Не все предприниматели, создав компанию, регистрируют её название как товарный знак. И напрасно: тем самым они лишают себя способа законно бороться с недобросовестными конкурентами. В книге «Своровали? Накажи!» юрист Алексей Башук в соавторстве с медиаэкспертом Максимом Ильяховым описывают, в каких случаях наличие товарного знака позволяет предпринимателю решать конфликтные ситуации в свою пользу. С разрешения издательства «Альпина Паблишер», которое выпустит эту книгу в середине ноября, мы публикуем некоторые рекомендации из неё.
Чуть ли не на всех курсах специалистов по контекстной рекламе учат настраивать рекламу «по конкурентам» в поисковиках. Берёшь компанию «Ромашка», ставишь в ключевые слова название конкурента «Василёк» – и готово: покупатели пишут в поиске «Василёк», переходят по первой ссылке, а там сайт «Ромашки». В итоге платёж покупателя отправляется не на счёт «Василька», а на счёт «Ромашки». Может, покупатель перепутал сайты, может быть просто решил купить по ближайшей ссылке, результат один – «Василёк» не получил те деньги, которые мог бы получить, если бы конкурент не настроил рекламу по его названию.
Раньше нарушением признавали только использование чужих товарных знаков в текстах и заголовках объявлений контекстной рекламы. На ключевые слова суды особо внимания не обращали. Но потом в одном из разъяснений Верховный суд сказал, что использование чужих товарных знаков в качестве ключевых слов тоже может быть признано недобросовестной конкуренцией. Ну и понеслось.
Москва, 2021 год. Интернет-сервис настроил контекстную рекламу по названию конкурента. Название оказалось зарегистрированным товарным знаком. Правообладатель подал заявление в Федеральную антимонопольную службу и иск в суд. ФАС признала нарушение и назвала действия нарушителя недобросовестной конкуренцией. Первая инстанция взыскала с нарушителя 200 000 рублей, апелляция оставила решение в силе.
Суд по интеллектуальным правам в кассации завернул дело на пересмотр в суд первой инстанции. Там решили, что надо всё-таки взыскать больше: компенсацию увеличили до 999 052 рублей. Да, увеличили. Апелляция поддержала решение, Суд по интеллектуальным правам тоже согласился, Верховный суд нарушений со стороны судов не усмотрел и оставил решение в силе.
Пока что в таких делах не всё однозначно. Использование чужого знака в качестве ключевого слова можно рассматривать как два нарушения: недобросовестная конкуренция и использование товарного знака. Действие одно, а нарушения два.
Недобросовестная конкуренция означает, что предприниматель нарушил правила игры на рынке, то есть получил какие-то необоснованные преимущества, а покупатели и конкуренты могли от этого пострадать. Тут всё понятно.
Но возникает вопрос, можно ли считать такие действия именно нарушением права на товарный знак. Есть дела, где суды признают нарушение: мол, знак зарегистрирован, а вы его использовали, чтобы переманивать чужих клиентов, платите компенсацию. Но есть и другая позиция: дескать, в таких случаях товарный знак не используется для индивидуализации товаров и услуг, а значит, и нет того нарушения, за которое следует взыскивать компенсацию, хоть и есть недобросовестная конкуренция. Споров много, решения разные, пока что подход судов не устаканился. Ждём диссертаций на эту тему.
Чтобы не забивать вам голову, предлагаем остановиться на следующем: использовать чужие знаки в своих ключевых словах нельзя. Компенсацию за это, может, и не взыщут, но поисковик может заблокировать кампании, а ФАС – оштрафовать. К слову о поисковиках: на всякий случай проверьте, не добавляет ли поисковик автоматически названия конкурентов к вашим ключевикам, если добавляет – уберите их.
Если вам важно, чтобы посетители сайтов конкурентов всё-таки попадали и на ваш тоже, то вместо кампаний на поиске запустите баннерную рекламу, например в рекламной сети «Яндекса». За такие настройки пока что никто не воюет, потому что со стороны невозможно точно определить, по какой именно причине человеку показывается конкретный баннер, как именно там настроено условие показа.
