«Я придумала проект об истории еды, потому что больше всего на свете люблю вкусно поесть! Однако просто поесть можно в любом ресторане, мне же интересно исследовать, откуда и как возникло то или иное блюдо или легенда, с ним связанная. И ещё меня заряжает общение с умными, образованными и неравнодушными людьми - именно таких я вижу на наших вечерах. Так сложились три столпа моего проекта Gedonistica: еда, искусство, общение», - говорит Анна Омельченко, которая организует литературные и исторические вечера с аутентичным ужином и рассказами о той или иной эпохе. О том, как заработать на исторических и литературных ужинах, Анна Омельченко рассказала порталу Biz360.ru.
Анна Омельченко, 35 лет, предприниматель из Москвы, основатель проекта
Gedonistica (проведение исторических и литературных ужинов). Образование: МГИМО, факультет международного бизнеса и делового администрирования. До запуска своего бизнеса занималась рекламой в компании Nestle. Замужем, мама двух детей. Хобби: создание живописных копий картин великих художников.
Я долго сидела с детьми в декрете, и в какой-то момент начала думать, куда же мне двигаться дальше, чем заниматься? С одной стороны, у меня есть организаторские способности. Я - магистр менеджмента, а это, по сути, человек, который все процессы управления, организации и контроля может замкнуть на себе. Что говорить - я даже собственную свадьбу готовила сама!
С другой стороны, я люблю поесть! Еда для меня - огромное удовольствие. Друзья твердят: «Тебя надо снимать в рекламе! Ты с таким наслаждением ешь!» Но меня также интересует история еды: откуда возникли те или иные рецепты, какие блюда играли ключевую роль в национальных кухнях разных стран, как и почему шеф-повары достигали кулинарных высот.
С третьей стороны, я как любая мама в декрете, испытывала катастрофическую нехватку общения «по интересам», «по душам».
В итоге, из трёх частей и сложилась идея ужинов с особой атмосферой, куда бы приходили интеллигентные люди не только попробовать блюда великих гурманов, но и узнать новое о жизни и стиле еды разных стран и эпох.
Так родился проект Gedonistica. Мне хотелось, чтобы в названии ассоциативно обыгрывалось слово «гедонизм», и одновременно с этим был акцент на научном подходе, так как проект несёт в себе образовательную составляющую.
Самый первый тематический ужин по истории шоколада состоялся летом 2018 года. Я помню его как первый поцелуй! Из гостей пришла экс-коллега с подругой, ещё пять человек пришли через Instagram и Facebook. Семь человек на первом вечере - для меня это была победа!
Подключив рекламу в соцсетях, с марта следующего года запустила сразу серию ужинов: сначала четыре мероприятия в месяц, затем – шесть, и так далее. В пике до пандемии проводила 12-13 встреч в месяц. Проект вышел «в ноль» на пятый месяц.
На старт потребовалось около полумиллиона рублей вложений, включая затраты на рекламу. В августе, после карантина, а значит, вынужденной паузы, прошло четыре мероприятия, в сентябре - уже семь.
В октябре расширяем кулинарную географию встреч: в планах не только старинная русская кухня, но и изящная французская, викторианская английская, традиционная немецкая, интереснейшая кухня южных штатов США.
Например, можно будет отведать устриц в хрустящем тесте под сметанном соусом для Ретта Батлера, шоколадный тарт с пеканом для Скарлетт О'Хара, стерляжью уху по Гоголю, «бесстыдную в своей наготе» кулебяку по-чеховски, английского белого перепела в стиле Шерлока Холмса, мюнхенские колбаски с Октоберфеста, квашеную репу и утку с яблоками, розмарином, тимьяном и корицей со стола императрицы Екатерины Великой.
В среднем, на ужин собирается 15-25 человек. Всё зависит от того, насколько откликается тема: есть мероприятия на 10 человек, а есть хиты, где полный аншлаг - 40-45 человек.
На сегодня у проекта есть официальный сайт Gedonistica, аккаунт в Instagram и страничка в Facebook. Недавно появился канал на «Яндекс.Дзен». Продвижение и продажи идут, по большей части, через Instagram (у проекта 19 тысяч подписчиков), также билеты на ужины можно приобрести через агентов - TimePad и Nethouse. В месяц на таргетированную рекламу в Instagram тратим примерно 20-30 тысяч рублей.
