт три года».

Отсутствие мотивации у сотрудников – прямой путь к снижению эффективности и высокой текучке кадров. Немотивированные специалисты не стремятся к достижению целей компании, выполняют задачи формально и не проявляют инициативу.
Когда в компании нет чётких целей или они не доносятся до сотрудников, мотивация теряет смысл. Человек будет вовлечён и работать на успех компании только тогда, когда он сможет соотносить свои личные желания и устремления с целью организации.
Не всех сотрудников можно замотивировать солидными премиями или бонусами. Многие ищут нечто большее – ощущение причастности, уважение и возможность реализовать свой потенциал.
Давайте поговорим о том, чего же хотят сотрудники.
Некоторые люди прямо говорят о желании вырасти в компании, получить должность линейного руководителя или топ-менеджера. Эффективный подход включает разработку индивидуальных карьерных треков – какую должность может получить конкретный специалист и что для этого нужно (реализовать какой-то проект, повысить компетенции и так далее). Здесь от руководителя нужны регулярные обсуждения карьерных перспектив и динамики кандидата, а также прозрачная система требований для перехода на следующую ступень. И, конечно, сотрудника нельзя обманывать. Если у вас есть договорённость, то надо её выполнить – при условии, что подчинённый сделал всё, о чём говорилось ранее.
Компании, не планирующие развиваться, рискуют потерять амбициозных специалистов. Невозможно вырастить человека, который стремится двигаться по карьерной лестнице, если сама компания не показывает амбиций. Потому что ему со временем захочется большего масштаба задач. И он их найдёт, но в другой компании.
Я часто слышу возражение: «А что, если мы обучим сотрудников, а они уйдут?» Как говорил мой бывший руководитель: «Представьте, что мы их не научим, а они останутся. Что тогда будет с нашей компанией?». И действительно: профессиональное развитие – один из важнейших аспектов деятельности любой организации, а также ключевой мотиватор для многих современных сотрудников. Компании, инвестирующие в образование персонала, получают не только более квалифицированных специалистов, но и более лояльных сотрудников.
Человек чувствует себя востребованным, когда компания обучает и вкладывается в него, дает возможность работать с новыми технологиями и оборудованием, позволяет отправиться на интересную профильную конференцию. Чтобы система обучения работала на мотивацию, нужно предоставлять доступ к образовательным программам, курсам и тренингам, составлять индивидуальные планы обучения с учётом интересов сотрудника и потребностей компании, создавать возможности для применения полученных знаний. Важно понимать, что даёт специалисту обучение не только в области карьерных перспектив, но и для его личных задач.
Профессиональные конкурсы и соревнования помогают сотрудникам совершенствовать навыки и получать признание в профессиональном сообществе. Для людей, ориентированных на внешнюю оценку своих успехов, важно делать что-то сложное, чего не могут другие, и при этом им самим интересное.
Эффективная стратегия включает организацию внутренних конкурсов профессионального мастерства, поддержку участия в отраслевых и международных соревнованиях, публичное признание достижений и наград. Такой подход особенно важен для «предпринимателей внутри компании» – инициативных сотрудников, которые любят решать сложные и интересные задачи.
Публичное признание заслуг – один из самых эффективных способов мотивации, который при этом практически не требует затрат. Можно публично хвалить за достижения на общих собраниях, вручать благодарственные письма и грамоты, предоставлять особые привилегии в качестве знака отличия. Кроме того, я предлагаю нестандартный подход: каждому сотруднику будет приятно, если руководитель отправит письмо с благодарностью его родителям – это всегда вызывает сильные положительные эмоции.
Люди, для которых важно, чтобы их публично отметили или похвалили, часто являются одними из самых эффективных в команде. За, казалось бы, эфемерные вещи они готовы очень сильно вкладываться, работая с полной самоотдачей.
Важно, если компания может рассказывать о том, как она ценит своего сотрудника не только внутри коллектива, но и внешнему миру. Его можно позиционировать как лучшего в своем деле, направлять на профессиональные события, снимать о нём репортажи, делать посты в своих соцсетях т.д.
Физический комфорт и положительная атмосфера на рабочем месте существенно влияют на вовлечённость сотрудников и их желание оставаться в компании. Есть люди, которые прямо говорят, что счастливы на работе из-за коллектива. Самое главное для них – это отношение и уважение коллег, а также руководства.
Другие ключевые элементы комфортной рабочей среды – удобные эргономичные рабочие места, зоны отдыха и неформального общения, поддержание уважительных отношений в коллективе, традиции и ритуалы, укрепляющие командный дух.
Сотрудник, для которого важна социальная составляющая, уйдёт из компании, только если почувствует притеснение или неуважение.
Нематериальная мотивация – важнейшая задача, когда речь идёт о сохранении сильных сотрудников в своей команде и повышении их вовлечённости. Сейчас, когда на рынке острый дефицит кадров, все компании постоянно работают над расширением линейки способов нематериального поощрения, потому что материальные блага не влияют на желание остаться и работать «с душой» долго. А гонка зарплат всё равно не даст настоящего чувства сопричастности. Конечно, мы не говорим о ситуации, когда зарплата низкая для рынка и не закрывает потребности сотрудника. Ключ к успеху здесь – индивидуальный подход и понимание, что мотивирует каждого конкретного человека.
Важно присмотреться к персоналу, задавать людям вопросы, послушать, на что они больше откликаются, и понять, какой мотиватор для них является центральным. Правильно выстроенная система нематериальной мотивации не только повышает производительность труда, но и создаёт в компании атмосферу, в которой люди хотят работать долго и с неподдельным удовольствием.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал и страницу в «ВКонтакте».