Представьте ситуацию: условная компания «Перформатор» развивает собственный бренд, рекламируется в интернете, а тут в соцсетях без спроса появляется конкурент с похожим названием. Если компания-нарушитель плохо работает, то о ней начинают писать плохие отзывы в интернете и неподготовленный покупатель может решить, что все отзывы пишут об одной и той же компании. Правообладателю это не нравится.
Предложение товара в интернете под чужим знаком – это уже нарушение. У всех соцсетей есть формы обратной связи для таких случаев. Правообладатель пишет жалобу в техподдержку, и через несколько дней соцсеть блокирует нарушителя.
Даже о лучшей компании в мире найдётся плохой отзыв в интернете. Причём, скорее всего, его написали не клиенты, а конкуренты или сами сайты-отзовики.
Работают инфовымогатели достаточно незатейливо. О компании появляется придуманный плохой отзыв в интернете, а когда директор компании просит удалить клевету, с него требуют показать решение суда, ксерокопию паспорта, свидетельство о рождении, документы на собаку – или вместо всего этого перевести владельцу сайта-отзовика деньги, тысяч десять-пятнадцать.
Конечно, если подать в суд на сайт вымогателя, то, скорее всего, отзыв заставят удалить, потому что доказывать истинность информации должен её распространитель, то есть не истец, а сам отзовик – и он с этим не справится. Несколько раз с сайтов-отзовиков даже взыскивали компенсации. Но такое дело может занять год-два, компания будет тратить деньги на юристов, а отзывы будут висеть в интернете и осложнять жизнь компании.
Предпринимателям проще, когда такие истории решаются без суда: отзовик получает претензию и просто сам удаляет отзыв. Для этого отзовику нужно написать такую претензию, чтобы у него отпало всякое желание влезать в конфликт. Чем больше ссылок на законы и суды будет в претензии и чем большую сумму компенсаций насчитает истец, тем выше вероятность, что заявитель просто сотрёт отзыв и решит не ввязываться.
Вот тут и используют товарный знак. Ведь правообладателю товарного знака достаточно попросить выплаты компенсации. А претензия со ссылкой на Реестр товарных знаков Роспатента и требованием миллиона рублей компенсации выглядит внушительнее, чем просто претензия.
Та же история касается и негативных отзывов в соцсетях. Если о компании сняли порочащий ролик и выложили его на YouTube, можно попросить модераторов удалить видео. То же в соцсетях: если какие-то фейковые страницы пишут гадости о вашей компании, можно обратиться к администрации сообществ или соцсети, сославшись на товарный знак.
В большинстве случаев упоминание компании в негативном отзыве не является использованием её товарного знака по смыслу законодательства. Но не все модераторы соцсетей, групп в соцсетях и сайтов-отзовиков разбираются в интеллектуальной собственности так же хорошо, как вы. Модераторам проще согласиться с правообладателем и удалить спорный контент.
Если модерация не отреагировала на жалобу или отклонила её, подавайте повторно. Новая жалоба попадёт к другому модератору, который может принять другое решение. Тот же YouTube иногда блокирует видео только с четвёртого-пятого раза, но это всё равно быстрее, чем ходить по судам.
В доинтернетные времена предприниматели из разных городов меньше конкурировали между собой. Даже если у одного из них был зарегистрирован товарный знак, а другой работал под похожим названием, то они могли проработать всю жизнь и так и не узнать друг о друге. А даже если и узнавали, то многие не шли в суды – просто потому что нарушитель из другого города не сильно-то и мешал.
Сейчас интернет и маркетплейсы объединили всех в один рынок: неважно, в каком ты городе, когда у тебя доставка по всей стране. Из-за этого предприниматели с одинаковыми или слишком похожими названиями обнаруживают свои товары на соседних вкладках в браузере.