В карантин проект «встал». Вынужденная пауза позволила передохнуть (я год с лишним работала в режиме 24/7), а также придумать новые ответвления бизнеса, в том числе онлайн-формат, где я вижу большой потенциал для роста. Сегодня проект ограничен Москвой, а мне хочется распространить его по России и дальше - на русскоговорящую аудиторию других стран, где тоже любят еду и интересуются историей кухни.
Все наши гости объединены интересом к какой-то одной теме - Гиляровскому, истории дома Романовых, величию «Титаника» или красоте эпохи Возрождения. Но в равной же степени - и любовью к еде. История еды - основное, что нас собирает вместе.
Лекторы - историки, филологи, искусствоведы - погружают гостей в выбранную тему, рассказывая не только контекст эпохи, произведения или страны, но и, безусловно, самое любимое - исторические байки.
Вечер обычно подразделяется на несколько исторических блоков, между ними подаются блюда, которые мы с шефом специально заранее отбираем для каждой темы. Выбор этот не случаен - я перечитываю много разных источников, чтобы найти интересные рецепты или те, которые в большей степени характеризуют любовь, скажем, Чехова или его персонажей, к еде.
А ещё я обожаю готовить викторины! Знаю даже, что есть постоянные гости, которые именно их ждут. И призом бывает сюрприз от шефа на десерт.
У нас индивидуальный подход к каждому гостю. Однажды перед ужином викингов мне позвонила девушка, она хотела прийти со своим спутником, оба вегетарианцы. А что, как мы с вами привыкли думать, едят викинги? Ну, обычно это мясо на вертеле, подкопченное и в дыму, брутальные порции, что-то далеко не изящное. «Можете сделать отдельное меню для нас, как ели викинги, но только без мяса?» Можем!
Мы с шефом долго ломали голову, как правильно заменить то, что придумали в первоначальном варианте на то, что тоже было бы исторически точно. Но справились: вместо рыбного супа был тыквенный, а рагу с олениной заменили на овощное рагу с кореньями и травами.
И ещё случай помню. Другой ужин, по теме «Москва и москвичи по Гиляровскому» - в том меню рыба была в трёх блюдах из четырёх! Только десерт был не из рыбы. И пришла к нам гостья с аллергией… на рыбу. Мы, конечно, подобрали те блюда, которые ей было можно.
Но мне так приятно, что тема ужина цепляет человека настолько, что он хочет прийти на мероприятие, несмотря ни на что другое.
Один из наших фаворитов - ужин по императорскому меню при Николае II. По старинным меню, каким-то чудом дошедшим до нас, мы смогли реконструировать рецепты и отдельные события тех дней.
Так, в меню нашего ужина: холодное из сигов 1896 года, рассольник из меню торжественной трапезы в день коронации Николая II в Грановитой палате; жаркое из пулярки с кореньями из меню парадного обеда в Зимнем дворце в честь 300-летия дома Романовых в 1913 году.
В августе мы провели ужин в ритме джаза - пришло 40 человек! Подобрали очень атмосферный ресторан в духе 20-х годов, который способствовал развитию темы бутлегерства и мафии. Музыка тогда меняла мир вокруг, и отражала происходящие в нём изменения. Джаз звучал отовсюду, из любого кабачка. Именно так и было заснято в первом звуковом фильме 1927 года – «Певце джаза».
Я очень люблю к каждой лекции подбирать отрывки из старинных фильмов. Такие отрывки погружают в эпоху и атмосферу с головой. Шеф виртуозно воплотил американские рецепты начала века - джамбалайя стала фаворитом вечера.
Цена билета на наш ужин - 4 290 рублей. С декабря я не поднимаю стоимость - мне важно, чтобы мероприятие было доступным.
Однажды мы делали ужин по «Игре престолов». Я обычно общаюсь с гостями, подхожу к каждому столику, знакомлюсь, спрашиваю о впечатлениях. И мужчина мне говорит: «А почему вы не в костюме Дейнерис?!»