Некоторые маркетплейсы не принимают на продажу товар от поставщика, пока не проверят товарные знаки. Если предприниматель поставляет товары собственного производства, он показывает свою регистрацию. Если перепродаёт чужие товары, то показывает договоры с производителями, из которых будет видно, что он продаёт оригинальные товары, а не контрафакт.
Другие маркетплейсы вообще ничего не проверяют, просто принимают товар от поставщика и запускают его в продажу. Зато прописывают в договоре хитрый пункт: поставщик заверяет, что его товары не нарушают чужие права, а если окажется, что нарушают, то продавец компенсирует маркетплейсу все убытки, а иногда и приплатит штраф сверху. Многие предприниматели принимают оферту не глядя, а зря.
Когда обнаружится, что на товаре поставщика незаконно использован чужой товарный знак, претензии сначала предъявят маркетплейсу. Он быстро заблокирует товар, а то и весь магазин, и запросит документы у поставщика. Если нарушение подтвердится, то блокировку не снимут, а правообладатель подаст в суд. Чужой товарный знак в такой ситуации используют и поставщик, и маркетплейс. Правообладатель может предъявить иск любому из них, а может и обоим сразу. Маркетплейс никуда не пропадёт и точно заплатит, поэтому судиться сначала будут с ним. А вот после того, как маркетплейс понесёт убытки, он пойдёт требовать эти деньги с поставщика.
Кемерово, 2019 год. На сайте Wildberries продавались деревянные пазлы. Оказалось, что это контрафакт: поставщик использовал чужой товарный знак да и сами пазлы скопировал у истца. Правообладатель потребовал компенсацию 1 780 000 рублей, в итоге с маркетплейса взыскали 480 000 рублей.
Маркетплейсы всеми силами пытаются уйти от ответственности: каждый месяц меняют свои договоры, а в судах называют себя информационными посредниками: мол, мы не при делах, все вопросы к поставщикам. Позиция маркетплейсов такая: «Продавец – это ИП Иванов, а мы просто публикуем его предложение». Правообладатели не соглашаются: маркетплейс не просто публикует предложение, а модерирует карточки, рекламирует товары, назначает скидки, консультирует покупателей, принимает платежи, доставляет товары, а потом ещё и проводит возвраты. И на всём этом маркетплейс зарабатывает деньги – значит, пусть отвечает за нарушения.
Судебная практика по маркетплейсам ещё только-только формируется. Некоторые суды взыскивают компенсации с маркетплейсов, некоторые (чаще всего) отправляют судиться с поставщиком. Есть решения, где компенсацию взыскивают солидарно и с поставщика, и с маркетплейса. Но вопрос стоит не в том, есть нарушение или нет, а в том, с кого взыскивать компенсацию.
В любом случае страдать деньгами за нарушение в итоге будет поставщик, поэтому выходить на маркетплейс, не разобравшись с товарными знаками, опасно.
Товарный знак можно внести в Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС). Тогда таможенники станут задерживать на границе товар, если у перевозчика не будет документов от правообладателя.
Есть такой миф, мол, «что эти ваши товарные знаки, вон китайцы подделывают всё подряд – и ничего». Ну да, российские знаки действуют в России, китайские – в Китае. Китайцы могут производить у себя что угодно, там наши знаки не действуют. Но когда они пытаются ввезти продукцию под чужим знаком в Россию, тут их встречают наши таможенники.
Возможно, вы помните шумиху вокруг Xiaomi в 2017 году, когда таможня перестала пропускать их технику в Россию. Это произошло как раз когда Xiaomi решили упорядочить продажи своей техники в РФ и внесли свои знаки в ТРОИС. Разрешения дали только тем, кто согласился на условия официального дилерства. Теперь по всей стране одинаковые красивые магазинчики Xiaomi, а бренд силён. Во многом – благодаря товарному знаку.
Подробнее о защите интеллектуальных прав читайте в книге Алексея Башука и Максима Ильяхова «Своровали? Накажи!».
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».