Я знаю, что некоторые гости хотели бы кринолины и прочий антураж. Я даже пыталась разработать сценарий с костюмами, интерьером. Но цена билета сразу взлетит - минимум до 10-15 тысяч рублей. Сколько людей могут себе позволить вынуть из кармана 15 тысяч и потратить их на один вечер? Это совершенно другой сегмент. А мои постоянные и любимые клиенты-учительницы говорят: «Мы целый месяц копили, чтобы пойти к вам на ужин!» Для таких людей хочется горы двигать.
Наша целевая аудитория - от 6 лет до бесконечности. Например, одна из моих любимых дам отпраздновала у нас день рождения - 92 года! Другая элегантная леди в шляпке с вуалью пришла на свой 80-летний юбилей.
Мне очень ценно, когда на ужине отмечают важные даты - дни рождения, годовщины, романтические моменты. Если успевают предупредить заранее, то мы обязательно поздравляем гостей от себя.
Конечно, есть и сложные моменты. Некоторые гости приходят со своими ожиданиями, которым действительность не всегда соответствует: «А мы думали, что мы будем в кринолинах!». Или – «На вечере в Петербурге был иммерсивный спектакль, я думала, и здесь тоже будет!»
Почему так, не могу объяснить - я максимально подробно описываю программу ужина, и после мероприятия делаю фото-и видеоотчёты, чтобы люди понимали формат вечера.
Не могу сказать, много ли предложений подобного формата, но знаю, что есть люди, которые скопировали мою идею. Так, один из лекторов, которого я детально посвятила в свою концепцию, начал проводить свои ужины по Гоголю и Булгакову. Знаю также , что мою идею реализуют в тех ресторанах, с которыми я некогда сотрудничала.
Здесь нечего переживать - невозможно скопировать творчество, энергию, эмоции и наши горящие глаза. Это как если бы все мастера маникюра, выходя на рынок, думали о том, что их скопируют. Ну, пусть пробуют. Посмотрим, что из этого выйдет.
В проекте Gedonistica нет штатных сотрудников. Концепция ужинов, организация, общение с клиентами и партнерами, ведение соцсетей - на мне, за финансовую и юридическую часть проекта отвечает муж.
Шеф-поваров и лекторов на мероприятие я ищу долго. Мне важно найти родственные души, которые говорили бы со мной на одном языке. Но случаются и накладки. Например, есть замечательный, увлечённый специалист. Мы делаем с ним два-три прогона лекции - всё прекрасно. И вот он выходит на публику и… совершенно теряется. Я думаю: «Ну как же так? Что же такое произошло?!»
Люди есть люди, и человеческий фактор никто не отменял. В итоге у нас сформировалась «великолепная пятёрка» из лекторов, у каждого - свой творческий подход и темперамент.
Главное, что объединяет тех, кто занят в проекте Gedonistica, - это горящие глаза. Только в этом случае и у гостей глаза будут гореть, а для меня это самая большая отрада.
Для меня мой проект - это моё детище. Я просыпаюсь в семь утра, беру телефон и начинаю работать, работать, работать - и вкладывать в своё дело много чувств, энергии, эмоций. Это нельзя назвать бизнесом, это нельзя назвать хобби. Это что-то большее, чем и то, и другое.
Я с головой погружаюсь в каждую новую гастрономическую тему - мне это дико интересно. Гости часто спрашивают на мероприятии: «Вы педагог? Актриса?». Я, например, могу любимые стихи Есенина прочесть во время ужина по Серебряному веку. А в прошлый Новый год я сама вела ужин, потому что 31 декабря все лекторы мне сказали: «Анна, окститесь!» А я думаю: «Ну как же так? Это же Новый год, такая прекрасная история!»
В итоге на тему «Новогодняя история еды от А до Я» я приготовила список рождественских и новогодних блюд разных стран в алфавитном порядке и про каждое рассказывала праздничную историю: П - праздничный рождественский пудинг, Щ - история первых щелкунчиков и т.д. Помню, мы дошли до середины алфавита, на часах 2:45 ночи, я призываю: «Друзья, давайте выпьем шампанское, потанцуем - Новый год же!». А мне: «Нет-нет, шампанское подождёт, вы рассказывайте дальше!» Это фантастическое ощущение!
Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал,
страницу в Facebook и
канал на «Яндекс.Дзен».